Найти тему

Реформы образования, которые никто не понимает

Всем доброго времени суток! За последние годы было много преобразований в системе образования. Хвалебных отзывов и недовольств было ещё больше.

Критиковать легче, чем предлагать. Сам многое критиковал, в том числе и здесь, на Дзене. Но помимо критики в голову приходят и другие мысли. Здесь я их и изложу. Статья получилась больше, чем обычно. Так что запасайтесь чаем и печеньками. Я, может быть, буду слишком прямолинеен. Если кого-то обижу, то извиняюсь заранее. Просто излагаю своё мнение, которое тоже может быть ошибочным. Поехали!

Найдено на просторах Яндекс.Картинок
Найдено на просторах Яндекс.Картинок

Совсем недавно я писал о том, почему ФГОС не реализован, и почему его не реализовать с современных условиях. Заодно покритиковал Министерство просвещения и Рособрнадзор. Критика в основном была направлена на введение проверок (ВПР, НИКО, PISA). Они отвлекают от рабочего процесса, их содержание и критерии вызывают сомнения, как и их необходимость в принципе.

А давайте попытаемся посмотреть с другой стороны. Отбросим самые радикальные теории заговора. В министерствах сидят люди не глупые. Да, большинство из них в школе не работало. Да, не на все проблемы они обращают внимание. Но у них есть то, чего нет у нас. Это статистика. Картину системы образования по стране они явно видят лучше, даже если во внимание принимаются какие-то средние показатели. Проблемы отдельных школ и регионов не входят в компетенцию федерального правительства. Оно за этим следит, может с чем-то помочь, но вообще-то это должны решать на уровне региона. Правильно это или нет? Кто знает. Надо принять как факт. У нас на уровне региона организуется огромное количество встреч, форумов, которые ставят своей целью решение именно наших проблем. Только мало кто о них знает. Некоторые знают, но не проявляют интереса. Найти виновного всегда проще, чем взять и сделать самому.

Контроля больше, чем помощи? Ну да. А может и правильно? Давайте начнём с теории. Сейчас честно каждый самому себе признайтесь, знакомы ли вы с педагогической теорией, с её последними достижениями или хотя бы с трудами классиков? Я честно признаюсь, хоть и много читал о разных моделях, приёмах и методах обучения, не могу сказать, что я в полном смысле всё усвоил; на практике тоже не всё попробовал. А коллеги? Большинство моих коллег и не читало почти ничего на эту тему. Просто работают. У кого-то получается. У кого-то получается очень хорошо. С опытом многое приходит само. Положительный результат есть и ладно. Кому-то просто от природы дано учить других.

От теории перейдём к законодательству. Хотим мы того или нет, но есть образовательные стандарты и профстандарт педагога. Нам всё равно придётся по ним работать и на них ориентироваться. Время не стоит на месте, общество меняется очень быстро. Система образования тоже должна подстраиваться. Она всегда менялась, и в Средние века, и в Новое время, просто скорость изменений была другая. Государство вынуждено указывать нам путь. Есть школы и педагоги, которые уже так работают. Кто-то так работал уже в конце советской эпохи. О введении этих стандартов говорили за несколько лет до их утверждение, давали время ознакомиться и подготовиться. Сколько форумов, вебинаров, обсуждений было проведено. А только воз и ныне там. Я смотрю на школы нашего региона, общаюсь с коллегами из соседних регионов. Почти ничего и не поменялось. Большинство педагогов как работало до введения стандартов, так и работают. Немного отличается только начальная школа, там изменения больше ощутимы.

Обязательно в таких случаях напоминают о советской школе. Вот образование-то было. Лучшее в мире. Да, лучшее. Но главное слово здесь «было». Поймите меня правильно, мне нравится советская модель, но просто она не отвечает современным запросам. Культура поменялась, а в след за ней и общество. Родители требуют от учителей другого подхода. Ученики интересуются другими вещами. Советский опыт уже не повторить, как бы мы не пытались.

И возвращаемся к контролю. Поставьте себя на место нашего правительства. Смотрим на тенденции развития образования и науки, определяем вектор развития, формируем новые требования к системе образования и внедряем поэтапно. Ждём. Анализируем результат. А результата нет! Проходит год, два … пять, а результата всё нет. Начинаем разбираться и проверять. НИКО, ВПР и всё такое. Что видим? Те компетенции, которые заложены во ФГОС не формируются. А кто виноват? Пусть каждый ответит себе сам. Я не защищаю наше министерство и надзорные органы. Там тоже люди работают, и они могут ошибаться.

Немного про аттестацию педагогов. Единства нет, в разных регионах разные подходы. Наши учителя жалуются, что у нас получить категорию труднее, чем в Москве. Другие регионы считают, что у них ещё сложнее. Не нравится? Правительство готово создать единую систему, ориентированную на профстандарт педагога. Кто слышал про Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ)? Если не слышали, то кратко: это письменная работа, по которой нам будут присваивать категорию. Нужно подробнее - вам сюда. В интернете можно найти демоверсии. Ознакомьтесь и ужаснитесь. В 2018 году учителя математики участвовали, половина не справилась. И хоть к той модели много вопросов, но факт остаётся фактом.

Да, рано или поздно нас всех будут аттестовывать по-новому. И те компетенции, которые мы должны формировать у учеников спросят и с нас. Сами понимаете, чтобы чему-то научить, нужно сперва научиться самому. А вот готовы ли мы к этому. Те, кто уже несколько лет проработал в школе, скорее всего справится, но после некоторой дополнительной подготовки. Те, кто только закончил училище или вуз, скорее всего не справятся. Будут их доучивать. Часто слышу, что от таких требований учителя побегут из школы, кто же тогда учить детей будет? Вы думаете в министерстве не знают о кадровых проблемах в образовании? Прекрасно знают, поэтому требуют не увольнять, а отправлять на курсы повышения квалификации. Как эти курсы проходят – это отдельная тема.

Есть другое мнение. Оно заслуживает внимания, понимания и обдумывания. Это зарплаты учителей. Не могу судить о столицах и крайнем Севере, там своя специфика. Возьмём для примера среднюю по России школу. Зарплаты учителей низкие. У нас техничка за ставку получает больше, чем учитель первой категории. Ставка – это норма. Это количество часов работы (не только уроков), которое оставляет время и для отдыха, и для развития как личности и педагога. Прожить на такую зарплату невозможно, я уж не говорю про содержание семьи. Поэтому учителя набирают много часов и занимаются репетиторством: не потому что они меркантильные такие, а потому что по-другому невозможно обеспечить достойную жизнь. Сколько за последние годы менялась система оплаты труда педагогов, а ситуация не меняется. Опять во всём виним руководство страны. А вы не думали, что это вообще конституцией заложено? Это было дано на откуп регионам. Сейчас каждый регион в силу своих возможностей определяет зарплату. Федеральная сетка часов есть, но она устанавливает лишь минимум. Министерства наши не могут поменять эту ситуацию. Хотите изменений, надо менять отдельные положения конституции. Принцип федерализма, как он есть.

Многие, наверное, сейчас вспомнили майские указы президента о средней зарплате по региону. У нас посчитали, на среднюю вышли. Помимо зарплат включили пенсии тех учителей, кто их уже получает, добавили льготы (они оказывается есть) – вот вам и средняя по региону. Потом проверка федеральная приезжала, но ситуация не изменилась. Согласен, что без повышения зарплат, ситуация с образованием сильно не изменится, как бы не давили. Только платят одни, а спрашивают другие. Добро пожаловать в положение между молотом и наковальней.

Вот и получается, что тех, кто проводит реформы своё понимание проблемы, у региональных властей свои проблемы, а мы, учителя, сидим и думаем, почему не решают более насущные и важные проблемы? И понимания нам, похоже, в ближайшее время не найти. Каждый со своей колокольни звенит, и всю систему образования глушит.

Если статья найдёт понимание, то напишу ещё одну. Всё вышеперечисленное – это лишь верхушка айсберга.