Найти тему
Катехизис и Катарсис

Известнейший авиаконструктор в мире. Однажды джип, банан и лошадь...

Оглавление

Эта статья посвящена пионеру вертолетостроения, заслуженному авиастроителю, человеку длинной нестандартной инженерной мысли — Франку Пясецкому.

Франк Николас Пясецкий родился в 1919 году в США. В юном возрасте мальчику довелось покататься на воздушном шаре, и тогда он навсегда влюбился в небо. Но, поскольку он не был бесстрашным раздолбаем, то пошел не в летчики, а в авиаконструкторы.

Талант виден с молодости

Еще будучи студентом Пясецкий устроился на работу в фирму PLATT-LEPAGE AIRCRAFT, чьи сотрудники в 1940 с восхищением смотрели на идеи немецкого инженера Фокке и лепили вертолет поперечной схемы XR-1. Правда, со своими заворотами — два несущих винта связывал хитрый механизм, из-за которого при вираже обороты роторов становились разными, и летчик должен был по-разному управлять одновременно двумя винтами. Когда студент-отличник сказал старшим товарищам «упадёт же», ему ответили: "Такого не будет, ты это придумал, и вообще не умничай". Тогда Пясецкий пошел разговаривать с летчиком-испытателем. Спустя несколько полетов XR-1 таки разбился, но летчик спас себя, в последний момент уменьшив скорость падения. Наградой для студента стало «ты спас мне жизнь» от испытателя и «добровольное» увольнение.

Вот что лепили
Вот что лепили

Не отчаявшись, Пясецкий создал свою компанию и начал создавать свои вертолеты. Тут то и проявился его «авторский почерк» — он не любит рулевой винт. Чисто эстетически ему не нравилась эта бесполезная хвостовая балка, которую приходится делать, только чтобы воткнуть этот пропеллер. Разумеется, он попытался сделать вертолет без него — на Piasecki PV-1 реактивный момент должен был компенсироваться струей воздуха из вентилятора. Мощности не хватило, и на Piasecki PV-2 пришлось делать рулевой винт.

Уже тут нужно снять перед Пясецким шляпу — на своем первом изделии он смог карандашом в блокноте рассчитать симметричный профиль лопастей с постоянным центром давления и передней центровкой, быстро разобраться с возникшими вибрациями и даже не угробить себя во время самостоятельных полетов(хотя пару раз он был к этому близок)! Вскоре положительный отзыв о вертолете дал авторитетный летчик-испытатель, а потом Франк привез свое детище в Вашингтон. И, что важнее, смог показать его будущему президенту США Трумэну. Трумэн хеликоптером впечатлился, и вскоре с Пясецким был заключен большой контракт...

На пути к успеху

Как я уже говорил, одновинтовую схему Пясецкий не любил. Поэтому для своего следующий вертолета - PV-3 - он создал продольную схему.

Минутка матана
При продольной схеме два несущих винта, разнесенных по продольной оси, вращаются в противоположных направлениях. Это не компенсирует полностью реактивные моменты, из-за чего всегда есть боковая сила, уводящую машину с курса. На некоторых режимах полета появляются сильные вибрации, инженеры обязательно сношаются со сложной трансмиссией, а передний винт мешает заднему и сжирает мощность. Одновинтовая схема не просто так классическая короче.

Первый в мире вертолет такой конструкции поднялся в небо в марте 1945 года и сразу понравился военным большим внутренним объемом. Дабы избежать перехлеста винтов, так же впервые в мире фюзеляж сделали в форме банана, подняв один винт над другим.

Испытатели окрестили его «Собачий корабль», военные переименовали в HRP Rescuer и попросили «одеть» его, а то голым летать на комильфо. И хотя у вертолета были проблемы с ресурсом и прочностью механизмов, с ним Пясецкий победил в конкурсе на морскую летаблу у Сикорского, а следом HRP в десантном варианте заказали морпехи. Всего было построено 28 машин. Мало? Да. Но зачем больше? Спустя всего три года полетел PV-14, он же HUP Retriever, он же H-25.

На нем исправили большую часть проблем Догшипа, сделали мертвую петлю, воткнули примитивный автопилот — в общем, работа над ошибками увенчалась успехом и заказом аж на 370 машин. Теперь фирма Пясецкого прочно стояла на ногах, имея репутацию и опыт, и была готова создать свой главный хит…

P.s. Самым значимым достижением H-25 за всю карьеру стало участие в учениях Desert Rock с использованием ядерного оружия. 39 вертушек высадили десант прямо в воронку ядерного взрыва через полчаса после оного. Вертолеты выдержали, на людей всем было плевать. Добро пожаловать в вооруженные силы, господа либералы.

Красиво наверное
Красиво наверное

I'm banana man

Его прозвали «Рабочей лошадкой», хотя он больше похож на банан. Знакомые иппологи говорят, что лошадям нравится бананы. Может поэтому Н-21 так эффективно воевал в банановых республиках?

PV-22 (да, все вертолеты Пясецкого переименовывались по 20 раз) в своем первоначальном виде имел деревянные лопасти несущих винтов, а смазкой была кровь погибших прочнистов. «Ну ведь прокатывало с предыдущими вертолетами!» — так и у них масса была меньше грузоподъемности «Лошадки» и пихло в два раза слабее… В общем, металлические винты Н-21 получил только после ряда катастроф, не омрачивших успех пепелаца. В его послужном списке и большие продажи на экспорт гражданским компаниям и успешное боевое применение. В Алжире вертолет впахивал как ломовая лошадь — с августа по ноябрь 1956 года менее двух десятков вертушек перевезли 70 000 человек и суммарно налетали 10 000 часов, успев пострелять из 20-мм пушек и покидаться бомбами. Правда, были и потери — никакой бронезащиты или резервирования механизмов Банан не имел, и потому порой машине хватало даже одной пули…

Такое остекление дает отличный обзор и прострел
Такое остекление дает отличный обзор и прострел

Гигантомания

Гигантомания прослеживается во всем, к чему прикладывает руку человек. Самый большой корабль, самый большой небоскреб, самый большой вертолет... Последнее про CH-16 (PV-15) Transporter. Проектировать эту дуру на секундочку начали в 1948 году! Два двигателя (впервые в американском вертолетостроении) по 1650 лошадей(а еще планировалась версия с ГТД на 3755 л/с), 40 метров длинна, 10 тонн массы, место для 40 морпехов. Проектировали двухпалубный вариант и место для грузов под брюхом... Ой, тут такие вибрации, что в одном из полетов оторвало лопасть. Решить эту проблему до того, как первый прототип разбился и программу аннулировали, не удалось. У гигантомании всегда один итог.

ЪУЪ
ЪУЪ

К слову о личности. В 1951 году Пясецкого избрали президентом Американского вертолетного общества. На этом посту он настоял, чтобы первый приз имени Александра Клемина (KLEMIN) был вручен «основателю мирового вертолетостроения» и его старому конкуренту Игорю Сикорскому, причем Франк вручал награду лично. По-моему отличный пример взаимного уважения. Жаль фото того награждения не сохранилось…

Легендарный Игорь Сикорский.
Легендарный Игорь Сикорский.

Новый виток в жизни Пясецкого случился в 1955 году. С одной стороны, он, как капиталист и предприниматель, имел большую свободу самореализации и личную прибыль, с другой - был выжат советом директоров из собственной фирмы, которую создал с нуля и поднимал все эти годы. Piasecki Helicopter была переименована в Vertol Aircraft Corporation (Vertol), а спустя несколько лет выкуплена Boeing. К созданным уже под этой маркой CH-46 Sea Knight и CH-47 Chinook Франк Пясецкий не имеет никакого отношения, так же как и к V-22 Osprey.

«Увольнение» основателя фирмы не мешает использовать его имя.
«Увольнение» основателя фирмы не мешает использовать его имя.

Впрочем, авиастроитель не унывал. Основав Piasecki Aircraft Corporation, он продолжил чудить по-авиастроительному, принципиально сосредоточившись на крайне интересных новинках. Например, сделал летающий джип. Нет, правда.

Я персона вип-вип, у меня есть джип-джип

В 1957 Вьетнамской войны еще не было и в большом будущем вертолетов у кого-то были сомнения. Поэтому министерство обороны США профинансировало летающий джип. А Пясецкий смог воплотить эту идею в металле - Piasecki VZ-8 Airgeep полетел 22 сентября 1958 года. Вскоре такую же игрушку захотели и в ВМФ - видимо гоночки на палубе авианосца устраивать.

А потом запилили вторую, улучшенную версию, и даже испытали. Она устойчиво летала на 40 км в даль и на высоту до 900 метров. Но до вояк наконец дошло, что этой машине нет места на поле боя. Поэтому Пясецкий перешел в другую стезю…

-14

Скорость. Я — скорость.

Не перепутайте расположение буквы - тут 16H, а не H-16. Piasecki 16H-1 Pathfinder полет 21 февраля 1962 года. Авиаконструктор остался верен себе - хвостовая балка "Следопыту" была нужна не для того, для чего ее использовали вертолеты здорового авиаконструктора.

От винтокрыла хотели скорости. Не три маха, но 400 км/ч точно. Даже воткнули газотурбинный двигатель сначала на 500, а потом на 1200 лошадей и винт с хитрым устройством, позволяющим и толкать и компенсировать реактивный момент. При этом винтокрыл был компактным и очень даже маневренным, модифицированная версия могла перевозить по 6 человек (или солдат) или 2.5 тонны грузов. Но заказов на нее не нашлось, равно как и на многие проекты ее развития. Эта машина была последней в творческой жизни авиаконструктора — в дальнейшем он, судя по всему, работал только преподавателем на первом факультете.

10 протекающих студенток из 10
10 протекающих студенток из 10

Заслуги Франка Пясецкого были отмечены высшей технической наградой страны — Национальной медалью США в области технологий и инноваций. Скончался авиаконструктор в 2008 году, в возрасте 88 лет. Он прожил отличную жизнь, всем желаю такую.

Спасибо Обама Рейган
Спасибо Обама Рейган

Написано для Всратых авиаконструкторов

Автор статьи: Надоедливая Собака

░░░░░░░░░░▄▀▄▀▀▀▀▄▀▄░░
░░▄░░░░░░▄▀▒▒▒▒▒▒▒▒█░░
░█▒█░░▄▄▀▒▒▒▒▒▀▒▒▀▒▒█░
░█▒▀▀▀▒▒▒▒▒▒▒▄▒▀█▒▄▒█░
░█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▀▀▀▀▒▒█░
░█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒█░
░▀▄▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒█░
░░█▒▒▄▄▒▒▄▄▄▄▒▒▄▄▒▒█░░
░░▀▄▒▀▀▄▒█░░▀▄▒█░▀▄▀░░
░░░░▀░░░▀░░░░░▀░░░░░░░