Найти тему
Кристина Хачатрян

Как относиться к современному искусству?

Нас мотает из крайности в крайность: новый арт – не о чём или круто. Иногда находишься по середине и просто не можешь понять, как его воспринимать и относиться. Сегодня попытаемся разобраться в этом. 

 

Московский музей современного искусства
Московский музей современного искусства

Эмоциональное восприятие 

Немного стыдно признаваться себе в том, что современное искусство вызывает страх непонимания, который возникает при знакомстве с ним. Отчасти, это боязнь неизведанного в сочетании с отсутствием явной эстетики, закладываемой в искусство вплоть до ХХ века. Мы так устроены, что веками в обществе формировалось восприятие «эстетика = искусство» и это был и будет правильный вектор для творцов, однако в новом арте нет цели показывать реальность сквозь призму «красивого, возвышенного». Увы или к счастью, современное искусство уже с 20-го столетия не транслирует былые каноны и нормы, оно окончательно отошло от попыток передавать реальность и стало «играть» в неё, используя различные техники и подходы. Искусство больше не копирует действительность, ибо для этого у нас есть техника с фото-функцией. В большинстве случаев, целью современных авторов является содержание – одна или пару мыслей, провоцирующие общество на эмоции, отклик чувств (любых!). Отсюда и противоречие этих смыслов с нашим повседневным восприятием. 

Совет: К современному искусству стоит подходить, максимально очистив разум от канонов и концепций классики, ибо оно не создаётся по «стандартам» прошлых эпох, так что не имеет смысла сравнивать. Хороший подход – это постоянный вопрос в голове: «Вызывает ли увиденное/услышанное у меня эмоции», ведь именно этой целью современные творцы, в основном, и задаются. 

Ничего не понимаю! 

Из-за непонимания вообще не стоит волноваться, так как отсутствие чётких правил несёт в себе вольное прочтение и интерпретирование произведений. Если для понимания любого направления в искусстве до ХХ века требовался подход и знание исторического контекста и многих факторов, то современное искусство не требует культурологического диплома или насмотренности, так как оно работает только с эмоциональной стороной восприятия. 

Совет: Современный творцы «выбрали» удобную позицию – «интерпретируй сам», так что не паримся и пытаемся понять природу своих эмоций при ознакомлении с любым видом искусства. 

 

Как воспринимать? 

Безусловно, одними эмоциями «сыт» не будешь, хотя многие довольствуются исключительно этим. Для тех, кто ищет большее, стоит отметить важную черту современного арта – повседневность. Сегодня она - главная тема, вдохновение и среда обитания искусства, ибо творцами становятся люди, с самыми обычными жизнями продавцов, официантов, учителей и т.д. В своих произведениях они зачастую осмысляют именно повседневность. Важно не то, как мастерски сделано произведение, а то новое, что хотел показать творец в знакомых вещах или явлениях, - неожиданный ракурс обыденности. 

Совет: Надо понимать, что современное искусство вдохновляется повседневностью, а значит учит нас искать в своей жизни, вокруг себя, в рутине и в делах нечто интересное, дающее возможность задуматься, помечтать или просто отдохнуть.

Модерн-подход

Современное искусство, в общем смысле, классифицируют под направлением - постмодернизм. Его ключевыми признаками являются: 

  • девальвация высшей ценности творчества;
  • интертекстуальная насыщенность, компенсирующая отсутствие чётких форм;
  • ирония;
  • неопределённость содержания;
  • запрет на серьёзность;
  • большая роль интеллекта;
  • распад мира;
  • антропоморфность (образ пустого тела - муляж, манекен);
  • гиперреализм;
  • деструктивность.

Современное искусство в отличие от всех предыдущих периодов и направлений не имеет парадигмы и философии и, как следствие, чётких правил восприятия. Оно, скорее, ситуационная, краткосрочная реакция на происходящее и на будущее. Поэтому, стоит относится к нему так же ситуативно и воспринимать по большей части эмоциональным состоянием.