Ксавьера Холландер "Мадам"
***Осторожно могут быть спойлеры***
Я бы сказал, что это проходной текст. Не самое худшее, что, вообще, можно прочитать. Это и не мемуары, это и не автобиография, это и не что-то эротическое — хотя условно здесь всё присутствует. И, видимо, поэтому я не нахожу здесь какой-либо целостности. Явно, что книга рассчитана как провокация в большей степени. И стиль автора это подтверждает, описывая многое и многое из своей профессии (бывшая девушка по вызову и женщина-сутенёр), она даже людей классифицирует по национальности (по тому как они в сексе хороши) или по "чудачествам" (содомя, извращения — как это ещё в книге описывается). И, как мне показалось, автор сама в себе не может определиться. Потому что о некоторых вещах она с некоторым стеснительным пренебрежением говорит (мастурбация), а о других с ярким вызовом, хотя на само деле одно от другого мало чем отличается. А также с одной стороны сама автор чувственная романтическая натура, а с другой циничная жёсткая женщина — и всё это может быть продиктовано вокруг одного и того же действа или объекта.
Мне, лично, здесь не хватило упора на персонажа. Да она рассказывает историю о самой себе, о том, что с ней произошло, как она со всем этим справлялась (управляла) и т. д. и т. п. Но она сама как персонаж выходит чистой нимфоманкой, у которой секс является основным жизненным ориентиром. При этом я хотел раскрытия персонажа — она знает 7 языков, увлекается музыкой, литературой и искусством, из семьи, которая дала ей такое прекрасное воспитание — но я как читатель вижу это только на словах. А на деле получается один секс, секс и секс за деньги. Даже в фрагментах, где история центрируется исключительно на неё, на не очень-то и приятных моментах из её жизни — я не вижу её там как персонажа, с каким-либо чувствами, переживаниями и мыслями, я вижу лишь секс и ситуацию, а больше ничего. И вот этот момент меня больше всего и разочаровал (помимо ощущения целостности).
Сначала нам рассказывают о её становлении в качестве проститутки, хотя самая первая глава является завязкой для самого конца произведения. О её сексуальных и романтических взаимоотношениях с другими людьми. И здесь в основном упор на секс. Если считать все описанные ею сексуальные акты, то, скорее всего, можно легко сбиться со счёту. И вот эта часть самая неинтересная, хоть и описывает предысторию героя (биографию). Следующая часть (а описанную историю можно разделить на три части) — это её история в качестве "мадам", то есть той женщины, которая самостоятельно руководит борделем. И вот это наиболее интересно читать. Здесь уже больше фактического — осуществление управлением борделем с примесью субъективного взгляда автора на многие вещи из данной сферы. И окончанием всей этой истории является, на тот момент, актуальный конфликт с правоохранительными органами, из-за которого автор и покинула США. Последнее интересно лишь в качестве понимание произошедших событий со стороны автора.
Про фрагменты, содержащие описание полового акта, даже и говорить не стоит. Автор в данном случае берёт количеством, а не качеством описания. И, если выкинуть всё описание этих актов, то от книги останется, наверное, процентов тридцать. А первая часть книги практически полностью исчезнет.
И единственное, что мне здесь понравилось — это основная мысль всей книги, которая мелькает на протяжении всего повествования. А что, собственного говоря, плохого в проституции? И почему бы её не легализовать? На этом последнем вопросе автор и заканчивает книгу. И мне нравятся её доводы на этот счёт. Он, хоть и классический, но как по мне разумный. Люди так или иначе будут покупать секс за деньги и этого не искоренить. Люди бывают одинокими, неудовлетворёнными и иной раз единственный выход для них найти спасение от подобного состояние — это общество девушек по вызову. Причём автор под этим занятием не подразумевает исключительно "сунул, кончил и ушёл". Это ещё и внимание, ласка, общество другого человека. И в этом вопросе я с ней солидарен. Также, хоть автор об этом не говорит, но зато об этом повествует, люди приходят в подобные заведения с уже имеющимися у них сексуальными желаниями, фантазиями и потребностями, а не приобретают их у куртизанок.
Данная книга была бы неплоха, если бы автор смогла бы переместить акцент немного с описания половых актов на саму себя, а также вела рассказ не таким сухим языком. Чуть больше красок и поменьше секса здесь бы точно не помешало. А больше здесь и говорить не о чём.
Полин Реаж "История О"
Мне, конечно, понравилось, как всё это описано (если не считать затянутости). Но это скучное и неинтересное произведение. О подобного рода садизме и сексуальном рабстве (на постоянной основе) мне не особо интересно читать. Всем, конечно, своё. Но здесь перегибы в сторону жестокости, то есть клеймо раскалённым железом, постоянная порка кнутом до появления рубцов, разрывающих кожу, какая-то хрень с проколотым телом (что-то в виде пирсинга). Я не знаю, что тут конкретно сокращено, и я ждал появления конечной сцены, о которой можно прочитать во вступительной статье, где ГГ, когда она становится не нужной решает расстаться с жизнь, на что её хозяин даёт разрешения. Для меня бы это был катарсис, я его ждал, потому что без этой сцены всё остальное совсем бессмысленно смотрится. Выглядит как неудавшаяся порно фантазия.
Сюжет здесь начинается больше как эротический сон. ГГ привозят в замок (её парень), где её истязают, она это всё терпит или принимает с наслаждением, не поймёшь, так как ГГ чуть-чуть раскрывается только позже, а, вообще, она очень безликий персонаж (видимо, это нужно, чтобы читатель лучше себя мог почувствовать в её шкуре). После её отпускают на свободу, где она уже служит у своего парня рабыней (и она его любит). Он ей там говорит, что делать нужно, и она это всё принимает как естественный процесс. Затем он её отдаёт другому. Затем её любовь переходит к новому владельцу. И всё, собственно говоря.
Зачем ГГ, вообще, хоть что-то делает — не понятно. Кто она? Что она? Не ясно. На дают каких-то её биографических сводок — фотограф она или кто-то типа того. Баб любит, при этом выставляет себя в мужской роли в данном случает (с доминантной стороны). Что за героиня? Что за персонаж перед нами? Скука смертная, героиня мертва с самой первой страницы. Что там нашёл в этом произведении такого специфического Жан Полан — автор вступительной статьи (феминистического, с его слов, он там за позицию женщин выступает, и я честно пытался переложить его идею на содержание книги, но выходит лишь брехня какая-то)? И тут все женские персонажи выступают с такой преклонной позиции. 15-летняя девочка, которая с ничего, вдруг решила быть такой же как О (оригинальное имя у ГГ). Про мужских персонажей и говорить не хочется, они для меня остались совсем невнятными. Я их просто не понял.
Мне, конечно, зашёл такой размеренный и плавный стиль повествования. Да, и некоторые описательные фрагменты неплохи (бывают, правда, и излишними). Сексуальных сцен здесь не так уж и много, может они, конечно, вырезаны, но из того, что я прочитал, тут больше про кнуты и рубцы, чем про половой акт. Но всё остальное просто ужасно. Может, конечно, людям со склонностью к подчинению и зайдёт, тут кому что нравится. Но для меня это совершенно безликая и не интересная история, у которой потенциально должно быть что-то занятное, но всё интересное для меня не реализовали.
Стоит ещё лишь добавить, что, судя по Википедии, это всего лишь сокращённый перевод романа и, который является первым изданным на русском языке.
***
Библиографическое описание: Холландер К. Мадам. Реаж П. История О. Эротические романы. Пер. с фр. — Мн.: Белорус.-австрал. агентство «Дайджест», 1992. — 368 с. — ("Бестселлеры мира").