О первых днях Великой Отечественной войны написано много. Но почти ничего не известно о подвигах лётчиков. В основном пишут, что практически все самолёты были разбомблены Люфтваффе прямо на аэродромах, они не успели взлететь. А как было на самом деле?
В Белоруссии есть городок – Щучин. История у него древняя, почтенная. Первый письменный источник с упоминанием поселения относится к 1487 году, но официально считается – 1537 год. Расположен в 57 километрах восточнее Гродно. Я не буду останавливаться на всей истории, а перейду сразу в сороковые года XX века.
В августе 1940 года была сформирована 11-я смешанная авиационная дивизия. Она состояла из 16-го бомбардировочного полка, 122-го и 127-го истребительного полков. К началу войны штаб дивизии располагался в городе Лида, а полки на аэродромах: Щучин, Черлена, Скидель и Лесище. На вооружении состояло 208 самолётов: пикирующий бомбардировщик Пе-2, скоростные фротновые бомбардировщики АНТ-40 (СБ), истребители И-16, И-15 бис, И-153. Из них 19 самолётов было неисправно. Некоторые модели самолётов уже считались устаревшими. Но всё равно это была грозная сила, с которой фашистам приходилось считаться.
В первый же день дивизия потеряла 127 самолётов. К сожалению, большинство не успело даже подняться в воздух. В воздушных боях потеряли только 20 машин. Погиб командир дивизии, офицер, который принял командование на себя был тяжело ранен, а следующий тоже убит.
После гибели командного состава дивизию возглавил дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Григорий Кравченко. Но командовать было уже нечем. На следующий день боёв в дивизии не осталось самолётов, поэтому уцелевшие в боях офицеры и рядовые были выведены в тыл.
Когда в штабе командующего ВВС Западного Особого Военного Округа узнали о катастрофическом положении дел, о тяжёлых потерях в первые же часы войны, то командующий И.И. Ко́пец застрелился. Ему было всего 32 года, но уже был в звании Героя Советского Союза.
Командира 9-й смешанной авиационной дивизии Героя Советского Союза подполковник Андрей Гордиенко в июле арестовали и расстреляли. Черных было 29 лет. Его подразделения 22 июня потеряли 347 самолётов из 409.
Общие потери военно-воздушных сил Западного фронта были катастрофическими – из 738 уничтоженных самолётов, 528 было разбомблено и расстреляно прямо на аэродромах.
Почему так получилось, что помешало лётчикам подняться в воздух и дать достойный отпор агрессору. Этот вопрос до сих пор не даёт покоя. Об этом я поговорю в следующей статье. Будут интересные факты, например, как расстреливали лётчиков с крыш домов прямо в центре города. А пока вернёмся к лётчикам, базирующимся на Щучинском аэродроме.
На фоне всеобщего разгрома советской авиации, 127-й истребительный полк, входящий в 11-ю смешанную авиационную дивизию, показал себя достойно.
Первый военный грунтовой аэродром в Щучине был создан осенью 1939 года, когда Западную Белоруссию включили в состав СССР. Кстати, это важно для последующих военных событий. Там обосновался 127-й истребительный авиаполк. На вооружении были самолёты И-16. Машины неплохо зарекомендовали себя во время гражданской войны в Испании, хотя и были капризны в управлении. Но к 1941 году уже устарели. Выпуск этих деревянных самолётов прекратился в 1942 году.
Часть этих самолётов перед самой войной дислоцировалась на полевом аэродроме около деревни Прудцы Щучинского района.
В 3.25 утра 22 июня полк был поднят по боевой тревоге.
В 09.20 лётчики вылетели на перехват бомбардировщиков.
В первый же день истребительный полк, которым командовал подполковник Андрей Гордиенко совершил 172 боевых вылета. Его лётчики сбили 20 самолётов фашистов. Это было лучшим результатом среди всех истребительных полков Западного фронта. При этом было потеряно 13 самолётов, 14 лётчиков, из них 5 ранено.
Заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук Александр Артёмов совершил 9 боевых вылетов, сбил три самолёта врага. Он стал первым кавалером ордена Красного Знамени во время войны.
28 июня 1941 года, понеся большие потери полк был выведен на доукомплектование. За это время авиаполк стал лучшим среди истребительной авиации Западного фронта.
Обязательно загляните на канал «ТыжИсторик», там много всего интересного группа увлеченных товарищей пишет, не пожалеете.
Ваш В.Л.