В рамках своего кругосветного путешествия я брал билеты на необычный прямой рейс между Оклендом (Новая Зеландия) и Сантьяго (Чили). Во-первых, этот самолет буквально попадает в прошлое, потому что пересекает линию перемены дат с запада на восток. Я вылетел из Полинезии в шесть вечера, а приземлился на Южноамериканский континент в час(!) того же дня. Специально заскринил этот феномен на телефоне.
Во-вторых, во время такого перелета пассажиры оказываются на относительно близком расстоянии от берегов Антарктиды - всего каких-то 2200 км. Да, цифра немаленькая, но для сравнения самые южные окраины Чили отстоят от Белого континента на целых 800 км. Я специально заснял, как выглядела карта полета на мониторе моего Боинга. Не замечаете ничего странного?
Зачем самолет сделал такой крюк к берегам Антарктиды, а не полетел по прямой? Может быть это связано с безопасностью пересечения океанов? Например, есть определенные стандарты под названием ETOPS, которые устанавливают для каждого воздушного судна максимальное удаление от запасного аэродрома. Оно измеряется в минутах полета: ETOPS-60, ETOPS-180 и т.д.
Я летел на современном лайнере Boeing 789 - обладателе рекордно высокого ETOPS-330. В случае необходимости экстренной посадки, он точно бы дотянул до берегов Антарктиды. Но... Проблема в том, что там нет аэропортов, которые приняли бы такую махину. Поэтому объяснение странной траектории вовсе не связано с безопасностью межконтинентальных полетов.
На самом деле, вся загвоздка в искажениях, которые свойственны плоским картам. Предлагаю взглянуть на глобус (картинка выше) и посмотреть, как выглядит кратчайшее расстояние между Оклендом и Сантьяго. Как видите, в реальности самолет летит по прямой, однако такой его путь, перенесенный на плоскость, превращается в "загадочную" дугу. Перед вами оптический обман, - ничего более)