В любом бизнесе (а я рассматриваю работу на себя исключительно как свое дело, в которое ты вкладываешь усилия, навыки, душу и сердце) есть элемент отказа. Никакой маркетолог не гарантирует тебе стопроцентного привлечения клиентов, потому что невозможно подойти всем (даже "Coca-Cola" пьет далеко не каждый на планете, хотя казалось бы). Так что если ты собираешься работать музыкантом, композитором или частным педагогом, то первое что нужно выучить — как бороться с отказами. И сегодня я поделюсь своим опытом, которого накопился уже вагон с маленькой тележкой.
Кстати привет👋 С вами Сергей «Adamsky» — музыкант, аранжировщик и звукорежиссер. Пишу музыку с 14 лет и даже переехав из Москвы в Израиль продолжаю писать и преподавать, выжимая из звука максимум.
Для начала сразу подготовь себя к тому, что клиенты будут отказываться, переставать отвечать после обозначения цены и показа портфолио, а иногда прямо говорить, что соотношение "цена/качество" у тебя хромает. И это не нужно воспринимать, как оскорбление или обижаться на всю жизнь, ведь у человека не только нет цели тебя обидеть — у него нет на это даже времени. Именно поэтому они перестают тебе отвечать, если твои услуги не подходят — зачем тратить время на отказ, если его же можно потратить на поиск подходящего исполнителя?
Да, в идеальном мире тебе скажут: "Спасибо за уделенное время, но к сожалению вы нам не подходите". Только живем мы совсем не там и с этим нужно считаться.
Дальше лучше всего приучить себя спрашивать у "отказника", почему я не подхожу? И чаще всего ты услышишь не "Качество работ довольно низкое", а "Вы просите слишком много денег". К сожалению с развитием фрилансерских платформ и общего ухудшения экономики в стране рынок оказался переполнен людьми, которые готовы написать тебе бит чуть ли не за 500 рублей. Но и качество там соответствующее. А клиент привык, что "Ну музыка ваша, чем там писать — все же на компьютере делается. Клик и готово. Сам бы сделал, просто не умею". Конечно удивляясь, почему бит за 500 рублей звучит "как-то плохо". Одно это уже снимает с тебя нехилый пласт психологических проблем😉
А дальше идет высший пилотаж — продолжать договариваться с потенциальным клиентом, чтобы сделать его клиентом реальным. Ведь тебе и правда нужна работа, а ему правда нужен выполненный проект. Так может стоит договориться? Все мы люди, рынок свободный, а если проект действительно интересный, то можно пойти навстречу человеку и сделать условия, более для него подходящие. Главное помни, что уводя цену в минус себе ты отнимаешь у себя же потенциально большие и прибыльные заказы, ведь "Вы для Артемия делали за 5 тысяч рублей, а мне пишете за 10. Давайте либо так же, либо я еще кого-то за пятерку поищу".
Где-то в глубине интернета есть тот клиент, который по достоинству оценит твой подход к делу, твои навыки и их уникальный набор. А значит из-за пары отказов точно не стоит вешать нос и говорить: "У меня ничего не выдет, пойду лучше в офис батрачить". Да, музыка это очень конкурентная и сложная сфера, где нужно постоянно совершенствовать свой скилл и периодически сравнивать себя с другими. Зато по прошествии лет ты получаешь профессию, которая не только будет радовать тебя каждый день новыми нетривиальными задачами — она будет приносить тебе деньги, ведь в ближайшие годы профессия музыканта не собирается умирать.
Кстати здесь же на канале я писал статью о том, почему мы стыдимся делать музыку за деньги. Думаю почитать ее тоже будет не лишним. И победив своих внутренних демонов можно смело начинать делать музыку с кайфом✌️
-------------------------------------------------------------------------------------------
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»