Не хочу плохо отзываться о всех радиотехнических войсках, но в подразделении, в котором я служил, творилось нечто. Это живой анекдот из жизни:
На пенсии уже более пяти лет, поэтому я с чистой совестью могу рассказать, как нёс боевое дежурство. Тем более и техника уже давно устарела, сменилась на новые образцы, и люди, кто, как я на пенсии, кого перевели на новое место службы, кто-то просто уволился в запас.
Итак, отдельная радиолокационная работа, три РЛС (радиолокационная станция) и два высотомера, плюс боевой расчёт на образцах. На первый взгляд всё идеально. А вот теперь горькая правда. Из всех образцов техники более, менее работала только «Оборона» (РЛС 5Н84А), порой и она толком ничего не видела по целям.
Поначалу ещё можно было работать двумя высотомерами (ПРВ-13). Один вёл круговой поиск, второй вёл цели, которые непосредственно двигались в направлении государственной границы. Обнаружив цель, высотометрист выдавал несколько засечек на планшет роты, а далее планшетист наносил информацию каждую минуту самостоятельно, на глаз, вплоть до границы, где опять подключался один из высотомеров и вёл цель через границу.
Надолго высотомеров не хватило, при мне их так и не смогли привести в полную готовность, всё время занимались обманом. Даже если расчётами руководил сам командир роты и на образцах дежурили по готовности начальники станций, информация по высотам целей выдавалась вымышлено.
РЛС П-37 станция вообще интересная.
Она обнаруживала цели только на определенном удалении. Даже если ОДКП (оперативный дежурный командного пункта) подскажет, откуда должна появиться цель, обнаруживали мы её с опозданием, приходилось оттягивать цель на удаление, как будто только обнаружили, потом догонять её на реальное положение.
В то время я заступал в качестве ДПУ (дежурного по пункту управления), тогда штатных начальников расчетов не было. Как вспомню, так вздрогну, как говорится.
А если доложить по форме о неисправностях, то будешь врагом номер один у всех офицеров роты (попросту, стукачом), тем более, о многих неисправностях командир знал лично и тоже не докладывал по команде. Скажу больше, он заступал не менее двух раз в месяц на боевое дежурство в качестве ДПУ, всё сам прекрасно видел. Приезжали и проверяющие, которым тоже пускали пыль в глаза, как говорится. Ну, напишут они недостатки по технике в журнал проверок, а через три дня им по телефону доложат, что всё устранено. Если нужно было предоставить фотоотчет, то офицеры у нас в этом плане были большие мастера, таких «мультиков» напечатают, что сам поверишь, будто станция идеальная.
Вот такие были времена, а вы думали граница под замком…
Повторюсь, надеюсь, не во всех войсках было такое безобразие. Хотя, с другой стороны, не видел, но лично слышал, что на маршах одним аккумулятором заводили все машины. Тот есть стоит колона машин, практически вплотную друг другу, первая машина заводится сама, вторую она толкает вперед и заводит с толкача, та, в свою очередь, третью машину и так по цепочке. С аккумуляторами в роте у нас тоже была большая беда, про это можно написать отдельно.
Сейчас в роте новейшие образцы РЛС, выдача информации производится автоматически и дай бог, чтобы техника работала безотказно.