В начале прошлого века корсет для дам был обязательным элементом одежды. Причем, женская фигура под его воздействием приобретала странную противоестественную форму - латинской буквы S. Помните, как секретарша Верочка наставляла Калугину в "Служебном романе", обучая красивой походке, - все внутрь. В начале века все должно было быть наружу.
Необходимость воспроизводить этот диковатый силуэт создавала массу неприятностей для женщин.
Во-первых, утягивающие корсеты вредили здоровью дам. Медики били тревогу после осмотров, выявляя часто необратимые изменения в организме. Во-вторых, туалет занимал огромное количество времени, женщины не могли одеться без посторонней помощи. Кнопки, многочисленные крючки, шнуровка... Наконец, иногда женское платье начинало просто напоминать рыцарские доспехи. Помощь пришла откуда не ждали.
Дельфос.
В 1907 году работавший в Венеции модельер Мариано Фортуни представил публике свою новую коллекцию. Платья были божественны в прямом смысле - напоминали бесподобные туники древнегреческих богинь. Собственно, дизайнер и не скрывал, что вдохновлялся этими образами. В идейную основу коллекции легла обнаруженная на раскопках скульптура Дельфийского возницы.
Позже эти модели так и назовут - дельфосы.
Дельфосы произвели фурор. Поразили изысканной простотой кроя, живописной яркостью расцветок, уникальной фактурой ткани - кутюрье использовал необычный прием мелкой плиссировки. Но...
Коварный Фортуни поставил женщин перед выбором: корсет или новое платье. Дельфос не предполагал "доспехов", и требовал идеальной фигуры. Широкий и свободный, он плавно облегал тело, обнажая все изъяны, если таковые имелись.
Дамы приняли вызов. Первой дельфос купила икона стиля того времени, экстравагантная маркиза Казати. Ей вручили большую круглую коробку, наподобие шляпной, где в скрученном виде лежало драгоценное платье.
За маркизой потянулись другие: баронесса Ротшильд, светская львица Наташа Рамбова, знаменитая танцовщица Айседора Дункан.
Дельфосы входили в жизнь постепенно. Сначала дамы отваживались их надеть на камерные "домашние" чаепития, потом на прогулки в купе с кносскими шарфами, а в 1949 году одна из актрис уже получала в фирменном платье Фортуни Оскар. Это стало признанием дельфоса в качестве вечернего наряда.
Что касается корсета, то окончательная победа над ним была одержана только в 20 - х годах прошлого века, он не сдавал свои позиции без боя. Но появление дельфоса сыграло свою роль, он был первым зерном брошенным на благодатную почву.
Секрет фирмы.
Он запатентован, но до сих пор не разгадан - секрет уникальной плиссировки шелка. На этот счет существуют самые разные версии. Основная идея сводится к следующему: шелковую полотно вручную присборивали, пропитывали опять же секретным составом и прокатывали через нагретые фарфоровые валики.
Состав закрепителя тоже загадка. Поскольку Фортуни был помешан на натуральных ингредиентах, предположения выдвигались самые невероятные: от смолы эвкалипта до сока таинственной мандрагоры.
Тоже самое касается и революционного способа окраски. Дельфосы красили вручную, используя только натуральные красители. Цвет платья, его переливы в разных световых среда составляли едва ли не половину очарования платья.
Дельфосы не стирались, их возвращали в мастерскую Фортуни, где платья подвергались "реставрации".
Дельфос стал этапной вещью для Фортуни, потому что в нем сфокусировались важные для мастера идеи. Он всегда хотел
- создавать новые вещи на основе классических идей.
- возрождать древние ремесла.
- использовать в работе натуральные ингредиенты.
- создавать вечные, вневременные модели.
С дельфосом все удалось. Эти платья носят до сих пор, например, в дельфосе недавно была замечена Наталья Водянова. Проверка временем пройдена.
В Венеции в Палаццо Пезаро Орфеи находится музей Фортуни. Здесь с 1902 года располагалась его венецианская студия.