Кто-то назовёт это необычное помещение мезонином, и будет не совсем неправ.
Помещение действительно напоминает мезонин. Но мезонин, это, скорее, полуэтаж под крышей (от греческого «mesos» - средний, находящийся между), полноценная комната под крышей.
А здесь – чердак с вынесенным вперёд фронтоном на трёхскатной кровле.
В крестьянском домостроении всё было до предела рационально. И вдруг такая, казалось бы, бесполезная, многодельная и нефункциональная вещь.
Для красоты? Выделиться? Показать, что я лучше других, богаче, успешнее? Ведь вычурный чердачок на крыше издалека видно.
Отчасти да. «Чердачки» украшали затейливой резьбой, балясинами, балкончиками, фигурными фронтонами.
Но было у строения и утилитарное применение.
И вообще, что это я чердачок, да чердачок. Ведь помещение это имеет своё название, хорошо известное всем нам с детства. Помните?
«Перед ней изба со светёлкой…»
То есть Пушкин не преминул подчеркнуть, что статус старухи резко повысился. Из землянки она переехала не просто в избу, а в избу «со светёлкой».
Вот это вот странное помещение непонятного назначения и называется светёлкой. А заодно из «Сказки» мы узнаём, что светёлки были у крестьян в ходу ещё в XVIII веке.
Светёлка над избой характерна для Средней и Северной России. Я, по крайней мере, на юге таких помещений не встречала.
Светёлка устраивалась над той стеной дома, в которой располагался красный угол (напротив входа в избу), над тёплым зимним помещением и смотрела на улицу. Но, в отличие от избы, светёлка была сугубо летним помещением.
Попадали в светёлку по лестнице, ведущей на чердак из сеней.
В светёлке обязательно было устроено красное окно (красное не потому, что красной краской покрашенное, а потому, что с переплётом, красивое).
Окно – довольно большое по сравнению с остальными окнами избы. Это окно давало много света. В светёлке девушки занимались рукоделием, в ней сушили травы, спали или укладывали гостей. Это была полноценная комната.
Светёлку можно увидеть в фильме «Место встречи изменить нельзя». Именно в ней Шарапов беседует с Левченко перед выходом на «дело».
Можно подумать, что в светёлке летом стоит адская жара, но это не так. Ведь крыши, даже в зажиточных домах крыли тёсом в два слоя с проложенной под ним берестой, а не железом.
Светёлкой пользовались с весны и до осени. А ещё я заметила грустную вещь: дома, построенные после того, как в нашу деревню пришло электричество, лишились такого своеобразного архитектурного украшения. Видимо, за ненадобностью и сложностью устройства.
Относительно новые дома можно отличить по простой двускатной крыше со слуховым оконцем.
А жаль. Уходит красота деревянного зодчества, теряется. Вот и слово «светёлка» скоро останется только в «Сказке о золотой рыбке».