Найти тему
Культурный Маньяк

«Любовь и голуби»: а кто виноват в разрушении семьи

Почему-то в советском и постсоветском обществе укоренилось безапелляционное мнение о том, что именно коварная разлучница Раиса Захаровна разрушила любящую семью, Василий – жертва обстоятельств и подковерных интриг, а Надежда – грозная стервозная жена. Но так ли это? Разбираемся в этой статье.

Нина Дорошина в роли Надежды Кузякиной. Источник: https://clck.ru/WyS8T
Нина Дорошина в роли Надежды Кузякиной. Источник: https://clck.ru/WyS8T

«Любовь и голуби» - это любимая миллионами трагикомедия, снятая Владимиром Меньшовым в 1984 году. Фильм основан на реальной истории семьи Кузякиных, которые, к слову, остались недовольны превращением болезненной драмы в комедию. Но при этом нельзя отрицать идейную значимость фильма. Прекрасный актерский состав, знакомые многим семейные неурядицы, любовный треугольник, особая душевность фильма и близость к персонажам – все это цепляет зрителя, заставляет его сочувствовать персонажам, проживать вместе с ними все горести и радости.

Читайте также:

Согласитесь, что в основном сценаристы прописывают личностное развитие именно главных героев, раскрывают их мотивацию, проблемы, страхи, переживания. Второстепенные герои – это просто контекст, который так или иначе влияет на главного героя, побуждая его к саморазвитию или деградации, к принятию себя или обретении еще больших комплексов. Это так называемый фон, необходимый для главных героев, но сам по себе не особо-то и важный. Зритель зачастую не вникает в проблемы тех самых второстепенных героев, часто выступающих в роли антагонистов. Но ведь антагонист не равно злодей. Антагонист - это человек, отличающийся взглядами от главного героя. Получается, что именно главный герой может оказаться героем отрицательным, а тот самый самый коварный «злодей», разрушающий его планы и мечты, - положительным. Что, собственно, и случилось в фильме «Любовь и голуби».

Скажу сразу, фильм я обожаю. «Любовь и голуби» засмотрены мною до дыр. Сегодня я хочу лишь поразмышлять о том, насколько неоднозначно и необъективно видение зрителя и как зачастую он не может различить добро и зло. Конечно, я утрирую. В этом фильме каждый герой «серый», ведь имеет свои недостатки и достоинства. Но именно взгляд режиссера и его видение ситуации накладывает свой отпечаток, и мы начинаем видеть зло в том, кто никогда им не являлся.
Василий и Раиса Захаровна. Источник: https://clck.ru/WyS4o
Василий и Раиса Захаровна. Источник: https://clck.ru/WyS4o

Давайте вспомним, как развиваются события фильма. Инфантильный добряк Василий, уставший от контролера-жены, уезжает на курорт и встречает там будущую «разлучницу» Раису Захаровну – женщину интеллигентную, высокодуховную, любящую себя, уверенную в себе. И, конечно, влюбляется. Раису Захаровну в свою очередь привлекает добродушность Василия, его любовь к голубям, романтичность и по-детски милая наивность. Курортный роман приводит к тому, что Василий бросает семью и уходит к Раисе Захаровне. Став ее личной кухаркой, выполняя ее просьбы и нытье, Вася понимает, что стервозная жена не так уж плоха, и, сверкая пятками, бежит в дом родной.

Итак, вопрос: а в чем, собственно, провинилась Раиса Захаровна? Почему именно ее выставляют главной негодяйкой всего фильма?

В проблемных отношений между Василием и Надей виноваты лишь два человека: Василий и Надя. Именно они сформировали такую модель взаимоотношений и именно они распределили роли в семье. Надя, привыкшая к контролю, к подчинению со стороны домочадцев, очень эмоционально переживала предательство мужа, а Василий, исполняющий роль еще одного ребенка с вечными «хотелками» и неразумной привязанностью к голубям, совершенно не подумал о последствиях и закрутил роман с другой женщиной. Раиса Захаровна, не обремененная браком или детьми, лишь построила отношения с мужчиной, который ей приглянулся. Не должная никому, она имела на это полное право. Это Василий должен был подумать о том, как сохранить свою семью и не позволить своим вспыхнувшим чувствам разрушить жизнь жены и детей. Это он должен был нормально объясниться с женой, если не видел другого выхода, а не писать на скорую руку прощальное письмо.

Василий мне, честно признаться, нравится. Об этом я подробнее писал здесь. Но именно на нем лежала ответственность за семью. И именно его инфантильность, бесхребетность и неумение подумать наперед разрушили семью. В этой ситуации жалко обеих его женщин. Они обе, будучи личностями более сильными, тяжело переживали его предательство – сначала одна, потом другая. И, безусловно, жалко детей. Именно их я считаю главными жертвами обстоятельств – брошенные отцом и вынужденные тянуть мать из засосавшего ее болота, они страдали и переживали, будучи не в силах что-либо изменить.

Александр Михайлов в роли Василия. Источник: https://clck.ru/WyS67
Александр Михайлов в роли Василия. Источник: https://clck.ru/WyS67

Вот и получается, что в завязавшемся любовном треугольнике белым и пушистым не остался никто. Бесхарактерный мужчина, жесткая жена, не дающая мужу свободы и унижающая его достоинства, и горделивая любовница, заполучившая сердце мужчины, но сумеющая сохранить к нему трепетное отношение и сберечь его чувства. Винить кого-то одно, конечно, глупо. Каждый из героев, будучи человеком взрослым, должен был подумать о том, что последует за его решениями. Однако, на мой взгляд, главный грешок, конечно, лежит на Василие. Имея проблемы в отношениях, герой не попытался их решить, а просто ушел и пустился в новый роман, который просто не мог закончиться иначе, ведь из брака Василий не вынес никаких ошибок, не сделал никаких выводов и по глупости перенес все свои проблемы и печали, от которых с таким рвением бежал, в новый роман.

А что вы думаете по этому поводу? Согласны ли вы с моим мнением? Пишите свое мнение в комментариях, ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного!