Привет! Я Максим Бодэ, преподаватель английского. Когда я веду занятие, у меня всегда открыт онлайн словарь на телефоне и ноутбуке. Если мне нужно, я всегда могу проверить нужное слово. На телефоне я это делаю незаметно от ученика, а на ноутбуке - в открытую.
У ученика может возникнуть вопрос: если преподаватель пользуется на уроке словарем, значит ли это, что он плохо знает предмет? Здесь не все так очевидно.
Работа со словарем на уроке – это полезно. Учитель может демонстрировать словарную статью ученику, или просить его найти что-то самостоятельно. Это приучает ученика пользоваться словарем. Ученик начинает понимать устройство словарной статьи: узнает, где найти определение слова, транскрипцию, формы, словосочетания и коллокации. Кроме собственно обучения, личный пример учителя играет мотивационную функцию. Получается, что пользование словарем на уроке повышает самостоятельность ученика.
Иногда учитель заглядывает в словарь, чтобы уточнить что-то, в чем сам не уверен. На мой взгляд, это приемлемо до тех пор, пока «подглядывание» не замедляет ход урока. В идеале, когда учитель готовится к уроку, он заранее читает все тексты в уроке и уточняет все, что может вызвать вопросы. Одна моя коллега, большой профессионал, полушутя сказала мне: «Преподаватель знает на один урок больше ученика». В этом есть доля правды. То ощущение экспертности, которое вызывает учитель, возникает не только из-за опыта и знаний. Это еще и плод элементарной подготовки к уроку. Если учитель проверяет на уроке слова из текста в учебнике - это непрофессионально.
Бывает другой случай: ученик задает учителю сложный вопрос, как сказать такую-то фразу. Я считаю, это нормально, если учитель обращается за ответом к словарю, тем более что на запрос уходят считанные секунды. Мое мнение: лучше дать 100% правильный ответ со словарем, чем ляпнуть что-то неточное, прикинувшись экспертом.
Вообще, нет ничего постыдного для учителя пользоваться словарем. Преподаватель с уровнем Advanced знает около 5000 корневых слов (но это неточно), многие из которых многозначны и могут образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок. С этим словарным запасом учитель способен выразить любую мысль. Но в английском, согласно сайту BBC, постоянно используется 170 тысяч слов. Ясное дело, учитель не может знать их все.
В общем, вывод такой:
Хороший учитель
- мотивирует ученика пользоваться словарем
- время от времени показывает ученику словарные статьи
- иногда отвечает на сложный вопрос, используя словарь
- незаметно уточняет слова в словаре в процессе урока
Плохой учитель
- пренебрегает подготовкой к уроку и не уверен в материале занятия
- смотрит в словаре элементарные вопросы (уровни нулевой - Intermediate)
- услышав сложный вопрос, предпочитает уверенно ляпнуть что-то сомнительное, дабы укрепить свою экспертность
- затягивает ход урока, лазая по словарям.
А как ваш учитель работает со словарем на уроке? Напишите комментарий. Если статья понравилась, дайте мне знать лайком.