Найти тему

Мой учитель английского заглянул в словарь. Он некомпетентный?

Привет! Я Максим Бодэ, преподаватель английского. Когда я веду занятие, у меня всегда открыт онлайн словарь на телефоне и ноутбуке. Если мне нужно, я всегда могу проверить нужное слово. На телефоне я это делаю незаметно от ученика, а на ноутбуке - в открытую.

У ученика может возникнуть вопрос: если преподаватель пользуется на уроке словарем, значит ли это, что он плохо знает предмет? Здесь не все так очевидно.

изображение с сайта pixabay.com
изображение с сайта pixabay.com

Работа со словарем на уроке – это полезно. Учитель может демонстрировать словарную статью ученику, или просить его найти что-то самостоятельно. Это приучает ученика пользоваться словарем. Ученик начинает понимать устройство словарной статьи: узнает, где найти определение слова, транскрипцию, формы, словосочетания и коллокации. Кроме собственно обучения, личный пример учителя играет мотивационную функцию. Получается, что пользование словарем на уроке повышает самостоятельность ученика.

Иногда учитель заглядывает в словарь, чтобы уточнить что-то, в чем сам не уверен. На мой взгляд, это приемлемо до тех пор, пока «подглядывание» не замедляет ход урока. В идеале, когда учитель готовится к уроку, он заранее читает все тексты в уроке и уточняет все, что может вызвать вопросы. Одна моя коллега, большой профессионал, полушутя сказала мне: «Преподаватель знает на один урок больше ученика». В этом есть доля правды. То ощущение экспертности, которое вызывает учитель, возникает не только из-за опыта и знаний. Это еще и плод элементарной подготовки к уроку. Если учитель проверяет на уроке слова из текста в учебнике - это непрофессионально.

Бывает другой случай: ученик задает учителю сложный вопрос, как сказать такую-то фразу. Я считаю, это нормально, если учитель обращается за ответом к словарю, тем более что на запрос уходят считанные секунды. Мое мнение: лучше дать 100% правильный ответ со словарем, чем ляпнуть что-то неточное, прикинувшись экспертом.

Редкое слово. Такое залетает на урок, как экзотическая бабочка. Особенно если это наречие "serendipitously".
Редкое слово. Такое залетает на урок, как экзотическая бабочка. Особенно если это наречие "serendipitously".

Вообще, нет ничего постыдного для учителя пользоваться словарем. Преподаватель с уровнем Advanced знает около 5000 корневых слов (но это неточно), многие из которых многозначны и могут образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок. С этим словарным запасом учитель способен выразить любую мысль. Но в английском, согласно сайту BBC, постоянно используется 170 тысяч слов. Ясное дело, учитель не может знать их все.

В общем, вывод такой:

Хороший учитель

  • мотивирует ученика пользоваться словарем
  • время от времени показывает ученику словарные статьи
  • иногда отвечает на сложный вопрос, используя словарь
  • незаметно уточняет слова в словаре в процессе урока

Плохой учитель

  • пренебрегает подготовкой к уроку и не уверен в материале занятия
  • смотрит в словаре элементарные вопросы (уровни нулевой - Intermediate)
  • услышав сложный вопрос, предпочитает уверенно ляпнуть что-то сомнительное, дабы укрепить свою экспертность
  • затягивает ход урока, лазая по словарям.

А как ваш учитель работает со словарем на уроке? Напишите комментарий. Если статья понравилась, дайте мне знать лайком.