Работая в детском саду я ни один раз наблюдаю картину, нет, скорее представляю ее, поскольку только слышу мамские окрики в отношении детей:
“Давай, скорей заходи, я опаздываю на работу!” или “Одевайся быстро! Вечно тебя не дождешься!” Мамы без устали фонтанируют окриками, обвинениями, понуждениями к действию, продолжая нависать над собственным чадом, не получая ровным счетом никаких результатов. Бывает, что процесс воспитания усугубляется длительным монологом с навешиванием ярлыков: «Бестолочь! У всех дети как дети, ты один...»,– далее продолжите сами. Уверена, что справитесь.
Картина неприятная, и мало найдется людей, кто хотя бы раз не был на месте такой мамы. Увы, такова наша ментальность.
А что происходит с эмоциями ребенка, когда он попадает под град воспитательных тирад и оскорблений?
Помочь это понять может проведенный нейропсихологами опыт.
Детям-дошкольникам показывали фильм- сказку «Красная Шапочка». Во время показа детям дали потрогать некий пушистый, приятный на ощупь предмет (это была лапка песца от старого воротника). Детям сказали, что это лапка. После трагической сцены, когда волк бросился на Красную Шапочку, но не съел ее, дети вновь ощупывали лапку, но взрослый говорил, что это лапа волка.
Это вызвало у большинства детей неприятные эмоции: одни замирали, другие бросали предмет, глаза округлялись, вегетативные реакции показывали наличие эмоций.
Сказку продолжали показывать, и когда волк снова набрасывался на Красную Шапочку, вновь давали ощупать тот же предмет. Дети узнавали его, а взрослый подтверждал, что это лапа волка.
Далеко не все дети теперь испытывали отрицательные эмоции. Некоторые девочки улыбались, и радостно сообщали, что так и знали, что это лапа волка. Ведь главное для них – установление контакта со взрослым.
Мальчики же, как впрочем и многие девочки, продолжали смотреть сказку, не обращая внимание на взрослого, пока тот не отрывал их от просмотра для выполнения задания. Но и тут дети продолжали жить сказкой.
Что происходило в их мозгу?
У девочек биоэлектрическая активность мозга была высокой все время, пока девочка смотрела сказку и ощупывала предметы.
У мальчиков все по-другому. Когда они ощупывали предметы, задействовались те центры, которые которые непосредственно участвовали в той или иной деятельности, а общая активность мозга невелика. В то время, когда лапка оказывалась лапой волка, активность мозга возрастала, а затем падала. Когда мальчик сам узнавал предмет, активность повышалась и снова падала. Активность носила избирательный характер, т.к. включались слуховые, моторные центры речевого полушария, лобные структуры, которые отвечают за программирование последующих действий и прогнозируют результат. Смотрите рисунок.
Ученые предполагают, что мальчики осмысливают ситуацию и готовят из нее выход.
Итак, мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры головного мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу в любой момент на любую неприятность. Этим, по-видимому, достигается максимальная выживаемость женского организма.
Мужчины быстро снимают эмоциональную напряженность и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Взрослым стоит учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, бабушкам, воспитательница и учителям трудно это понять, ведь мы противоположный пол, у нас эмоции плещут долго, и порой через край. Нам может показаться, что мальчик не переживает из-за поступка. На самом деле он уже отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от девочки, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, потому что так устроен. Чтобы не сломаться, он отключил слуховой канал и информация до него уже не доходит. Он уже не слышит, а воспитательные усилия проходят впустую. Чтобы мальчик услышал, ограничьте длину нотации до емкого по смыслу высказывания.
Если мальчик из всей речи может сделать вывод, что он плохой, то смысла говорить нет вообще.
Нужно коротко и просто объяснить чем конкретно вы недовольны. И помните, что мальчики нуждаются в похвале больше, чем девочки, но об этом в следующих публикациях.
Ставьте 👍, чтобы полезная статья оставалась в вашей ленте.
Материал подготовлен по книге «Мальчики и девочки - два разных мира», Еремеева В.Д. , Хризман Т. П., Тускарора, 2006.
Другие публикации по теме воспитания и обучения мальчиков и девочек в статьях:
«Девочка vs мальчик или почему мальчиков с проблемами в развитии больше»
«Что нужно учитывать в обучении мальчиков и девочек»