Найти тему
Гаражбатя

Долго искал причину стука при повороте руля. Нашел ее, пока не перепроверил всю подвеску и рулевое

Оглавление

Все лето я ездил на машине по совершенно разнообразным дорогам - от ровного и гладкого асфальта на трассе до разбитой грунтовки на пересеченной местности и всевозможным серпантинам, доехав до самых заброшенных мест в Абхазии и безлюдных водоемов ближайших областей.

Немудрено, что после таких поездок подвеска моего старого "немца" могла дать о себе знать. Буквально на днях заметил неприятный стук, который донимал меня при повороте руля на очень низкой скорости или вообще на месте.

Причин в этом может быть немало, поэтому я стал разбираться по очереди. Решил проверять, смотреть и диагностировать своими руками то, до чего можно дотянуться самому, чтобы сэкономить время, нервы и деньги на замене всего подряд.

В первую очередь видна прямая связь руля в причинах стука, поэтому начну с рулевого.

1. Рейка, рулевой механизм

Причиной стуков может быть рейка, этот механизм - довольно хрупкая конструкция и сильно не любит плохую дорогу, по которой я так часто езжу.
Есть много "народных" методик ее проверки на неисправность. Самое простое - попробовать легкие покачивания руля из стороны в сторону, а так же проверить рулевые тяги и наконечники руками на наличие люфта.
Как правило, шаровые в них от износа могут скрипеть и издавать щелкающие звуки.

Изношенные рулевые наконечники
Изношенные рулевые наконечники

Причина может быть и в рулевом валу, передающем крутящий момент от руля к рейке. Скинуть всю проблему на неисправность рейки можно еще и в том случае, если с нее откровенно течет масло. Именно так было у меня с прошлой машиной, рейку тогда пришлось менять в сборе.

Рулевые рейки от Chery Tiggo T11
Рулевые рейки от Chery Tiggo T11

На моем нынешнем автомобиле никаких посторонних звуков от рулевого механизма при проверке я не заметил, да и наконечники оказались целы, а значит нужно проверять дальше.

2. Стуки в подвеске

Появление стука при повороте руля может означать изношенный опорный подшипник, но на моей машине стоит многорычажная подвеска, а опорный подшипник не применяется.

Проверить все рычаги одному без подъемника довольно сложновато, нужно вывешивать машину по очереди с каждой стороны, снимая колеса.
Затем монтировкой пытаться спровоцировать стук, упираясь в разные рычаги и покачивая их из стороны в сторону, таким образом,
чтобы разгрузить и вновь нагрузить шарнир.

Подвеска на Passat B5
Подвеска на Passat B5

Для начала я вообще заехал в сервис к знакомому, чтобы все посмотреть с подъемника. К сожалению, у него было занято, а в напутствие он посоветовал посмотреть верхние рычаги и стойки стабилизатора, именно они "сдаются" в первую очередь.

Именно так я и сделал. Стук слышен с правой стороны, поэтому я снял правое переднее колесо и стал проверять каждый рычаг, упираясь монтировкой. Даже снял 2 верхних рычага, потому как подлезть к ним для проверки было довольно сложно.

Верхние рычаги с упругими сайлентблоками, а шаровые туго ходят, не имея люфтов
Верхние рычаги с упругими сайлентблоками, а шаровые туго ходят, не имея люфтов

Все рычаги с этой стороны оказались в порядке, но когда я отвел в сторону поворотный кулак, то обнаружил порванный пыльник ШРУСа. Конечно, я заметил это сразу, но не придавал значения, какие такие стуки от этого вообще могут быть. ШРУС все-таки пришлось доставать из ступицы.

Порванный пыльник ШРУСа
Порванный пыльник ШРУСа

Оказывается, изношенный ШРУС может издавать щелчки не только при вращении на больших углах, но и при изменении угла вращения даже без самого вращения.
То есть вот что получается - смазка из порваного пыльника попросту вымылась со временем, что вызвало ускоренный износ механизма внутри.
А теперь даже при повороте руля появился стук от шариков, на поверхности которых образовалась выработка.

Старый ШРУС с изношенными шариками
Старый ШРУС с изношенными шариками

Само собой, ШРУС подлежит замене, что я и сделал, поставив новый всего за 2000 рублей с хорошим резиновым пыльником. Как ни странно, после замены все стуки пропали, даже не пришлось менять ни одного рычага.

Новый ШРУС из коробки
Новый ШРУС из коробки

Пишите с какими еще причинами возникновения посторонних стуков при повороте руля вы сталкивались, оставляйте свое мнение в комментариях, будет интересно почитать.
Ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал.

Спасибо за внимание.