«Ну вот, поели, теперь можно и поспать», - похоже, эту цитату из известного мультфильма скоро можно будет забыть, применительно к железнодорожным вагонам-ресторанам. Компания РЖД планирует в ближайшее время отказаться от использования старых добрых вагонов-ресторанов в составах поездов регулярного сообщения.
Для тех, кто редко путешествует, эта новость вряд ли вызовет особый интерес. А вот у тех, кто часто отправляется в командировки или просто любит поездки по железной дороге, такое событие вызовет явно противоречивые чувства.
Для многих вагон-ресторан ассоциируется с понятием «всё очень дорого». Но позвольте, это хоть и на колёсах, но всё-таки ресторан. Раньше на некоторых направлениях там по вечерам звучала живая музыка. Позднее её заменили фоновым звучанием. Сейчас в оставшихся вагонах ограничиваются в основном включёнными кабельными каналами. Весь антураж практически сошёл «на нет».
Что касается собственно питания, то и в "былые" времена, и ближе к нынешним, с этим пунктом всё совершенно непредсказуемо. Зачастую по одним и тем же маршрутам можно было отведать как изумительные по качеству блюда, так и «напороться» на абсолютную безвкусицу. И здесь сложно сказать, то ли дело зависело от бригады поваров, то ли от качества продуктов, то ли от настроения шеф-повара.
Но надо отметить, что в более далёкие времена выбор блюд был гораздо более разнообразен, чем в настоящее время. Может быть именно поэтому, для второй половины путешественников вагон-ресторан, вне зависимости от стоимости его посещения, ассоциировался с приятным времяпрепровождением в пути, задушевными разговорами, в том числе и с незнакомыми попутчиками. И время в поездке пролетало гораздо незаметнее и веселее.
Сейчас в РЖД происходит заметная оптимизация маршрутной сети. Время в пути неумолимо сокращается. Уже редко встретишь путешественников, кто готов по несколько суток тратить на передвижение до нужного места назначения. Альтернативных вариантов становится всё больше, причём зачастую они даже дешевле. Поэтому и необходимость включения в состав многих поездов дальнего следования такого рудимента как вагон-ресторан сходит идёт на убыль.
В современных условиях вполне достаточно на особо длинных направлениях включать в состав поезда специальные вагоны, в которых имеется кафе-буфет. А по большинству направлений достаточно организовать питание для пассажиров «самолётного» типа. Когда определённые продуктовые наборы формируются на фабриках-кухнях на станциях отправления или приписки и далее, уже проводниками, доставляются либо до всех пассажиров конкретного вагона, либо до той его части, которая предварительно оплатила питание в поезде.
Новые современные вагоны отечественного производства уже вовсю внедряются в существующую маршрутную сеть. В большинстве своём они будут содержать специальные купе, где можно любую пищу либо разогреть в микроволновой печи, либо наоборот, заморозить в холодильнике.
Таким образом, само понятие «вагон-ресторан» будет отныне относить нас скорее к до- или пост-революционной эпохе прошлого века. Хотя на многих туристических или экскурсионных маршрутах, как на коротких, так и вдоль всей территории страны, вагоны-рестораны сохраняют своё прежнее предназначение. Они по-прежнему готовы радовать своих посетителей как обилием разнообразных блюд, так и непревзойдённым шармом в обслуживании. Правда, это опять-таки из категории «всё очень дорого».
Интересно было бы прочитать мнения подписчиков и читателей о собственных опытах посещения вагонов-ресторанов, вне зависимости от даты, продолжительности поездки и маршрута.