Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Как Иран Картера, так и уход из Афганистана выставляет Байдена слабым президентом.

Байден отрицает, что хаотическое падение Кабула представляет собой кризис, но последствия его промахов могут длиться гораздо дольше, чем он надеется. Американские критики называют грубый уход президента Джо Байдена из Афганистана его «сайгонским моментом», потому что эвакуация американских и афганских мирных жителей из Кабула сильно напоминала беспорядочный, окончательный отказ от Вьетнама 46 лет назад. Напоминания о кульминации войны во Вьетнаме включали сцены взлета спасательных вертолетов с крыши посольства США, отчаявшихся афганских беженцев, штурмующих ворота миссии, и малышей, которых родители поднимали над стенами комплекса для передачи в руки американским военным.

В политическом плане многие аналитики сочли Байдена некомпетентным. Это также нанесло удар по самой сути одной из самопровозглашенных целей Байдена: показать, что правительство может делать все правильно - в отличие от шумной администрации Дональда Трампа. Но, в Кабуле он потерпел неудачу практически по любым меркам.

Однако до сих пор Байден старался преуменьшить значение своих ошибок. Это может быть связано с тем, что Байден, похоже, не имеет в виду сравнения с Вьетнамом. Скорее всего, шаблон, который его преследует, представляет собой внешнеполитический кризис, неправильно управляемый другим предшественником, Джимми Картером. Срок полномочий Картера в 1976-80 годах был смертельно подрублен из-за его действий в Тегеранском кризисе с заложниками. Байден предпринимает шаги, чтобы не повторять стиль руководства Картера.

Для начала возьмем вводящее в заблуждение сравнение со Вьетнамом. В отличие от эвакуации из Кабула, выход из Сайгона был более или менее продуманной операцией. США начали выводить американских граждан и вьетнамских сообщников более чем за месяц до падения Сайгона 30 апреля 1975-го года. Президент Джеральд Форд, который курировал операцию, включил альтернативы на случай, если что-то пойдет не так.

Сначала он полагался на самолеты, чтобы перевозить тысячи пассажиров в день с авиабазы ​​США недалеко от Сайгона. Когда бывшие союзные вьетнамские пилоты дезертировали и использовали поставленные америкой реактивные самолеты для бомбардировки базы, американцы переключились на ранее выбранный другой вариант. Спасатели использовали флотилию вертолетов для спасения из разных заранее запланированных точек в Сайгоне и, в конечном итоге, из посольства.

В апреле были спасены около 7000 американцев и 130 000 вьетнамцев. Несмотря на это, Форда критиковали за то, что он оставил позади многих вьетнамцев и за унижение хаотичного финала посольства. Казалось, у Байдена не было таких непредвиденных обстоятельств. Он не приказал начать эвакуацию ни в конце апреля, когда он объявил об окончательном выводе американских войск, ни в середине июля, когда приближался крайний срок 31 августа.

Байден сказал, что не ожидал, что Кабул в ближайшее время падет перед талибами. «Не будет никаких обстоятельств, когда вы увидите, как людей снимают с крыши посольства США из Афганистана», - заявил он. Примечательно, что он добавил: - «Вероятность того, что Талибан захватит все и захватит всю страну, крайне маловероятна». И только в прошлый вторник он удвоил стиль агрессивной летаргии, заявив, что этого следовало ожидать. «Идея о том, что каким-то образом есть способ выбраться, не создавая хаоса, я не знаю, как это происходит», - сказал он в телеинтервью.

Есть ли способ инертного безумия Байдена? Возможно, дело в попытке избежать судьбы Картера - он проиграл выборы 1980-го года республиканцу Рональду Рейгану после бурного окончания своего срока. В 1975-м году студенты в Иране штурмовали посольство США в Тегеране и взяли в заложники дипломатов. По совету помощников Картер отреагировал на возмущение, предприняв шаги, призванные заставить его казаться сильным лидером в преддверии своего переизбрания.

Картер взял на себя ответственность за каждый аспект реакции - не только путем введения санкций в отношении Ирана, но и путем организации массовых кампаний. Он просил церкви звонить в колокола каждый день в полдень и призывал людей наводнять иранское посольство петициями. Он организовал освещение в средствах массовой информации на светских и религиозных платформах и организовал День национального единства, во время которого он попросил всех поднять американские флаги. Когда он объявил о своей предвыборной кампании, он проинформировал общественность, что останется в Белом доме, чтобы управлять кризисом.

Все это работало около четырех месяцев. Но кризис с заложниками затянулся. В результате неудачной военно-спасательной операции восемь американских военнослужащих погибли. Акцент, который Картер уделял средствам массовой информации, дал обратный эффект. Он преобладал в телевизионных новостях каждую ночь. Одна популярная передача закончила свою ежедневную передачу подсчетом того, сколько дней заложники находились в неволе. Политические оппоненты считали его слабым, и этот эпитет прижился. Пленение 52 американских дипломатов длилось 444 дня. Картер проиграл выборы Рональду Рейгану.

Байден придерживается противоположного подхода: он действует так, как будто кризиса вообще не существует. По мере того как хаос в Кабуле разрастался, он отказался прервать свой отпуск в резиденции президента в Кэмп-Дэвиде. Он дважды выступал в Вашингтоне. Один был не об Афганистане, а о том, чтобы в октябре предложить американцам ревакцинацию от коронавируса. Он дал единственное интервью бывшему политическому деятелю Демократической партии, который когда-то работал на президента Билла Клинтона. Байден сразу отверг критику в свой адрес. Его пресс-секретарь отверг осуждение одного из ведущих стратегов Демократической партии в отношении того, что эвакуация была «кошмаром», как категорическую ошибку. По ее словам, Байден делал «трудный выбор».

Во вторник Байден сказал интервьюеру, что 6000 солдат, которые он послал в Афганистан для наблюдения за эвакуацией, просто останутся в Кабуле после 31 августа, если в стране еще останутся американские граждане. Сейчас там около 20 тысяч американских граждан. Но он колебался, останутся ли спасатели, чтобы спасти афганцев, которые сотрудничали и работали с американцами в течение их 20-летнего пребывания в стране, и членов их семей. Это число может достигать 80 000 человек.

В пятницу он предпринял еще один удар, пытаясь выяснить, кто будет эвакуирован. Во время пресс-конференции он упомянул афганских союзников и «уязвимых афганцев». Цифры не были предоставлены, и, например, есть много афганских чиновников, которых можно квалифицировать как уязвимые. На видео в Интернете показано, как начальник полиции провинции был казнен градом пуль.

Попытки преуменьшить значение кризиса разыгрались на мировой арене. Байден ограничил свои иностранные телефонные звонки премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и канцлером Германии Ангелой Меркель и разговаривал с ними, когда бедственное положение в Кабуле было уже двухдневным. Пока что деятельность Байдена вызывает в основном негативные отзывы. Его рейтинг одобрения упал. Общественное одобрение его решения вывести все 2500 американских военнослужащих из Афганистана также упало: в одном опросе около половины респондентов все еще поддерживали вывод, по сравнению с 69%, когда впервые было объявлено. Лишь четверть опрошенных считает, что эвакуация прошла успешно.

Республиканцы стреляют в Байдена теми же стрелами, что и в свое время в Картер: он слаб. Европейские союзники недовольны отсутствием консультаций, из-за которого они изо всех сил пытаются эвакуировать своих соотечественников и афганских партнеров. Китай бросил взгляд с презрением в адрес Байдена и использовал эту возможность, чтобы предупредить Тайвань о том, что его защиту нельзя доверять США.

Советники Байдена говорят, что все будет хорошо, когда американцы сосредоточатся на более крупных целях Байдена. Больше не будет денег, потраченных на проигрыш в Афганистане, больше не будет опасности для американских солдат, и в будущем должное внимание будет уделяться более важным вопросам внешней политики: угрозам со стороны Китая и России. Его команда также настаивает на том, что в созвездии возможных исламских террористических территорий Афганистан не представляет угрозы для США. Но последствия его промахов могут длиться дольше, чем он надеется. Оставшиеся афганцы обращаются к Интернету с просьбой о спасении; им не нужно полагаться на традиционные СМИ, которые могут устать от кризиса начать замалчивать его.

Особенно захватывает появление напуганных афганцев, эмоционально обращающихся в сети. Все они в тяжелом положении. Женщины, чей статус был повышен во время американской оккупации, особенно уязвимы в условиях вероятного репрессивного правления Талибана. Предоставление им возможности заботиться о себе подрывает самопровозглашенную роль Байдена как защитника прав женщин во всем мире. Возможный отказ от преданных афганских союзников, которые сотрудничали с США, также подрывает имидж Байдена как чуткого лидера.

Прямая электоральная опасность по-прежнему не за горами. До президентских выборов осталось больше трех лет. Но до выборов в Конгресс осталось всего 14 месяцев, и если Демократическая партия потеряет места в и, без того напряженной, палате представителей или в Сенате, эффективность Байдена как президента сойдет на нет. Возможно, он делает ставку на то, что американская память, как правило, коротка. Так, часто бывает.

DANIEL WILLIAMS