Охрана водного потенциала государства законодательно закреплена в Водном кодексе.
Управление в области использования водных объектов осуществляют Правительство РФ и Министерство природных ресурсов и экологии.
Виды водопользования:
· Изъятие водных ресурсов (водозабор);
· Сброс сточных вод;
· Использование акватории водных объектов.
Водоохранные зоны
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) и на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения и истощения водных ресурсов. На границах прибрежных защитных полос и водоохранных зон должны быть оборудованы специальные информационные знаки.
В водоохранной зоне запрещено:
· Использование сточных вод для регулирования плодородия почв;
· Размещение кладбищ, отходов;
· Осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
· Движение и стоянка транспортных средств за исключением стоянки в специально оборудованных местах;
· Размещение заправок, станций ремонта и мойки автотранспорта;
· Размещение хранилищ пестицидов и агрохимикатов;
· Сброс сточных вод;
· Разветка и добыча полезных ископаемых.
Любые водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, являются объектами общего использования. В частной собственности могут находиться только две категории: пруды и обводненные карьеры. Все остальные категории водных объектов в частной собственности находится не могут, однако могут использоваться частными лицами или организациями по договору водопользования.
Береговая полоса общего пользования - это то место на берегу, которое никогда и ни при каких обстоятельствах не должно застраиваться капитальными строениями или сооружениями (включая заборы) и где не должно создаваться никаких других препятствий в передвижении граждан. Повсеместной является практика ограничения прохода через платные пляжи на морских побережьях, что является недопустимым. Водные объекты не могут быть недвижимым имуществом. Для случаев самовольного строительства на прибрежных территориях и нарушения прав граждан на доступ к водоемам имеются две статьи административного кодекса.
Если акватории водных объектов самовольно заняты без разрешительных документов, действует статья 7.6 КоАП РФ. Само собой, также имеются статьи о нарушениях правил охраны водных объектов, водопользования и эксплуатации водохозяйственных сооружений.
Загрязнение вод, как уголовно-наказуемое деяние должно содержать материальные состав т.е. обязательный признак нарушения - конкретные физические последствия. Вид источника вреда значения не имеет. Важно, чтобы между загрязнением вод и последствиями была доказана связь.
Что считается существенным признаком урона?
· Болезни и массовая гибель животных, обитающих в воде;
· Вымирание растительности на берегах;
· Мор рыбы;
· Уничтожение мест для нереста;
· Повышение радиоактивного фона.
В большинстве случаев даже при наличии всех признаков преступления, предусмотренного ст.250 УК, виновные привлекаются к административной ответственности из-за отсутствия видимых разграничений между преступлением и административным правонарушением. Статистика привлечения к уголовной ответственности довольно скудна: в открытых источниках содержится информация о 6-ти приговорах по статье 250 УК РФ.