Если продолжать гулять по Таганскому району, то с улицы Школьной можно дойти до улицы Станиславского. Она совсем небольшая, и немного кривенькая. Но там находится одна из достопримечательностей Таганки. Сейчас это бизнес-центр «Фабрика Станиславского», а раньше это здание действительно принадлежало Константину Сергеевичу. Он был владельцем и управлял фабрикой, которая находилась в этом здании.
О том, что есть такой объект, я узнала в 2018 году, когда в прокат вышел фильм «Черновик». Вы спросите, какая связь? Рассказываю. Как то мы с детёнышем гуляли, и захотелось нам чего-нибудь вкусного. Тут мы увидели «Tutti» - замороженный йогурт. Детёныш, его очень уважает. Пришлось купить. А в это время компания «Tutti Frutti Frozen Yogurt», чей йогурт мы купили, проводила конкурс, призом которого было посещение показа фильма «Черновик». И фильм показывали не где-нибудь, а в офисе компании, которая занимается прокатом фильмов в Российских кинотеатрах. Эта была компания «Sony Pictures Productions and Releasing». В 2018 году офис этот находился в здании бизнес-центра «Фабрика Станиславского». Мы поучаствовали в конкурсе и выиграли! Нам вручили билеты на просмотр!
Мне повезло, на тот момент, книгу Сергея Лукьяненко «Черновик», я не читала, и фильм мне понравился. А если бы читала, то говорила бы как многие, в адрес фильма «Фу-фу-фу! Бе-бе-бе!» Но нет! Впечатления остались только хорошие. И от места, и от хозяев, и от фильма.
Здание красивое, необычное. Нас хорошо приняли, напоили чаем-кофе, угостили какими-то удивительным кексиками.
Фильм мы смотрели в маленьком зале прокатной студии «Sony Pictures». Вечер прошел чудесно!
А как же так случилось, что Константин Сергеевич Станиславский был владельцем фабрики? Я не открою Америку, если скажу, что Константин Сергеевич принадлежал из большой династии купцов Алексеевых. Тем более что я уже упоминала об этом в своей предыдущей публикации. Про истории семьи писать не буду, хотя она очень увлекательна. Упомяну только об одной представительнице этой семьи: Марии Варлей – бабушке будущего актера, режиссера и реформатора театра.
Она была актрисой. Но общался с ней Константин Сергеевич мало. Пока она была молода, она упорхнула из семьи, оставив дела Станиславского с детьми. А в более позднем возрасте вернулась, и стала жить с семьей своей дочери – мамой Константина. Но, очень скоро ей было отказано от дома, что-то она начудила, несовместимое с понятиями о приличиях, которые были приняты в семье Алексеевых. Но память о ней осталась. И Константин Сергеевич был уверен, что ему передалась любовь к подмосткам с бабушкиными генами.
Но, возвращаясь к фабрике, хочется заметить, что Станиславский был не только создателем своей системы, которой сейчас учат студентов театральных вузов. У него были еще и другие таланты. Он был прекрасным предпринимателем.
Вообще, фабрика была основана еще Семеном Алексеевым, родоначальником династии. Константин Сергеевич был представителем пятого поколения этой семьи.
На фабрике выпускали золотую и серебряную канитель. Название «канитель» происходит от слова «canuto», что в переводе означает «труба». Она представляет собою тонкую металлическую нить, скрученную в тугую спираль. Раньше канитель изготавливали только из драгоценных металлов. А использовалась она в вышивке облачений духовенства, в украшении икон. Смотрелась она красиво на дорогих тканях: бархате, сафьяне. Золотой и серебряной нитью вышивали женские традиционные головные уборы, царскую одежду. В XVIII веке стали использовать для украшения военной формы офицеров, например, из нити делали эполеты, шевроны.
В общем, спрос был. И было бы все хорошо, но потом в Европе научились изготавливать канитель не из драгоценных металлов. А научились золотить ее без золота. И, кроме того, предприимчивые европейцы упростили процесс изготовления канители. Стали использовать машинный труд.
Раньше этот процесс был настолько трудоемким, что мы до сих пор используем слово «канитель» когда хотим обозначить какое-то долгое и муторное дело.
Итак, нить Алексеевых становится неконкурентно дорогой. И тогда отец Константина отправляет его заграницу перенимать опыт. Ну, может, немножко и позаниматься промышленным шпионажем. Надо сказать, что молодой человек уже давно работает на фабрике. Принят он туда был с восемнадцати лет.
Константин делает успехи, работая на семейном предприятии, но и увлечение свое не забывает. Днем он на фабрике, а вечером он в театре и он Станиславский. Такой псевдоним он берет себе для сцены, чтобы не «позорить» известную фамилию.
Ну, вернемся к поездке в Европу. Из командировки Константин Сергеевич привез оборудование, отчет о поездке и предложения по реорганизации фабрики. Фабрика была полностью реорганизована, нить стала дешевле и прекрасного качества, о чем говорит награда, полученная в 1900 году на международной выставке в Париже – нить получает золотую медаль.
Но немного раньше, в 1893 год умирает дядя Константина – Николай Александрович, и следом отец – Сергей Владимирович. И ему 30-и летнему человеку, приходится возглавить фабрику.
Но и занятия театром он не прекращает. Денег из казны фабрики на театр не тратит. Но, тем не менее, создает Московский Художественный Общедоступный театр.
Вначале XX-го века становится ясно, что производство необходимо переквалифицировать. Спрос на золотую нить падает. Сказано – сделано. Фабрику перестраивают. Так, в 1912 году, появляется здание, которое мы можем видеть сейчас. А фабрика начинает производить кабель, электропровод, вольфрамовую и молибденовую нити накаливания. Прямо взгляд в перспективу!
Это конец статьи, но не истории. Читайте продолжение.
Статья написана по «мотивам» экскурсии проекта «По улицам и переулкам». Экскурсию проводила замечательная Галина Лукиных.