Найти в Дзене
Music club Juliett

Альфред Шнитке, The Beatles и два талантливых мультфильма. А еще куплеты Мефистофеля и много чего интересного.

Здравствуйте!

На днях посмотрела мультфильм "Стеклянная гармоника" режиссера Андрея Хржановского.

Почему-то раньше я этот мультфильм не видела и даже не знала о нем ничего.

Конечно же, он меня заинтересовал.

Во-первых, тем, что музыку к нему написал Альфред Шнитке.

Альфред Шнитке - советский, российский композитор, музыкальный педагог и музыковед. Автор четырех опер, трех балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Во-вторых, тем, что сценарий принадлежит Геннадию Шпаликову и Лазарю Лагину.

В-третьих, своей необычной эстетикой и визуальным рядом.

А в-четвертых тем, что в том же 1968 году, оказывается, был создан другой мультфильм, с сюжетом, как указывают в различных источниках, во многом схожим с сюжетом Стеклянной гармоники. Это мультфильм "The Beatles: Желтая подводная лодка".

Каков сюжет в мультфильме "Стеклянная гармоника"?

Он стар, как мир. В одном городе живут люди, которые поклоняются "желтому дьяволу", т.е. деньгам. Ради них они готовы на все.

В первые же минуты просмотра я вспомнила знаменитые куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно "Фауст", те самые, в которых "люди гибнут за металл".

Предлагаю послушать два исполнения этих куплетов. Первое, считающееся эталонным - Федора Ивановича Шаляпина, русского баса №1.

Второе - роскошного Муслима Магомаева, чья манера совершенно другая, прекрасная по-своему. Эта запись гораздо более поздняя, и слова в ней очень четко различимы.

Вернемся к мультфильму.

В один прекрасный момент в городе появляется незнакомец с чудесным музыкальным инструментом, стеклянной гармоникой, и начинает на ней играть. Но буквально через пару минут она оказывается разбита, незнакомца уводят по длинному каменному коридору, и нам понятно, что ничего хорошего его не ждет.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"

На того, кто слушал с воодушевлением и проникся прекрасной музыкой, тут же доносят, и его уводят какие-то страшные люди без лиц.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"

МОНЕТА, олицетворяющая деньги и алчность, в этом городе - ВСЁ! Это самая главная ценность. Это идол.

Ей даже памятник стоит.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"

Один человек (тот самый доносчик, который получил монету за свое гадкое дело) в буквальном смысле купается в деньгах - ныряет в сундуки с золотыми монетами.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника"

Пересказывать весь сюжет тут, конечно же, я не буду. Скажу только, что гармоника появится еще раз, как символ всего светлого, доброго, вечного в противовес мерзким сторонам жизни и людской натуры.

Мультфильм, нужно сказать, без слов. Только музыка Шнитке. Но и так все понятно.

Все образы очень ясные, смыслы прозрачные.

Люди грешны, люди слабые и мерзкие. И изображены они соответствующе - всяческими разнообразными уродами.

Когда же в душах людей просыпается что-то светлое и чистое, они меняются, даже внешне. Хотя, возможно, авторы мультфильма имели в виду именно души людские, а не тела, когда создавали своих персонажей.

Возможно, что сначала мы видим уродцев, потому что души людей погрязли в алчности и мраке. А затем они меняются, становятся красивыми под воздействием Искусства.

Я склоняюсь именно к такой трактовке, потому что однажды люди начинают взлетать. Мы видим небеса, с которых льется вниз божественный свет, а один персонаж, по-моему, даже вырывается за пределы земного существования.

Теперь о визуальном ряде.

Самый страшный персонаж мультфильма - человек в котелке. Люди, разбирающиеся в искусстве сразу ассоциативно вспоминают другого человека в котелке, созданного художником-сюрреалистом Рене Магриттом незадолго до выхода мультфильма - в 1964 году.

Сравните:

У человека Магритта лица не видно. А в мультфильме заметно, что у него разные глаза, а это примета, нередко приписываемая врагу человеческому. Лично у меня мгновенно возникла такая ассоциация.

Все остальные персонажи, превращаясь из уродов в прекрасных людей, явно уводят зрителя в залы величайших музеев мира. Прямо на наших глазах возникают образы с всемирно известных полотен. Уроды это образы средневековых художников - Босха, Брейгеля, Арчимбольдо, а также чудовищ Гойи.

Прекрасные образы ассоциируются, конечно же, с картинами эпохи Возрождения и более поздним расцветом искусства в XVIII-XIX веках. Так создатели мультфильма показывают нам, что Искусство возвеличивает человека, превращает его в красивое, одухотворенное существо.

Сандро Боттичелли, художник итальянского Ренессанса (1445-1510). Мадонна Магнификат. Фрагмент, на котором мы видим изображение двух из пяти ангелов.
Сандро Боттичелли, художник итальянского Ренессанса (1445-1510). Мадонна Магнификат. Фрагмент, на котором мы видим изображение двух из пяти ангелов.

А теперь сравните фрагменты из мультфильма, на которых одни и те же герои до преображения и после:

Вообще, нужно сказать, что мультфильм довольно необычен. Мы видим странные, то жуткие, гротескные, то прекрасные картинки, сменяющие одна другую. Двигаются они очень необычно, как вырезанные плоскостные изображения. Иногда двигается какая-то одна часть лица - глаза или рот.

Все это происходит на фоне замечательной музыки Альфреда Шнитке, как нельзя лучше подходящей к видеоряду и усиливающей эмоциональное воздействие на зрителя.

При всей своей уникальности, сложности, эстетичности, этот фильм прост и даже в чем-то наивен.

В нем намешаны разные смыслы, ассоциации. Тут и евангельская тема, и просто общечеловеческий посыл - что есть Добро и Зло, Свет и Тьма, Алчность и бескосрыстное служение Искусству с его способностью преображать и очищать души людей. Пусть, не как в мультфильме, но хотя бы на несколько мгновений. Как тут не вспомнить всех Творцов и Художников, Мастеров и Музыкантов, которых не понимали, гнобили, уничтожали морально и физически.

Можно здесь разглядеть и устройство человеческого общества, в котором действует тоталитарная Власть. Именно это и узрели в первую очередь цензоры в советское время, из-за чего мультфильм был долгое время запрещен к показу. Его не спасло даже то, что авторы в самом начале указали, что речь идет о буржуазном обществе.

Мультфильм мне очень понравился и я всем советую его посмотреть.

Что же касается другого упомянутого в начале статьи мультфильма - "The Beatles: Желтая подводная лодка" - то я его тоже посмотрела. Специально, чтобы иметь о нем представление и понять, действительно ли он похож на "Стеклянную гармонику".

Похож, но не сюжетом, не эстетикой и не визуальным рядом, а скорее общей идеей и посылом. Главная идея такова, что опять же искусство, а точнее музыка, песня способно победить даже самого страшного противника всего прекрасного.

Мультфильм очень яркий, фантастический, психоделический. Напоминает мир красочных фантазий, снов, или даже галлюцинаций и иллюзий. Такая немного сумасшедшая, веселая сказка в стиле эстетики конца 60х- начала 70х годов.

Снят он в 1968 году Джорджем Даннингом - канадским мультипликатором. При чем, в отличие от короткометражной "Стеклянной гармоники", этот мультфильм полнометражный, длится полтора часа. И в нем персонажи говорят. Есть юмор, типичный для Битлз.

В мультфильме звучит 15 песен "Битлз", что очень должно понравиться поклонникам группы.

Всех участников группы - Джона, Пола, Джорджа и Ринго, как и остальных персонажей - создал немецкий художник из Чехословакии Хайнц Эдельман. Он не работал с анимацией до этого, что создало определенные трудности для мультипликаторов. Эдельман хотел отразить в мультфильме политические изменения в мире и окончание холодной войны.

The Beatles: Желтая подводная лодка.
The Beatles: Желтая подводная лодка.

Из интересных фактов:

Специально для саундтрека к фильму «Битлз» написали четыре новые песни.

Сами участники группы не принимали участия в создании «Жёлтой подводной лодки», так как совершали во время съемок поездку в Индию.

Знаменитая четверка всё-таки появляется вживую в самом конце фильма и то ненадолго.

Битлы в целом положительно восприняли мультфильм с таким своеобразным своим участием.

Ринго Старр, барабанщик группы, был особенно тронут, единственное, что его расстраивало - это его нос. Точнее, нос его персонажа. Он оказался недостаточно... длинным! Ринго очень хотел, чтобы с этим что-то сделали, но менять что-либо было уже слишком поздно.

Видимо, Ринго очень гордился своим носом и считал, что "чем носовей, тем красивей")

Что еще я могу сказать об этих мультфильмах? Не уверена на счет их похожести, хотя об этом говорил даже режиссер Андрей Хржановский. Идейно они близки, да, я об этом уже писала. Но вот своим воплощением они сильно разнятся.

Наш мультфильм гораздо более тонкий и глубокий. Он для взрослых.

Британский мультфильм более легкий, забавный и яркий. Его, по мнению одного из участников Битлз, Джорджа Харрисона, могут смотреть даже 4-5 летние дети.

Из советских мультфильмов по своей эстетике "Желтая подводная лодка" мне напоминает, скорее, мультфильм "Шкатулка с секретом".

Мне лично мультфильм "Стеклянная гармоника" нравится все-таки больше. Если их вообще можно сравнивать.

Я думаю, что на сегодня пора прощаться.

Надеюсь, Вам понравилась моя статья. Ставьте, пожалуйста, лайк, если да).

Я честно потратила много сил и времени, даже посмотрела незапланированный мультфильм)

Хочется, чтобы статьи были интересными и познавательными.

Надеюсь, у меня это получается.

Пишите в комментариях, смотрели ли Вы эти мультфильмы, хотели бы посмотреть. Любите ли музыку Альфреда Шнитке и "Битлз". А, быть может, Вам больше всего понравились "куплеты Мефистофеля";)

Приветствуются репост и подписка.

Вступайте в мой музыкальный клуб, я планирую публиковать еще много интересного и полезного для Вас!

До скорой, надеюсь, встречи!

Juliett

#music club juliett #музыка #музыка в мультфильмах #альфред шнитке #битлз #мультфильмы #искусство