(Читаем: 2 Цар. 6; 7; 1 Пар. 13; 15-17; 22; 28)
Когда Моисей приблизился к горящему кусту, Бог сказал ему: “Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх. 3:5). Сегодня мы стоим на святой земле, когда собираемся вместе поклониться Богу, стоя в Его святом присутствии. Понимаем ли мы это, или богослужение стало настолько обыденным событием, что мы можем находиться в присутствии Божьем без какого-либо трепета?
Прежде всего, богослужение - это ответ на то, кто такой Бог. Это не просто представление, состоящее из ряда предписанных действий; это признание личности и силы Всемогущего. Мы часто слышим сегодня о необходимости перемен в богослужении, и перемены, действительно, необходимы, но не столько в плане проведения службы, сколько в сердцах наших! Мы стали настолько легкомысленны, что для нашего руководства нам требуются эдакие духовные диск-жокеи, способные пробудить в нас хотя бы символическую преданность Господу. Нам еще и еще раз необходимо осознать, что, когда мы приходим к Богу, мы стоим на святой земле.
Во 2 Цар. 6; 7 (и параллельных местах первой книги Паралипоменон) есть моменты, дающие нам ясное представление, что значит прийти в присутствие Божье. Давиду, мужу по сердцу Божию, нужно было напоминать об этом, и мы сегодня в этом тоже нуждаемся.
Уже в первые дни своего правления Давид сделал столько, сколько другому человеку хватило бы на всю жизнь. В свои тридцать с небольшим лет он объединил страну, перенес столицу в Иерусалим и показал себя справедливым, беспристрастным монархом. Но для Давида это было лишь начало. Он уже объединил север и юг, и теперь он хотел соединить людей с Богом. Однако при всех благих намерениях царя Давида, ему нужно было еще многое узнать о богослужении - как и всем нам. Давайте прочтем 2 Цар. 6; 7 и 1 Пар. 13-17 и постараемся понять, что значит “стоять на святой земле”.
БОГОСЛУЖЕНИЕ - СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА (2 Цар. 6:1-11; 1 Пар. 13:1-14)
Автор 1 Паралипоменон повествует нам о том, что, когда Давид захватил Иерусалим, он первым делом повелел перенести ковчег завета в Иерусалим. Самым важным для него было сделать Иерусалим не только “городом Давидовым”, но и городом Божьим, то есть вернуть Богу центральное положение в народе. “И сказал Давид всему собранию Израильтян: если угодно вам и если на то будет воля Господа, Бога нашего... перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что в дни Саула мы не обращались к нему” (1 Пар. 13:2, 3). Так как это первое упоминание о “ковчеге Божьем” в этой книге, то будет уместно сделать небольшой экскурс в историю.
В то время, когда Моисей на горе Синай получал от Бога Десять заповедей, он получил также повеление о постройке святилища, так называемой скинии. Одним из предметов, находившихся в скинии, был ковчег. Это был небольшой сундучок, изнутри и снаружи покрытый чистым золотом. В ковчеге хранились две каменные скрижали с Десятью заповедями, золоченая чаша с манной и расцветший жезл Аарона. Крышка также была сделана из золота - с двумя, сделанными из золота же, херувимами чеканной работы по обоим концам ее, с распростертыми вверх крыльями и лицами, повернутыми друг к другу. Еще одна деталь должна быть упомянута в отношении ковчега: на четырех нижних углах его были приделаны золотые кольца. В эти кольца вставлялись два обложенных золотом шеста, чтобы посредством их переносить ковчег.
После того, как скиния была построена, ковчег был установлен в ее Святая Святых. Только первосвященник мог входить в Святая Святых, да и то лишь раз в году - в день Искупления. Никто другой не мог видеть ковчега. Никто, даже первосвященник, не мог дотрагиваться до него. Когда скинию нужно было перенести на другое место, ковчег должны были нести сыновья Каафа (один из семейных кланов племени Левия) на плечах. Чис. 4:15:
«Когда при отправлении в путь стана Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть».
Отметим также стих 20 из той же главы: “Но сами они не должны подходить, смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть”. Выделите слова “чтобы не умереть”. Все принадлежности скинии - олицетворение понятия “земли святой”. Самым святым из всех предметов в ней был ковчег завета.
К сожалению, постоянное соприкосновение со святыней делает ее обыденной. Это же может произойти и с нами на богослужении. Это случилось и с израильтянами в отношении ковчега завета.
Когда израильтяне достигли земли Ханаанской, скиния была поставлена в Силоме.
Однажды израильтяне выступили против филистимлян, и произошла битва, и пало на поле сражения около четырех тысяч человек израильтян (1 Цар. 4:2). Тогда они решили, что если они возьмут ковчег с собой на поле битвы, то “Бог в ящике” будет им амулетом в бою и принесет удачу. Так они и поступили (1 Цар. 4:3, 4). Бог был не доволен подобным богохульством. В следующей битве пало израильтян тридцать тысяч, а ковчег попал в руки филистимлян (1 Цар. 4:10, 11).
Ковчег находился у филистимлян семь месяцев и не принес им ничего, кроме страданий. Все их идолы были разбиты, люди терпели нашествие мышей, на их телах появились страшные, мучительные наросты.
Филистимские жрецы посоветовали поставить ковчег с дарами в виде золотых вещей на новую повозку и отправить его вон из страны (1 Цар. 6:7, 8).
Коровы привезли ковчег в Вефсамис, израильский город, расположенный в пределах Иудеи как раз за пограничной линией. Израильтяне возликовали, увидев ковчег, но в них не было уже того благоговейного трепета, не было ощущения, что они стоят на святой земле. Они собрались вокруг ковчега и подняли крышку, чтобы можно было заглянуть внутрь. И тут же Господь поразил их, и они упали замертво (1 Цар. 6:19). В ужасе жители Вефсамиса отослали ковчег в Кириаф-Иарим - город, расположенный в двадцати километрах от Вефсамиса. Поставили его в доме человека по имени Аминадав (1 Цар. 7:1).
Ковчег оставался там все последние годы служения Самуила, все время правления Саула и в течение раннего периода царствования Давида, то есть к тому моменту, когда Давид обратился к народу со словами: “Перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что во дни Саула мы не обращались к нему”, он уже свыше семидесяти лет стоял там, собирая пыль.
«И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина [другое название Кириаф-Иарима], чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах» (2 Цар. 6:1, 2).
Между тем, к нашему удивлению, мы читаем в первой части 2 Цар. 6:3: “И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме”. “На новую колесницу”? Зачем они поставили ковчег на новую колесницу? Что, кто-то сказал им, что ковчег таким же образом прибыл на землю израильскую? Может, просто считалось, что так удобнее перевозить громоздкие вещи? Давид и бывшие с ним не выполнили домашнего задания. Они не знали или не придали значения тому, как важно, чтобы ковчег несли на золотых шестах сыновья Каафа, и последствия были катастрофическими.
Далее мы читаем:
«...Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. И Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах» (2 Цар. 6:3-5).
Представьте себе эту картину. Колесница - это небольшая двухколесная повозка, довольно неустойчивое средство передвижения. Ковчег стоит на колеснице, которую тащат вниз по холму волы. Ахио идет перед колесницей, понукая волов, Оза же идет сбоку и следит, чтобы все было в порядке. Давид и тридцать тысяч людей танцуют вокруг колесницы, поют, кричат, играют на музыкальных инструментах. Это был праздник! Богу надо угождать, правильно? Нет!
Внезапно праздник со скрежетом остановился. Когда процессия проходила мимо гумна Хидона, волы оступились, колесница накренилась, и ковчег начал опрокидываться. [См. 1 Пар. 13:9. Во 2 Цар. 6:6 упоминается “гумно Нахоново”. Больше нигде в Писаниях “Нахон” не упоминается, поэтому мы не можем с уверенностью говорить о значении этого слова. Некоторые считают, что “Нахон” - другое имя Хидона]. Инстинктивно
«...Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Господь там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар. 6:6, 7).
Не так давно я рассказал эту историю группе студентов, которые не слышали ее до этого, и они были шокированы. “За что Бог убил Озу, - хотели они знать. - Он только хотел поддержать ковчег, чтобы он не разбился!” Эти студенты - не первые и не последние, кого поражает гнев Божий и немедленная расправа. Однако, что сказал Бог в книге Чисел? Сыновья Каафа должны были нести ковчег на золотых шестах, “но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть” (Чис. 4:15).
Мы шокированы тем, что случилось с Озой потому, что мы мыслим, как он. Мы решаем, что при служении Богу достаточно благих намерений, и Он примет все, что мы имеем Ему предложить, коль скоро мы искренни. Никто и никогда не обвинял Озу в неискренности, но, тем не менее, смерть настигла его.
В тот решающий момент, когда Давид должен был вернуть свой народ в лоно Господне, Бог увидел необходимость напомнить о том, что поклонение - не игра, где мы можем менять правила, как нам заблагорассудится. Он хотел, чтобы они (и мы) знали, что поклонение - исключительно серьезное дело, что не мы, а Он ставит условия, на каких мы можем предстать перед Ним. Когда мы являемся в Его присутствие, мы должны быть исполнены почтения, благоговейного трепета и предельного смирения.
Когда Оза упал замертво у ковчега Божьего, Давида охватили разнообразные чувства. Сначала “опечалился Давид, что Господь поразил Озу” (2 Цар. 6:8). Первой реакцией Давида было негодование и раздражение. Затем, практически сразу, он испугался: “И устрашился Давид в тот день Господа” (2 Цар. 6:9). Здесь мы впервые читаем, что Давид испугался Господа. И, наконец, Давид почувствовал неуверенность: “И сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?” (2 Цар. 6:9). Поблизости был дом Аведдара (Овед-Едома) Гефянина, у которого Давид и оставил ковчег, а сам, опечаленный, возвратился в Иерусалим.
Если быть честными с самими собой, мы должны признать, что часто мы строим свои собственные “новые колесницы”, ожидая, что Бог благословит наше поклонение независимо от того, соответствует это желанию Господа или нет. Если бы позволяло время, мы могли бы поговорить о “новых колесницах” учений, созданных человеком для служения Богу сегодня: каждение и горящие свечи во время службы, учреждение особого класса жрецов, или священников, для ведения богослужения, замена вечери Господней мессой, проведение вечери Господней время от времени и в будние дни, позволение женщинам выполнять руководящие роли в проведении службы, использование музыкальных инструментов во время богослужения и т.д.
Давайте, однако, применим этот урок к себе и постараемся извлечь из него максимум пользы. Ни Давид, ни другие не воспринимали Бога достаточно серьезно. Та новая колесница представляла отсутствие уважения и благоговейного трепета перед Создателем Вселенной. Разве неправда, что многие из нас построили свои собственные колесницы непочтительности? Часто мы обращаемся к Богу небрежно. Мы молимся, поем, читаем Слово Божье, преломляем хлеб на вечере Господней с легкомыслием. Оза утратил свою физическую жизнь из-за святотатства. И не сомневайтесь: мы можем утратить свою духовную жизнь.
«...кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор. 11:27, 29, 30).
Не то удивительно, что Бог убил Озу, а то, что Он не убивает нас всех. Богослужение - это очень серьезное дело.
ЗАБОТА О ДЕТАЛЯХ НЕ ЛИШАЕТ БОГОСЛУЖЕНИЯ РАДОСТИ (2 Цар. 6:12-19; 1 Пар. 15:1-16:3, 7-36, 43)
Некоторые думают, что забота о частностях “закона” автоматически выхолащивает религию, что скрупулезное следование Писаниям настраивает человека на минорный лад, что поклоняться радостно - это поклоняться “спонтанно”, не заботясь о деталях, которые мы находим в Библии. Завершение истории переноса ковчега в Иерусалим показывает, что подобное мнение не верно.
После того, как Давид оставил ковчег Господень в доме Овед-Едома, прошло три месяца. Все три месяца Давид был очень занят. Он начал строительство своего дворца, увеличил семью, провел несколько решающих битв с филистимлянами.
И вот, по истечении трех месяцев донесли царю Давиду, что Господь благословил дом Овед-Едома “ради ковчега Божия” (2 Цар. 6:12). Размышляя об этой новости и о собственной жизни, в которой тоже все ладилось, Давид пришел к выводу, что гнев Бога утих, и что пора снова попытаться перенести ковчег в Иерусалим.
На этот раз он решил все как следует спланировать и подготовиться. Во-первых, он приготовил место для ковчега: устроил в Иерусалиме скинию, куда внести ковчег, когда прибудет в город. Во-вторых, что самое важное, он поручил нести ковчег специальным людям. Только теперь Давид выполнил свое домашнее задание. Он “достал с полки старую семейную Библию” и посмотрел, что говорил Моисей о ковчеге и, в частности, о том, как его переносить. Он прочел Исход 25, Числа 4 и 7, Второзаконие 10, обнаружив, что сыновья Каафа из племени левитов должны были нести его на шестах и плечах. На этот раз Давид был намерен все сделать в точности, как повелел Бог.
Во второй части 2 Цар. 6:12 говорится: “И пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов”. В 1 Пар. 15 даются подробности: “Никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов; потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки” (ст. 2). И собрал Давид всех священников и левитов и сказал им:
«...освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него. Ибо, как прежде не вы это делали, то Господь, Бог наш, поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно» (1 Пар. 15:12, 13).
Обратите внимание на слова “мы не взыскали Его, как должно”. Другими словами, Бог не благословил наше поклонение, потому что мы не следовали Его указаниям в точности. “Как должно” относится к закону Моисееву, данному более, чем за пятьсот лет до описываемых событий, но такому же обязательному, как и в тот день, когда он был дан. Некоторые думают, что у нас есть право, даже обязанность, изменять Божьи указания “соответственно времени”. Давид узнал, и мы должны знать, что только Бог имеет право изменять Свои указания. У нас этого права нет.
В Новом Завете Иисус сказал, что для правильного богослужения необходимы две вещи. “Бог есть дух, - сказал Он, - и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4:24). Мы должны поклоняться, следуя Слову Божьему (то есть истине, Ин. 17:17), и у нас должно быть правильное отношение к тому, что мы делаем (то есть дух). Дух в богослужении очень и очень важен, но равно важны и те конкретные моменты, которые указал нам Бог. Мы обязаны делать все правильно и должным образом.
Эта истина объясняет многие подробности богослужения в церкви Христа. Почему мы участвуем в вечере Господней в первый день каждой недели и обязательно в первый день и никакой другой? Почему проповедуют и публично молятся только мужчины? Почему только поют - без аккомпанемента каких-либо музыкальных инструментов? А потому, что так поступать заповедал нам Бог в Новом Завете. Кто-то может возразить: “Ну, это уж мелочность. Конечно же, Бога не заботят такие незначительные детали”. История, поведанная во 2 Цар. 6 и 1 Пар. 13-15, иллюстрирует, как Бог заботится о таких “незначительных, мелких, мелочных” деталях, как золотые кольца, шесты, покрытие ковчега и о том, кто должен его переносить. Если это заботит Бога, то мы еще больше должны позаботиться об этом!
Однако в данный момент нас занимает вот какой вопрос: “Отрицается ли автоматически радость поклонения, если акцентировать внимание на деталях богослужения? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте закончим наш рассказ. Когда все было готово,
«...освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах» (1 Пар. 15:14, 15).
Во 2 Цар. 6:13 упоминается одна впечатляющая деталь: “И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, [Давид] приносил в жертву тельца или овна”. Имейте в виду, что никто не знал, как закончится вторая попытка: так же, как первая, или будет успешной. Если бы меня выбрали нести ковчег, оказанная мне честь показалась бы мне двусмысленной: “Кому, мне? Нести тот ящик, который убил Озу? Вы шутите!”
Представьте себе: пот струится по лицам подходящих к ковчегу. Они нерешительно протягивают руки, кончиками пальцев касаются шеста и тут же отдергивают их. Ничего не происходит. Тогда они со страхом становятся по бокам ковчега, осторо-о-ожно берутся за шесты и, уже смелее, кладут их себе на плечи. Бог не поразил их! Они, с трудом отрывая ноги от земли, делают первый шаг... Что, если это и последний? Но нет: вот уже сделан второй шаг, третий, четвертый, пятый, шестой. Они все еще живы! Они медленно опускают ковчег, переводят дыхание и... начинают улыбаться. На этот раз обошлось!
Давид не только подготовил место для ковчега и людей для его переноса, он также подготовил все необходимое для жертвоприношения. Он тут же принес в жертву тельца и овна (2 Цар. 6:13). Помимо того, что предложил Давид, левиты совершили свое собственное жертвоприношение, так как они понимали значимость этого события для их племени: Бог показал, что Он с ними. Им было возвращено их законное место в жизни народа. “И когда Бог помог левитам, несшим ковчег завета Господня, тогда закололи в жертву семь тельцов и семь овнов” (1 Пар. 15:26).
Теперь все стало правильным в их взаимоотношениях с Богом. Бог был прославлен не только в их сердцах, но и в скрупулезном выполнении Его воли. Давид исступленно радовался освобождению от чувства вины и угрызений совести:
«И Давид скакал из всей силы пред Господом (2 Цар. 6:14). Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах» (1 Пар. 15:28).
Какое возбуждение, должно быть, царило в Иерусалиме, когда туда вносили ковчег Господень! Давид хотел, чтобы все знали, кто был истинным Царем Израиля. Он не оделся в царские одежды и не выступал с царским достоинством. Вместо этого, он был одет в белую ризу поверх простого льняного ефода, и он плясал возле ковчега, восхваляя Господа. Когда Давид сделал Иерусалим своей столицей, он не устраивал никакого парада по случаю своего въезда в город, но он хотел, чтобы Яхве вошел туда с триумфом!
Дойдя до скинии, которую подготовил Давид, сыновья Каафа с благоговением внесли туда ковчег. Затем Давид принес жертвы всесожжения за свои грехи и грехи народа и мирные жертвы в знак восстановления взаимоотношений между Богом и Его народом. По этому случаю он сочинил псалом, прославляющий честь, величие, могущество, славу и силу Божью. Эта волнующая песня заканчивается словами: “Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуйя!” (1 Пар. 16:36). Давид протянул руки свои и “благословил он народ именем Господа” (2 Цар. 6:18). Затем он раздал каждой семье продукты, и пошел весь народ, каждый в свой дом, радуясь, что Бог снова с ними.
Разрушило ли строгое повиновение закону счастье Давида и других верующих? Читая вторую часть 2 Цар. 6 и 1 Пар. 15, 16, мы не можем не поразиться тому факту, что внимание к деталям не только не разрушило счастья, но, наоборот, усилило его. Обе попытки внести ковчег в Иерусалим сопровождались празднованием. В первый раз, однако, праздник закончился печально, потому что люди не взыскали Бога “как должно”. Во второй раз празднование принесло радость, потому что они сделали все точно так, как велел им Бог.
Забота о форме может перерасти в формализм, но это не обязательно должно произойти. Тем, кто посвящает себя служению Богу в духе и истине, повиновение “букве закона” Божия является освобождающим, а не подавляющим началом. Если вы в глубине души знаете, что ваше поклонение угодно Богу, вы можете служить Ему от всего сердца!
ОСМЫСЛЕННОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ТРЕБУЕТ ПОДГОТОВКИ (1 Пар. 15:2-24; 16:1-7, 37-42)
Прежде, чем мы закончим разбирать 2 Цар. 6 и 1 Пар. 15; 16, я бы хотел обратить ваше внимание на две важные истины. Во-первых, чтобы богослужение имело значение, смысл, требуется подготовка души и жизни - независимо от того, поклоняешься ты дома или на публике.
Ранее мы отмечали тот факт, что Давид подготовил место для ковчега, людей, которые должны были нести его, и все необходимое для жертвоприношения. Об этой подготовке говорится в 1 Пар. 15:16-24. Специальные люди были отобраны для выполнения особого задания, точно так же, как мы выбираем тех, кто отвечает за проведение богослужения. Кроме тех, кто нес ковчег, были певцы и музыканты, обеспечивавшие музыкальное сопровождение; придверники обеспечивали безопасность ковчега. Стих 22 заслуживает особого внимания: “А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем”. Когда мы планируем богослужение, мы должны использовать самое лучшее из того, что у нас есть; богослужение требует, чтобы мы выложились полностью, без остатка.
В 1 Пар. 16 говорится, что после перенесения ковчега в Иерусалим Давид продолжал свою подготовительную работу: на этот раз он готовился к каждодневному богослужению. “И поставил на службу пред ковчегом Господним некоторых левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа, Бога Израилева” (ст. 4).
Мой отец любил говорить: “Все, что ни делаешь, делай хорошо”. Большинство из нас понимает этот принцип, но в иных сферах жизни. Очень странно, но мы думаем, что можем прийти на богослужение, даже мысленно не подготовившись к нему, и это все равно будет угодно Богу. Мы можем поздно лечь спать в субботу, поздно встать в воскресенье, уже опаздывая, прибежать на службу и в полном изнеможении упасть на скамью - и еще ожидаем “хоть что-нибудь получить” от богослужения.
Чтобы служба была наполнена смыслом, мы должны готовиться к ней. Должно быть подготовлено место для собрания. Должно быть подготовлено все для вечери Господней. Должны быть готовы те, кто поведет в пении и молитве. Должен быть готов и проповедник. В строках, посвященных публичному богослужению, Павел подчеркивал: “Только все должно быть благопристойно и чинно” (1 Кор. 14:40).
Но самое важное - это чтобы каждый, идущий на богослужение, подготовил душу свою и жизнь свою для того, чтобы предстать пред престолом Божьим и быть готовым служить Ему.
ЕСЛИ МЫ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕМ ОТ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ЗАГЛЯНЕМ ДЛЯ НАЧАЛА К СЕБЕ В ДУШУ (2 Цар. 6:16, 20-23; 1 Пар. 15:29; 16:43)
Вторая истина, на которую я хочу обратить ваше внимание перед тем, как перейти ко 2 Цар. 7, состоит вот в чем: если богослужение нам ничего не дает, мы должны, прежде всего, заглянуть в себя.
Во 2 Цар. 6:16 мы читаем: “Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем”. Вы помните трагическую историю Мелхолы: Саул отдал ее за Давида, затем, когда Давид бежал, Саул выдал ее за другого. Когда Авенир вел с Давидом переговоры о том, чтобы он стал царем над всем Израилем, Давид попросил вернуть ему Мелхолу. Когда Мелхолу забрали от ее второго мужа, он бежал за ней, рыдая, до тех пор, пока его не заставили вернуться домой. И вот мы видим завершение этой горькой истории.
Когда ковчег вносили в городские ворота, Мелхола выглянула из окна дворца и “уничижила [Давида] в сердце своем”. В 1 Цар. 18:20 мы читаем: “Давида полюбила другая дочь Саула, Мелхола”. Но прошли годы, и пламя любви погасло; остались только безжизненные угли. И теперь она презирала его.
По окончании праздника Давид “возвратился, чтобы благословить дом свой” (2 Цар. 6:20). Он испытывал эмоциональный и духовный подъем и хотел, чтобы его семья разделила с ним радость. Но “когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой”, у дверей его встретила разгневанная Мелхола. В ее голосе слышался сарказм: “Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!” (2 Цар. 6:20) “Обнажившись” ни в коей мере не означает, что Давид демонстрировал свою наготу (он был одет в ризу поверх льняного ефода). Ключевой является фраза “пустой человек”: в глазах Мелхолы Давид выглядел глупо. Она презирала его за то, что его возвеличивало: его отождествление с народом и его восторг перед Богом.
Лицо Давида вытянулось, радостного возбуждения как не бывало. Он ответил, что сам Бог избрал его, чтобы он служил Ему всем сердцем своим, даже если он при этом выглядит глупо. В конечном счете, Бог оправдает его перед лицом всех.
Эта печальная сцена заканчивается лаконичным комментарием: “И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее” (2 Цар. 6:23). [Это могло значить, что у нее не было больше детей, но, возможно, это значит, что у нее вообще не было детей. Во 2 Цар. 21:8 говорится, что у Мелхолы было несколько детей. Однако, в Септуагинте и некоторых древнееврейских манускриптах здесь, вместо Мелхолы, упоминается Мерова]. Возможно, это свидетельствует о том, что Бог наказал ее бесплодием, или же о том, что они с Давидом больше не жили вместе, как муж и жена. Возможно, обе версии правильны.
Мы могли бы много говорить об этой личной драме и о том, как могут быть разрушены человеческие отношения. Но давайте не будем пока отвлекаться от нашей темы - богослужения. Перенесение ковчега в Иерусалим было одним из величайших событий в истории Израиля. Мелхола могла бы вместе с толпой приветствовать возвращение процессии. Но из-за состояния сердца Мелхолы это великое событие не тронуло ее. Все, на что она была способна, это критиковать: “Давид, ты там выглядел круглым идиотом!”
Критиковать богослужения стало очень популярным домашним времяпрепровождением. Образно говоря, мы, как жюри, выставляем оценки тем, кто ведет богослужение: “Ведущему в пении я ставлю 6 баллов, читающему молитву - 3, проповеднику - 5, а в целом за службу - минус 2!” Так очень легко попасть в западню субъективного взгляда на богослужение: “Если мне понравилась служба, значит, хорошая; если мне не понравилась, то плохая”.
Необходимо, чтобы нам постоянно напоминали, что богослужение - это, прежде всего, обращение сердца к Господу. И если я ничего не получаю от богослужения, то, возможно, это происходит из-за моего сердца, а не из-за тех, кто планировал и проводил службу. Помоги нам Бог не быть Мелхолами, отстраненно взирающими на службу критическим взглядом.
НА БОГОСЛУЖЕНИИ ОДНИХ БЛАГИХ НАМЕРЕНИЙ НЕДОСТАТОЧНО (2 Цар. 7:1-17; 1 Пар. 17:1-15)
Переходя ко 2 Цар. 7, мы получаем следующий важный урок: когда речь идет о поклонении, одних благих намерений недостаточно.
В период между шестой и седьмой главами 2 Царств Давид заканчивал строительство дворца, сражался в войнах. Но вот, наконец, настал день, когда Давид мог расслабиться, наслаждаясь красотой нового дома. Он огляделся, удовлетворенный, как вдруг одна мысль осенила его: “Я живу в роскошном доме, а ковчег Божий - в шатре!” Он призвал Нафана, который стал его другом, советником и доверенным лицом. Когда он поделился с Нафаном своими мыслями, пророк с энтузиазмом отвечал: “Иди, делай все, что у тебя на сердце; ибо Господь с тобой” (2 Цар. 7:3).
Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану, что он слишком поспешил, одобряя планы Давида. Прежде всего, им следовало спросить Господа, одобряет ли Он их план. Из этого тоже можно извлечь уроки. Первый заключается в том, что друзья, желающие нам добра, даже если они известны своей высокой духовностью (Нафан был Божьим пророком), могут сбить нас с пути. Второй урок (и мы об этом сейчас и говорим) в том, что, даже если наши намерения хороши, Бог может не одобрить наших планов.
Нередко люди оправдывают нововведения в богослужении, рассуждая следующим образом: “Так как я намереваюсь прославлять Господа, конечно, это будет угодно Ему”. Между тем, единственный способ узнать, что угодно Богу, - это читать, что Он говорит в Своем Слове. Мы можем думать, что это или то Ему угодно, но я повторяю: мы можем узнать, что угодно Господу, только читая Библию.
Как, должно быть, трудно было Нафану вернуться к Давиду на следующий день и сказать: “Я был не прав, поддерживая этот замысел”! Но Нафан был пророком Божьим, и выполнять трудные миссии входило в его обязанности. Он пришел к Давиду и правдиво поведал ему Божье послание. Это послание, которое содержится с стихах 5-16, - самое важное место во 2 Царств и один из самых важных текстов всего Ветхого Завета.
Бог, фактически, обращался к Давиду, говоря: “Я не просил тебя строить Мне дом. Мне хорошо и без дома”. Он сказал откровенно: “Не ты построишь мне дом для обитания” (1 Пар. 17:4). Другими словами, “Твой замысел хорош, но это не то, чего Я желаю”.
Бог сказал “нет” мечте Давида по нескольким причинам. Позже Давид сам рассказывал об этом:
«Но было ко мне слово Господне, и сказано: “ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови пред лицом Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему...”» (1 Пар. 22:8-10).
У Давида, по замыслу Бога, были другие первоочередные задачи: он должен был основать империю, и он должен был построить семью. А уж его сын Соломон построит храм.
Трудно смириться, не правда ли, когда Бог говорит “нет” нашим мечтам. Мы строим планы, у нас величайшие замыслы, мы не видим ни одной причины, по которой Бог мог бы не одобрить их, а затем наши замыслы не осуществляются. Возможно, это было желание найти супруга-христианина и создать христианскую семью, воспитать детей в любви к Господу или это было что-то, касавшееся нашей собственной жизни, но Бог не дает нам Своего согласия. У меня были свои неосуществившиеся мечты; наверняка, и у вас тоже.
Мы должны понять, что, когда Бог говорит “нет”, это не значит, что Он покинул нас. Даже если Бог оставляет наши просьбы без ответа, Он не оставляет нас самих. После Господь сказал Давиду: “Хорошо, что это [построить храм имени Моему] лежит у тебя на сердце” (3 Цар. 8:18).
2 Царств нас также учит, что иногда Господь говорит “нет” потому, что Он припас для нас нечто лучшее. Поведав Давиду, что Он сделает для Израиля, Бог сказал: “И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом” (ст. 11). Мы наблюдаем здесь игру слов: “Не ты построишь дом мой (храм), а я построю тебе дом (династию)”. 2 Царств была названа “идеологической вершиной” Ветхого Завета. Сказав Давиду, что Он положит начало его династии, Бог продолжал:
«Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восстановлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его во веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих. Но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим и престол твой устоит во веки» (2 Цар. 7:12-16).
Давиду были даны два обещания: (1) его сын построит храм, и (2) его династия будет править вечно. Давид понял, что первое из этих обещаний имеет отношение к Соломону. Второе обещание продолжало исполняться и через много поколений после Соломона, когда на троне Иудеи сидели потомки Давида. Даже когда эти цари были не такими, какими бы им следовало быть, Яхве продолжал династию “ради Давида”. В конце концов, терпение Бога иссякло, и южное царство Иудейское было захвачено Вавилоном. С тех пор ни один отпрыск Давидов не восседал на троне. Но даже тогда Бог не забыл о Своем обещании. Он вдохновил пророков возвещать о Том из семени Давида, Кто придет и воссядет на его престоле:
«Вот, наступают дни, говорит Господь, - и восставлю Давиду отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. И вот - имя Его, которым будут называть Его: “Господь - оправдание наше!”» (Иер. 23:5, 6).
Исполнением этих пророчеств был “Иисус Христос, Праведник” (1 Ин. 2:1). Евангелие от Матфея начинается словами: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова” (ст. 1). Как потомок царя Давида, Иисус пришел построить царство вечное - духовное царство, которое никогда не будет разрушено. После Своего воскресения Иисус вернулся на небеса и воссел на “престоле Давида”. Царь Иисус и сегодня правит Своим царством - церковью.
Так, автор Послания к Евреям указывал, что великие обещания, данные во 2 Цар. 7, были исполнены во Христе. Автор спрашивает: “Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: ...«Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?” (Евр. 1:5). Контекст подразумевает ответ: Бог не говорил этого ангелам, а сказал Он это о Сыне Своем, Иисусе. Автор косвенно утверждает, что Соломон и другие цари Иудейские - временное и частичное исполнение 2 Цар. 7, в то время как Иисус, Господь наш, - полное и окончательное исполнение обещания!
Давайте остановимся на минуту и еще раз подумаем о том, что я только что сказал. Давид задумал бренное здание из дерева и камня для благословения тех, кто будет совершать паломничество в Иерусалим. Замысел же Бога - царство вечное для благословения миллионов во все века! Так что, когда Господь говорит “нет” нашим мечтам, бывает, Он задумывает нечто настолько лучшее, что мы не можем себе этого даже представить.
Однако отметим, что опять Давид строил планы, не посоветовавшись с Господом. Его намерения были благородны: его желание было чтить Господа. Но он забыл сперва вопросить Господа, и Бог отверг его планы. Апостол Павел позже говорил о тех, кто “имеет ревность по Боге, но не по рассуждению” Наши добрые замыслы должны всегда проверяться откровением Божьим. Говорим ли мы о поклонении или о каком-либо другом служении Господу, одних благих намерений недостаточно.
БУДЕШЬ ПОКЛОНЯТЬСЯ В ИСТИНЕ - БУДЕШЬ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ С БОГОМ (2 Цар. 7:18-29; 1 Пар. 17:16-27; 22; 28)
Одной из причин, почему Давид был “мужем по сердцу Божию”, было то, как он реагировал на упреки Господа.
Если бы я был на месте Давида и Нафан бы мне сказал о запрете строить храм, для меня не имело бы значения, что у Господа есть лучший замысел. Во-первых, я бы с неделю дулся. А посмотрите, как поступил Давид. После того, как Нафан передал ему послание Господа (2 Цар. 7:17), “тогда царь Давид пошел и сел перед Господом” (ст. 18). Давид вошел в скинию, которую он приготовил для ковчега, и сел, как раб в присутствии хозяина.
Последовала волнующая молитва, в которой Давид был исполнен почтения, смирения и самоотречения. Десять раз он назвал себя рабом. Он молился о том, чтобы сбылись все обещания Господа и чтобы всем открылось Его величие. Отметьте основные моменты его молитвы:
«...Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой [т.е. семья, из которой я вышел], что Ты меня так возвеличил [сделал царем]?.. Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи!.. По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя... Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны [заслуживают доверия - Современный Перевод];.. ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделался дом раба Твоего благословенным во веки» (2 Цар. 7:18, 20, 22, 28, 29).
Во-вторых, на месте Давида я бы, возможно, сказал: “Раз мне не разрешено строить храм, я умываю руки. Пусть теперь Соломон возится!” Между тем, Давид провел большую часть оставшейся жизни, занимаясь подготовкой строительства храма.
«И Давид... поставил каменотесов, чтобы обтесывать камни для построения дома Божия. И множество железа для гвоздей к дверям ворот и для связей заготовил Давид, и множество меди без весу, и кедровых дерев без счету. И сказал Давид: Соломон, сын мой, молод и малосилен, а дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями: итак буду я заготовлять для него...» (1 Пар. 22:2-5).
Бог благословил Давида и ниспослал Духа Своего Святого “для вразумления на все дела постройки”. Наконец, Давид призвал к себе Соломона “и завещал ему построить дом Господу, Богу Израилеву” (1 Пар. 22:6). Вот, что он сказал своему сыну:
«И вот, я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов серебра, а меди и железу нет веса, потому что их множество; и дерева и камни я также заготовил; а ты еще прибавь к этому... Золоту, серебру, и меди и железу нет счета...» (1 Пар. 22:14, 16).
Было подсчитано, во сколько обошелся храм; цифра оказалась астрономической, превышающей миллиарды долларов!
«И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж... всего, что было у него не душе... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» (1 Пар. 28:11, 12, 19).
Давид не сам разработал подробности строительства храма. Те планы и чертежи, которые он передал Соломону, были боговдохновенны.
Нужно подчеркнуть, что в ответ на послание Господа Давид забыл о своих личных желаниях и подчинился Божьей воле, и сделал это от всей души! Давид всегда стремился быть ближе к Богу. В этом и состоит суть богослужения. Если мы будем поклоняться Богу правильно и от всей души, наша душа и наша жизнь будут всегда в согласии с волей Бога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда Исаия увидел Господа, “сидящего на престоле высоком и превознесенном”, он сказал:
«Горе мне! прогиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5).
Как бы изменилось наше богослужение сегодня, если бы могли мы осознать, что находимся в присутствии Бога, что мы стоим на святой земле!
Я надеюсь, мы прониклись важностью поклонения - будь то молитва наедине или общее богослужение Божьих людей. Богослужение - сердце нашей религии, и необходимо, чтобы оно было центром нашей жизни.
Наша проблема в том, что мы стараемся приспособить богослужение к нашей жизни: здесь час, там - несколько минут. Давид не подчинял богослужение жизни; его жизнь вращалась вокруг богослужения - восхваления, почитания Господа. Когда его отношения с Богом ухудшались, он знал об этом: смещался центр его жизни. С другой стороны, когда мы выкраиваем на богослужение час-другой, когда у нас не находится для него времени, богослужение тогда - все равно, что маленькая дырочка в нашем расписании, которая очень быстро затягивается.
“Боже, мы предстаем пред Тобой, как люди, которые снова и снова не оказывают Тебе должного почтения и благоговения. Мы не знаем, почему Ты продолжаешь терпеть нашу небрежность в богослужении, но мы благодарим Тебя за это. И сейчас помоги нам почувствовать Твое присутствие, понять, что Ты рядом, чтобы мы могли смирить себя и стать более похожими на Тебя. Помоги нам уйти со службы с сердцем, бьющимся в унисон с Твоим сердцем. Во имя Иисуса. Аминь”.