Фильм 1964 года "Маска Красной Смерти" (реж. Р. Корман) с Винсентом Прайсом в главной роли сегодня ещё может заинтересовать каких-нибудь гиков, увлекающихся историей оккультизма и сатанизма, тёмным фэнтези (dark fantasy), фильмами с Винсентом Прайсом и, конечно, страшилками Эдгара По. В частности, фильм был снят по одноимённому рассказу-аллегории и по хоррору "Гоп-Фрог (Прыг-Скок) или Восемь скованных орангутангов" (или "Лягушонок"). Все аспекты я разбирать не буду, но замечу сразу: хистори-фэнтези из фильма такое себе, т.к., во-первых, итальянский король и его аристократия ведут себя ну очень сказочно (ну да ладно, это ж фэнтези), зато карты Таро, проскользнувшие в титрах и в финальной сцене, хороши - они как раз были придуманы в Италии в XV веке. Правда, нередко первой колодой называют "Таро Карла VI", написанные его шутом в XIV веке, но современные исследования опровергают принадлежность их к Таро, мол, это просто игральные карты. Причем шут Карла VI послужил прототипом для протагониста рассказа "Гоп-Фрог" и, следовательно, для карлика-гаргаила из фильма, однако Карл VI правил Францией, но пёс с ним: дело в том, что "Гоп-Фрог" режиссёр объединил с "Маской..." из-за общего автора и сказочной атмосферы, тогда как первый - чистое хистори и дарк фэнтези, основанное на истории Бала объятых пламенем, а "Маска" - аллегорическая притча, о чем ниже.
Честно говоря, лента конкретно так надругалась над первоисточником: мораль коротенькой аллегорической притчи "Маска Красной Смерти" тут переведена в довольно плоскую идею "Сатанизм - плохо, души сатанистов мертвы при жизни". Бесспорно, сатанизм - плохо, если мы говорим о тайных каннибальских и садистских сектах, о которых, например, слышно в ФРГ, да и если говорить о Церкви Сатаны А. Лавея, с христианской точки зрения это ересь.
См. также статьи:
«Самые странные [и страшные] иконы, фрески и миниатюры»
«Бафомет и Агнец»
«Вечная ересь или Что в православных есть от сатанистов»
Проблема в том, что если "Маску..." 64-го и посмотрит какой-нибудь сатанист, его это не переубедит. Да и христианина не факт что укрепит в вере. Потому что сатанисты показаны в фильме просто зажравшимися аристократами, не верящими в Бога. И я сильно сомневаюсь, что создатели всерьёз изучали христианскую и/или сатанистскую традицию перед созданием картины. Возможно, тут иная мораль? Давайте разберемся.
В итоге кинолента выглядит именно сказкой в исконном понимании слова - непонятным мифом, который суеверный народ переделал в апокриф о плохих безбожниках и храбрых христианах (-итальянских партизанах). Правда, и это не совсем точное определение: в финале единственной - хоть какой-то - потусторонней силой выставляется Смерть (В. Прайс), справедливая и рассудительная, которая под занавес беседует с принцем средневековой Италии Просперо (В. Прайс):
П: Сатана правит Миром, у нас с ним договор!
С: Сатана правит не один.
П: но другого бога нет, Сатана убил Его...
С: люди сами создают своих богов, Просперо, свой рай и свой ад.
Тут уже начинаешь подумывать об атеистической основе фильма: жить надо по совести, помня о том, что все мы смертны. Учитывая, что в реальности Смерть, как мы видим, не столь уж справедлива и мудра (хотя и в христианстве у неё есть персонификация, причем с весами), начинаешь откровенно грустить в последней сцене. Какая, к черту, справедливая Смерть? К чему в конце толпа разноцветных смертей? - типа "раз есть Красная, должны быть Желтая, Зелёная, Синяя и т.д." И почему "адом" для Просперо является Смерть с его же лицом? Нет, вполне возможно - это даже крутое решение - показать ад верующего как осознание Вечной смерти. Будь то христианство или сатанизм, вера в загробную жизнь в религии играет важную роль: христиане не называют Загробную жизнь Вечной жизнью, т.к. для грешников ЗЖ = Вечная смерть; а в догматах Церкви Сатаны А. Лавея сказано:
...загробной жизни не существует, по крайней мере, райской. Поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями.
А такому дьяволопоклоннику как Просперо, верившему в роскошную жизнь после смерти, и вовсе адом была бы страшная - главное, глупая и бессмысленная - ПОЛНАЯ и БЕЗЖИЗНЕННАЯ смерть от болезни...
Окей. А лицо тут причём?
Сорвав с лица Смерти маску, Просперо видит под ней своей лицо.
Типа поэтому фильм так называется.
Тек-с, а теперь давайте глянем, что было в первоисточнике. Просперо, устроивший (простой, без религиозной окраски) бал-маскарад в некоем "монастыре" (может, вообще буддистском), узнаёт, что кто-то посмел надеть на праздник красный саван и такую же маску в виде лица трупа: учитывая, что за стенами монастыря бушует ужасающая эпидемия "красная смерть" и что принц лично запретил надевать на бал красное, это повергает его в бешенство. Он кричит:
- Кто позволил себе эту дьявольскую шутку? Схватить его и сорвать с него маску, чтобы мы знали, кого нам поутру повесить на крепостной стене!
Перевод Р. Померанцевой
Догнав незнакомца в последней, чёрной комнате с красными шторами (комнатам в рассказе посвящено много описаний, не будем углубляться в их аллегорическое значение), Просперо срывает с него маску и видит - да, собственное лицо. Тотчас он падает, поражённый красной смертью, и подоспевшие гости бала так же незамедлительно умирают;
...и над всем безраздельно воцарились Мрак, Гибель и Красная смерть.
Смысл в том, что принц как хозяин умирающего королевства запирается в, казалось бы, неприступной крепости от ужасов внешнего мира, однако и тут - в дальней, самой страшной и сумрачной комнате своего замка - он встречает свою Смерть: это незнакомец в костюме его самого страшного кошмара, но сущность кошмара принца - он сам. Получается, что Просперо прятался не просто от мира: он прятался от себя. Это аллегория страха человека перед самим собой, от которого он готов прятаться как можно глубже и дольше, но когда-нибудь ужас перед своими темными сторонами, перед своим собственным лицом найдет человека в самом дальнем закоулке разума - в подсознании. Ибо
Никому не скрыться от своих страхов, потому что они живут в нас и всегда знают, где нас найти.
В. Сальва
(Правда, есть ещё весьма распространенная версия о том, что в рассказе обыгран страх неизбежной смерти, но тут, во-первых, стоит заметить, что По не терпел морализма, так что в рассказе лучше искать присущую ему автобиографичность, и во-вторых, если за основу фильма была взята она, то обыграна она плохо: неотвратимая Смерть, - у которой, по фильму, "нет хозяина"! - безразличная к возрасту и социальному положению, косит души без всякой жалости, однако в финале гордо освобождает от тирании... Шестерых людей из всей Италии: это, значит, ейное милосердие!)
И что мы видим? Самовлюблённый деспот-еретик с садистскими наклонностями встречает свой ад - Смерть от чумы. Какого-то рожна с его же лицом.