Посетители Третьяковской галереи наверняка обращали внимание на мрачное полотно Константина Флавицкого «Княжна Тараканова» (1864 г.), на которой изображена камера Петропавловской крепости, заливаемая водой во время наводнения 1777 года. Стоящая на кровати женщина в отчаянии смотрит на пробивающийся сквозь небольшое окошко свет, и, вероятнее всего, не хочет принимать ожидающую ее участь…
Кто же такая княжна Тараканова?
Эта история представляет собой теснейшее сплетение фактов и легенд. Так, существует легенда, что Таракановы – дети императрицы Елизаветы Петровны. Она не была в официальном браке, но, есть версия, что состояла в тайном браке с Алексеем Разумовским, и от этого брака родились дети. Дочь императрицы Августа носила фамилию Тараканова и была пострижена в Ивановском монастыре под именем Досифея. На содержание таинственной монахини переводились огромные суммы, и она часто принимала знатных гостей, в то время как всякому постороннему видеть ее было категорически запрещено. Досифея умерла уже в начале XIX века, и была похоронена не в Ивановском, а в Новоспасском монастыре, где находилась и находится по сей день древняя усыпальница Романовых.
Как связаны картина Флавицкого и загадочная старица Досифея?
Эту связь можно назвать и прямой, и очень косвенной одновременно. Дело в том, что на картине изображена совершенно другая женщина, с не менее туманной историей. Она появилась в Европе в середине 1770-ых годов, и выдавала себя за многих людей: от персидской наследницы до владычицы Владимирской и Азовской княжеств. На самом деле, единой версии ее происхождения до сих пор нет, разнились они еще тогда, и калейдоскоп предположений был очень пестр. Когда «княжна» находилась во Франции, то пошел слух о том, что она не простая княжна, а наследница престола могущественной Российской империи. Это был 1775 год, когда Россия только восстанавливалась от разрушительного восстания Пугачева, а любой самозванец вызывал страх и подозрение.
«Княжна» была невероятно красивой женщиной, что очень играло ей на руку. За время пребывания в Европе она успела обзавестись великим множеством влиятельных поклонников (например, литовский гетман), которые выражали полную готовность поддерживать ее борьбу за власть. Нельзя сказать, что ей слепо верили – нет, просто в XVIIIв галантном Париже важно было казаться, а не быть.
В том же 1775 году воодушевленная самозванка прибыла в Италию, где начала настолько активную деятельность, что Екатерина II приказала графу Орлову, стоявшему в то время с российским флотом в Средиземном море, поймать и вывезти ее в Санкт-Петербург.
После долгого общения графу удалось пригласить «наследницу престола» на корабль и увезти в Россию, где она немедленно оказалась в тюрьме. Из Петропавловской крепости она писала Екатерина II письма, в которых просила о личной встрече. Однако вскоре выяснилось, что она больна скоротечной чахоткой, и уже в 1775 скончалась. Потоп, который изображен на картине, произошел в 1777 году, поэтому полотно Флавицкого следует рассматривать как произведение искусства, но не исторический источник.
Неприятная правда
Вся история с самозванкой была глубоко засекречена, поэтому произведение Константина Флавицкого вызвало огромный резонанс. Чтобы предотвратить дальнейшее развитие скандала, Александр II приказал объявить, что художник писал картину на сюжет известного романа, и никакой истории с самозванкой вовсе нет. Произведений на эту тему существует много, и я бы хотела порекомендовать вам «Царскую охоту» Леонида Зорина.
Дорогие читатели, благодарю вас за прочтение статьи! Если она вам понравилась, прошу поддержать лайком😊История – это интересно! Занавес других тайн Романовых уже приоткрыт на моем канале.