Пианино, вероятно, является самым универсальным инструментом в разнообразии аранжировок, стилей и сложности музыки, которую оно может создавать, что делает его одновременно одним из самых мощных и самых пугающих инструментов для обучения импровизации. К счастью, есть несколько простых шагов, которые вы можете предпринять, чтобы постепенно стать опытным импровизатором на клавишных инструментах.
Если сравнивать пианино по стилю игры с другими инструментами, то основная сложность в нем заключается в том, что оно требует независимости и координации обеих рук. Иногда такое использование рук начинающие музыканты называют "рассинхрон рук". Когда вашему мозгу необходимо научиться обрабатывать два потенциально разных потока музыки и согласованно интегрировать их. Новички в импровизации могут растеряться от количества вариантов, доступных им при каждом выборе нот.
Когда вы садитесь за пианино, чтобы импровизировать, вам нужно не только принять важные решения, например, в каком музыкальном стиле вы будете играть и какие эмоции вы хотите передать, но также нужно решить, что будет делать каждый из ваших десяти пальцев (не говоря уже о ногах на педалях).
Чтобы научиться импровизировать, следует пройти пять этапов.
1. Мелодии одной рукой
Основы фортепианной практики лучше начинать с одной руки, даже если вы достаточно владеете игрой на клавишных. Помните: здесь вы учите свой мозг так же, как и свои пальцы. Для начала сделайте мелодию более простой. Играйте простые импровизированные мелодии по одной ноте за раз одной рукой, а затем делайте то же самое другой. Играйте каждой рукой по-очереди.
Несколько советов:
· Используйте идею импровизации, чтобы сделать движения настолько простыми, что ваш внутренний музыкальный инстинкт не сможет не начать проявляться.
· Повторяйтесь. Вместо того, чтобы пытаться сделать каждую фразу другой и новой, повторяйте музыкальные элементы и экспериментируйте с их незначительным изменением каждый раз. Это кратчайший путь к импровизации, которая звучит более осмысленно и искусно, чем если бы вы создавали постоянно меняющийся, казалось бы, случайные потоки нот.
· Используйте дополнительную музыкальную партию или играйте с другом, чтобы, даже если вы играете простые мелодии, вы все равно могли чувствовать, что создаете интересную музыку.
· Как только вы начнете привыкать к импровизационным мелодиям в каждой руке, вы сможете перейти к гармонии. Что подводит нас ко второму этапу.
2. Выучите аккорды-трезвучия.
Когда вы познакомитесь с этими основными формами мажорных/минорных трезвучий, клавиатура оживет таким образом, что одних только учебных частей вам будет мало.
Совет: не знаете аппликатуры для мажорного и минорного трезвучия? Просто выполните поиск Google по запросу «диаграмма аккордов фортепиано», чтобы найти множество ссылок, которые вы можете изучить.
Как аккорды помогают вам импровизировать?
Как сказал бы Дуэйн Шинн (чьи материалы для фортепиано на слух можно смело рекомендовать), мышление в терминах аккордов позволяет вам играть больше нот, не читая. Это позволяет вашим импровизациям становиться более сложными и изощренными в музыкальном плане, не требуя от вас огромных мозговых усилий для очень быстрого выбора множества нот.
Почему трезвучия?
Мажорные и минорные трезвучия — это основная форма аккордов. Они кажутся относительно простыми, но изучите эти формы и последовательности аккордов, такие как I-IV-V (один-четыре-пять), и вы получите несколько мощных строительных блоков для создания интересных импровизаций.
Чтобы изучить этот подход, просто выучите эти трезвучия, в одной тональности за раз, и начните играть. Например: выучите основные трезвучия в тональности до мажор: до мажор, фа мажор, соль мажор и ля минор. Потратьте время на то, чтобы просто попрактиковаться в переходах между этими аккордами в различных комбинациях и голосах, играя их как блоки или арпеджио по-разному. Сначала одной рукой, затем начинайте пробовать обе вместе.
Когда вы почувствуете себя уверенно, вы можете начать интегрировать это с тем, что вы делали на первом шаге, играя простые мелодии гаммы до мажор в правой руке поверх аккордов C-F-G-Am в левой руке.
Изучение этого способа не займет много времени, но, если вы ранее были музыкантом, играющим только по нотам, это может по-настоящему изменить ваше отношение к музыке и дать вам раннее представление о свободе, которую приносит игра на слух.
3. Воспроизведение с листа
Теперь, когда вы начинаете мыслить в терминах аккордов и мелодий и подходите к клавиатуре по-другому, вашим самым большим ресурсом для перехода к следующему этапу будут лидирующие мелодии.
Это простые версии нот, которые обычно содержат по одному примеру каждого раздела (т. е. один куплет с одним припевом) песни, только с мелодией и символами аккордов. Поэтому вместо того, чтобы иметь полные ноты, показывающие каждую ноту, которую вы должны сыграть, вы начинаете просто с голого скелета произведения.
Лидирующие мелодии чаще всего ассоциируются с джазовой музыкой, когда одна книга в спиральном переплете может вместить пару сотен песен! Но в настоящее время они также широко используются и доступны для поп- и рок-музыки, а также являются стандартным инструментом для авторов песен и групп, позволяющим кратко передать основы песни.
Как Лидирующие помогают вам импровизировать?
В обучении импровизации есть два преимущества использования руководств.
1. Они учат вас импровизировать. Это действительно ценный навык: вы выходите за рамки простого воспроизведения каждого аккорда один раз за такт (или один раз за такт) и проигрываете мелодию сверху, начинаете привносить настоящий музыкальный стиль в свои импровизации.
Ведущий лист заставляет вас подумать о том, как вы хотите, чтобы песня звучала, а затем воплотить ее в жизнь. Вам не нужно выбирать аккорды, но вам нужно заполнить почти все остальное! Это включает в себя:
· Подходящее вступление и завершение
· Общая структура: сколько куплетов и припевов, как использовать бридж, как варьировать динамику от стиха к стиху, корректировать ли темп и т. д.
· Музыкальный стиль: как именно вы собираетесь играть каждый из этих аккордов? Озвучивание, ритм, координация левой и правой руки и т. д.
Из базового скелета вы можете научиться создавать интересные и сложные исполнения, каждый раз меняя их.
2. Они дают вам контекст для импровизации. Опять же, это особенно актуально для джаза, где есть традиция инструментов, каждый из которых «берет соло» в середине произведения. Но вы можете использовать ту же идею в любом стиле.
Вот простой способ начать: проиграв куплет и припев один раз, снова проиграйте аккорды куплета, но на этот раз импровизируйте в правой руке, а не играйте мелодию. Начните с простоты и постарайтесь следовать тонам аккордов. Это поможет, если вы будете играть в несколько более медленном темпе, чем обычно.
По мере того, как вы снова и снова практикуетесь в игре на одном и том же листе, вы почувствуете, как лучше всего использовать ноты клавиши, чтобы придать характер вашего соло. Это будет работать вместе с вашей работой над импровизационными аранжировками, так что ваше общее исполнение каждой песни, как исполнение традиционной мелодии, так и ваша импровизация в середине, станет все более и более музыкально убедительным.
Чтобы начать с этого, вы можете поискать информацию в Интернете или купить книгу в своем любимом стиле. Ищите книги, описанные как «гитарные аккорды плюс вокал», «свинцовые листы» или «фальшивые листы».
4. Импровизация с нуля
По мере того, как вы приобретаете больше уверенности в импровизации и хотите выйти за рамки основных аккордов трезвучия и подходов к ведущему листу, вы можете изучить другие схемы импровизации.
Мы хотели бы выделить систему Pianobreaks, создатель Марка Меронек.
Система Pianobreaks элегантна, она быстро научит вас играть великолепно звучащие джазовые импровизации с использованием очень простых строительных блоков, доступных любому пианисту от начального до среднего уровня.
Марк фокусируется на эмоциях и инстинкте импровизации и учит вас развивать свои отношения с клавиатурой. Это подход, который очень хорошо дополняет «мышление с ограничениями»: сохраняя его простым, вы на самом деле получаете больше свободы.
5. Становление более универсальным
Если вы прошли четыре стадии, описанные выше, вы станете довольно уверенным импровизатором на фортепиано. Вы можете сесть за клавиатуру с нотным листом или вообще без нот и создавать великолепно звучащие исполнения, исходя из собственного музыкального воображения, и при этом чувствовать себя уверенно.
Пришло время подтолкнуть себя к новым пределам. Один из эффективных способов добиться этого - импровизировать в разных стилях.
Сможете ли вы импровизировать саундтрек к погоне за кошками-мышками в мультфильме?
Могли бы вы сыграть что-нибудь подходящее для драматической сцены в фильме?
Если бы вам пришлось сопровождать серьезное устное выступление друга в короткие сроки или включить фоновую музыку на свадьбе, вы могли бы это сделать?
Знаменитый исполнитель “Гарри Пианино” - отличный тому пример. Описанный как «лучший чертов пианист в цивилизованном мире», Гарри преуспевает в игре импровизированных аранжировок в любом стиле, который только можно себе представить.
Сделайте первые шаги
Если вы только начинаете с фортепианной импровизации, то описанное выше, может легко занять вас в течение следующих 5 - 10 лет. Но пусть это вас не пугает! Нельзя не подчеркнуть, насколько быстро могут пройти эти первые несколько шагов, если у вас уже есть некоторые базовые навыки игры на фортепиано, и насколько они полезны, приятны и просто забавны.
Если вы играете на пианино, но чувствуете себя привязанным к нотам и желаете импровизировать, попробуйте эти первые несколько шагов. Если вы уже импровизируете, некоторые из представленных здесь шагов дадут вам новые идеи для развития ваших навыков. На какой бы сцене вы ни находились, найдите способ дать волю своему внутреннему музыкальному инстинкту - и получайте от этого удовольствие!
А если вы хотите полноценно научиться играть на клавишных, ознакомьтесь с 👉 нашими уроками по фортепиано.
Получите дополнительные рекомендации и ресурсы, которые помогут вам усовершенствовать свои навыки аккомпанемента и быстрее достичь своих музыкальных целей.
Читайте также другие мои рубрики на схожие темы 👇
■□■□■□■□■□■□■□■□■□
🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог
Об авторе 👉 https://www.rishamanis.com/
Курс игры на пианино 👉 "Фортепиано с нуля"
Услуги 👉 https://musatlas.ru/uslugi
■□■□■□■□■□■□■□■□■□
Способы связи со мной:
Телеграм 👉 https://t.me/rishamanis_mus
ВК 👉 https://vk.com/rishamanismus
Рутуб 👉 https://rutube.ru/u/rishamanis/
Ютуб 👉 https://www.youtube.com/c/RishaManis
Почта 👉 rishamanis@yahoo.com
Сайт 👉 https://www.rishamanis.com/
■□■□■□■□■□■□■□■□■□
■□■□■□■□■□■□■□■□■□
🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог
Об авторе https://www.rishamanis.com/
Видеокурсы 👉 https://musatlas.ru/courses
Услуги 👉 https://musatlas.ru/uslugi
■□■□■□■□■□■□■□■□■□
Способы связи со мной:
Телеграм 👉 https://t.me/rishamanis_mus
ВК 👉 https://vk.com/rishamanismus
Рутуб 👉 https://rutube.ru/channel/23327472/
Ютуб 👉 https://www.youtube.com/c/RishaManis
Почта 👉 rishamanis@yahoo.com
Сайт 👉 https://www.rishamanis.com/
■□■□■□■□■□■□■□■□■□