Найти тему

Ту-ту!рция

Или история о том, как в эпоху коронавируса понесло нас в Стамбул.

Действующие лица:

  • Хло - рассказчик, штурман, самопровозглашённый Иван "Давайте отрубим Сусанину ногу! - Не надо, ребята, я вспомнил дорогу!" Сусанин и человек, который хорошо читает по карте и ориентируется даже в незнакомом городе.
  • А. и Н. - замечательные спутницы, с которыми Хло понесло в путешествие.

(!) Все ссылки в статье - это ссылки на гугл-карты.

***

Ещё в позапрошлом году мы отчаянно хотели в Японию. Очень. Прямо очень. И мы копили, копили, копили, потому что путешествие в Японию из юго-западной России - это отнюдь не вопрос одной зарплаты и тем более сдачи с покупки вкусняшек на вечер.

А потом вдарил ковид.

А потом стало понятно, что Японию не откроют. Часть накопленных денег ушла в ипотеку, часть осталась на отпуск, потому что дома сидеть было уже просто невыносимо. Все участники этой дивной экспедиции к диким туркам (ноу оффенс!) чипировались на всякий случай (кстати, прошло уже несколько недель, а 5G всё ещё не ловится и вайфай не раздаём; кажется, чипы бракованные попались), запаслись санитайзером и масками, и начали отчаянно гуглить.

Побережье Краснодарского края не подходило нам по гигиеническим соображениям, Крым - потому что изъезжен уже вдоль и поперёк, и выбор наш пал на:

1. Кипр. Но границы закрыли.

2. Абхазию. И мы даже нашли вариант размещения, который устроил нас по расположению, уровню предлагаемого комфорта и цене за трёх человек, забронировали его и купили билеты на поезд. Но потом открыли пункт 3.

3. Турцию. Изначально целились на Стамбул + Мармарис, нашли жильё, продумали программу, только билеты брать не стали: девочки помнили, как они сдавали билеты в Ларнаку, на Кипр, когда неожиданно всё закрыли, и чего это им стоило.

А потом начались пожары на побережье. И мы подумали уже было, мол, да пусть оно всё, э, бьётся трёхфазным током, но деньги жгли карман очень хотелось уехать хоть куда-нибудь в направлении моря. И Стамбул на все две недели (для девочек, для меня - одна) оказался идеальным вариантом: вроде как и море какое-никакое есть, где можно покупаться, и ближе, чем добираться к Белому, Баренцеву, Красному, Японскому, Лаптевых и прочим дивным, замечательным, восхитительным, но таким далёким морям.

Нашли второе жильё в Стамбуле вместо Мармариса. Взяли билеты.

И - ура!

В ночь с 14 на 15 августа мы улетели.

14 августа было рабочим днём для А., но выходным для меня и Н., и мы с Н. взяли всю подготовку на себя. В кои-то веки А. оказалась вообще не в курсе, что нас ждёт, куда мы едем, что мы будем делать... И вот, погрузив уставшую до потери мыслительных способностей А. в такси, а потом в самолёт, в половину четвёртого утра улетели в Стамбул.

К восьми утра мы уже стояли возле отеля. Честное слово, от моего дома до дома Н. иногда (вечером по пробкам) дольше добираться, чем самолётом до Стамбула... Нам баснословно повезло с такси из аэропорта, потому что мы здраво оценивали свои силы и понимали, что время бодрствования подступает к суткам, а нам не по двадцать лет, чтобы без потерь для соображалки это всё пережить, найти в незнакомом месте дорогу на общественном транспорте, не потерять по пути часть компании, вещей и здравого смысла. Баснословно повезло - в смысле, мы нашли сравнительно недорогой вариант, и таксист домчал нас из аэропорта за полчаса, местами выжимая 140. Я охренела бы, если бы мне тогда было, чем охреневать, а так - просто оценила.

Отпуск оказался разделён на две части: втроём и вдвоём, я уехала, когда у девочек оставалась ещё почти неделя, потому что мне надо было уже выходить на работу.

Краткая географическая справка, чтобы не особо гуглить.

Стамбул разделён надвое проливом Босфор, и эти две половинки - Анатолийская (она же Европейская) и Азиатская стороны. Анатолийская более туристическая, Азиатская - менее. Вторую неделю девочки выбрали жить на азиатской стороне, в районе Кадыкёй, первую мы провели на Анатолийской, в Фатихе.

Фатих - наверное, максимально туристический район, там сосредоточена большая часть достопримечательностей, о которых речь пойдёт ниже. В планах у нас было посмотреть всё, на что хватит сил, и пройтись по магазинам, потому что почему бы и нет. А. - дама пышная, она питала надежду найти красивую бохо и этническую одежду на свой размер. Спойлер: нашла. Об этом тоже позже.

Важная организационная информация: HES-код.

В нынешнюю коронавирусную эпоху важное требование для перемещения по городу - наличие HES-кода, который получаешь, заполняя анкету на специально обученном сайте. Для заполнения нужен загран-паспорт, сведения о вакцинации и/или твоём коронавирусном статусе, сведения об отеле, где ты останавливаешься, и даты пребывания, инструкция по заполнению гуглится за три секунды. HES-код привязывается к транспортной карте, Истанбул-кард, которую можно купить в автоматах возле остановок, паромных терминалов, станций метро и электрички. С помощью Истанбул-кард оплачивается проезд, пополняется она наличкой через те же терминалы. Кое-где ею можно оплачивать покупки, но мне такого шанса не представилось. Цена вопроса - 10 лир (порядка 85 р. по курсу на момент августа 2021). Истанбул-кард - единственный способ оплаты проезда в автобусах, метро и на скоростной внутригородской электрчике Мармарай, так что без неё никуда.

HES-код нужен для входа в крупные общественные места типа ТЦ и некоторых туристических мест, покушать можно сходить и без него. В такси тоже не требовался. Распечатывать не обязательно, в электронном виде подойдёт.

День 1: заселение, Гранд Базар, набережная Эминёню. Транспорт в городе.

День приезда мы самонадеянно посвятили прогулке в поисках обменного пункта, чтобы сдать свои доллары и получить взамен лиры, после чего мы смогли бы купить себе Истанбул-кард и уже нормально перемещаться по городу. И по пути нагуляли там всякое.

Вид с перекрёстка, где мы в восемь утра, закинув чемоданы в отель, пили кофе и пытались поверить, что мы добрались.
Вид с перекрёстка, где мы в восемь утра, закинув чемоданы в отель, пили кофе и пытались поверить, что мы добрались.

Мы жили в районе станции метро Еникапы, в 35-45 минут пешком до Голубой Мечети и 25-30 до Гранд Базара. Вот к нему-то мы и устремили свои уставшие ноги и сонные тела, как только оставили вещи на хранение в отеле. Кстати, хороший отель, чистенько, уборщица старательная, портье душки, еда весьма недурная.

Но шли очень кружным путём: прежде всего был завтрак. Очень хотелось начать своё путешествие с традиционного завтрака, того самого, что в ресторанах подаётся от 2х порций и стоит внушительных денег: кахвалты. Мы нашли забегаловку в духе "о ней знают только местные", где разве что пальцем на строчку в меню показывать, и, я считаю, мы большие молодцы. Обычно в таких мелких местечках как раз вкуснее всего, это во мне говорит опыт путешествий в Азию.

К кахвалты мы присовокупили менемен - оно же, кажется, "шакшука", оно же "мы накидали в яичницу всё, что нашлось в ящике с овощами, и покрошили сверху колбаски и добавили томатной пасты".

Слева красное - менемен, по центру на белом подносе - кахвалты, корзинка хлеба оказалась весьма кстати. Три голодные барышни позавтракали с огромным удовольствием, но на одного такого набора, разумеется, было бы многовато.
Слева красное - менемен, по центру на белом подносе - кахвалты, корзинка хлеба оказалась весьма кстати. Три голодные барышни позавтракали с огромным удовольствием, но на одного такого набора, разумеется, было бы многовато.

Гранд Базар поражал впечатление размерами, разнообразием лоточков и шумом. И людностью. Стоит отметить, что люди действительно носили маски и обрабатывали руки санитайзерами при каждой удобной возможности. Местные строже соблюдали эти правила, туристы - менее строго, и на улице достаточно легко оказалось отличить туриста от местного по отсутствию маски хотя бы на руке. Уж не знаю, с чем это связано. Возможно, с тем, что в моём регионе матушки России, например, носить маску в открытых местах не обязательно, если нет скопления людей, и я просто отвыкла от этого, натягивала только при входе куда бы то ни было.

Мы прочесали его зигзагом, несколько раз заблудившись внутри, и вышли не на сторону с транспортом, а на сторону с тихими улочками "для своих".

А оттуда было уже рукой подать до причала Эминёню. И стоит сделать лирическое отступление и сказать пару слов про общественный транспорт Стамбула, который я имела счастье наблюдать и использовать.

Автобусы ходят много, часто, по куче маршрутов, все автобусы, в которые я попадала, были вместительные, с кондиционером. Однажды, когда мы возвращались с прогулки поздно вечером и уезжали на последнем автобусе в нужном направлении, мы попали на рейс, который идёт не до конечной, а до метро. Нам туда и нужно было, но водитель ни бельмеса не понимал по-английски, мы - по-турецки, и в итоге весь автобус совместными усилиями помогал нам разобраться и успокоить водителя, что мы знаем, куда едем, и нам туда-то и надо. Это было чертовски мило!

Метро протянулось практически через весь город, условное обозначение - красная буква "М" в синем круге.

Трамваев несколько, это всё, что я имею сказать. Я ездила на одном и том же по одному и тому же маршруту Аксарай-Эминёню, время от времени выходя на остановку ближе или дальше.

Мармарай - "городская электричка", отдельная система городского транспорта, которая проходит в том числе и под Босфором. Не все пункты посадки на Мармарай, что я видела, совпадали с метро.

Вапуры и паромы позволяют безболезненно перемещаться по морю. Я отметила три паромные компании, обеспечивающие перевозки, паромы разных компаний ходят в разных направлениях и имеют разные терминалы на причалах. Причалов много. Я уже упоминала, что жила недалеко от станции метро Еникапы, а теперь стоит добавить, что в десяти минутах ходьбы от метро располагался ещё и одноименный паромный терминал междугороднего сообщения. Но если Еникапы - междугородний, то Эминёню, где я тусила вечерами, Ускюдар, где я побывала, Кадыкёй, где жили девочки после моего отъезда, Каракёй, который я проходила пешком несколько раз, Бешикташ, Кабаташ, Ортакёй - это всё (список катастрофически неполный) причалы внутригородского сообщения. Катера, маленькие и большие паромы отходят раз в двадцать минут, пассажирские и транспортные (можно перевезти автомобиль, например) имеют разные зоны посадки и высадки. С некоторых причалов отправляются и туры по Босфору.

Причал и набережная Эминёню примечательны не только тем, что с них уходят паромы во многих направлениях, но и тем, что именно на Эминёню располагается шикарная видовая точка, с которой можно посмотреть одновременно на бухту Золотой Рог, что разделяет Анатолийскую сторону на две очень неравные части, и на Босфор, связывающий Чёрное и Мраморное море.

День 2: смотровая площадка Сапфир и шопинг.

На смотровую площадку небоскрёба Сапфир мы предусмотрительно пошли пораньше, пока не набежала толпа. Разумеется, закатные фото были бы даже круче, но тогда мы рисковали толкаться локтями с ещё дюжиной таких же умных ребят, а нам очень не хотелось.

Сапфир - "небоскрёб" в 53 этажа, на самом верху которого расположена закрытая смотровая площадка с обзором на 360 градусов, на обе стороны Стамбула, Босфор и даже чуточку на Мраморное море. Можно с высоты разглядеть достопримечательности, куда ты хочешь пойти, полюбоваться видами, покушать прямо с видом на город или выпить кофе внутри. Цены ресторанные, качество - не знаю, не стали пробовать.

Добраться очень удобно на метро, зелёная ветка (М2), станция 4. Levent. Осторожно, просто Levent, без "4" в названии, тоже существует, это не то. Выйдя на поверхность, лучше спросить прохожего, где Сапфир, а то могут быть сложности: вход в метро прям рядом со зданием, а выход вдалеке. Или я плохо искала.

Само здание.
Само здание.

А потом был шопинг с элементами обзорной экскурсии, потому что мы выбрали красивенький ТЦ "Каньон" для первой попытки. Примечателен он тем, что помимо основной части здания, где окопались магазинчики, есть ещё и открытая терраса: частью импровизированная веранда для ресторанного дворика, частью прогулочная зона для тех, кто устал от шопинга. Если вдруг это важно, там же и курилки. Кстати, вопрос курения в Турции стоит достаточно остро для некурящих и не стоит вообще для прочих: курят практически везде, где есть естественная вентиляция, и кое-где, где только искусственная. В интернете я читала, что, несмотря на запрет действующего президента на курение в общественных местах и конские цены на табачные изделия, ограничения мало кого смущают. Я читала байку, что, когда уважаемый господин президент лично вышел в город посмотреть, как соблюдается запрет, он наткнулся на компанию, курящую прямо на открытой веранде заведения, и даже присутствие главы государства не заставило их бросить сигареты.

Вид на террасу.
Вид на террасу.
Там, где мы пили кофе в перерыве между разными частями прогулки, подкармливали воробьёв рисом. Один оставил перо на память. Н. с зеркалкой нащёлкала целый альбом для их воробьиного портфолио, но передать не удалось: ради эффектного кадра А. разогнала воробьёв, и вернулись уже не те.
Там, где мы пили кофе в перерыве между разными частями прогулки, подкармливали воробьёв рисом. Один оставил перо на память. Н. с зеркалкой нащёлкала целый альбом для их воробьиного портфолио, но передать не удалось: ради эффектного кадра А. разогнала воробьёв, и вернулись уже не те.

А завершили день мы вкусным ужином в крутом и пафосном ресторане с обзорной террасой с отличным видом на всё подряд. Каждая лира, потраченная на ужин, окупилась видами и качеством еды и обслуживания!

Забавный факт. За соседним столиком сидела пара пожилых американцев (я подслушала, что они говорили про Калифорнию в контексте "дома"). Мы с Н., которая свободно понимает английский и неплохо говорит, и А., которая шпрехает зе инглиш чуть хуже, но тоже достойно, активно подслушивали, а эта дивная пара, очевидно, подслушивала наши разговоры с официантами. Потому что в какой-то момент мы почему-то заговорили, и протрындели минут пятнадцать: о ковиде, о вакцинации, о путешествии... Дедок (интеллигентной наружности и с повадками отца большого семейства) оценил надпись на моей футболке (у меня не было более подходящей ресторану одежды) "I wish you were beer", восхитительную эту игру слов, обожаю такие шутки. И похвалил мой английский. Сказал, что у меня американское произношение. Без ложной скромности должна признать, что английский у меня действительно уверенный С1 с некоторыми замашками на С2, академический и правильный, но вот акцент... Это был чрезвычайно приятный сюрприз. Я аж растаяла.

День 3: ТЦ Джевахир, площадь Таксим, улица Истикляль

Помните, в самом начале рассказа я говорила о планах на шопинг? Наконец, удача нам улыбнулась во всю ширь своей зубастой пасти, и мы нашли замечательный магазин, где А. смогла подобрать себе много красивого и приятного по вполне вменяемым ценам: ADL. Я не знаю, насколько это международная сеть, но дамам с пышными формами следует обратить на этот бренд самое пристальное внимание. У них есть коллекция "Love my body", где представлены размеры до 58, и одежда там не похожа на чехол на бронетранспортёр: хорошие лекала, качественные ткани, стильные фасоны. Не всё. Но многое.

И вот, в Джевахире (Жевахире) (в интернете более распространён первый вариант названия, но на слух - чистое "ж" в начале, без призвука "д") расположен достаточно большой их магазин, а ещё один - на Истикляль. А. была крайне довольна. Я нашла себе чумовую рубашку из новой коллекции, сделанной совместно с каким-то художником.

Забавный факт: я очень долго запоминала название этого ТЦ. Кем он только не был в моих устах, и Джафаром, и Жердёлой... Девочки, хихикая, согласились на Жердёлу. Вообще-то это дикий абрикос.

Добраться до Жевахира удобнее всего на метро, зелёная ветка (М2), до станции Шишли. Название станции я тоже запоминала весело. Шишли-мышли. Хе.

Но не о том речь так-то.

Площадь Таксим примечательна главным образом тем, что до неё удобно доехать, и сама площадь и начинающаяся от неё улица Истикляль - рай для шопоголика. Там есть всё. Разные товары. Разные бренды. Разные цены. Куча еды. Говорят, что куча ночных клубов и баров, но я не проверяла.

Куча людей, и вот это - минус.

Перед тем, как я поговорю о том, как мы с ним справились, пара слов об Истикляль. Дело в том, что по этой улице ходит древний и стильный трамвай, это действующий маршрут, не только туристический, хотя главным образом, конечно, всё-таки туристический.

-12

Однако количество людей на улице приводило меня в тихий ужас, и мы сделали хитро: посмотрели на это всё великолепие пару кварталов и свернули во дворы. И не прогадали. Чуть менее туристическая, чуть более уютная часть района оказалась куда круче.

Отдельное замечание для кофеманов: именно в этом районе можно найти кофейню с действительно хорошим зерном и приятной обстановкой. Мы переводили дух и восстанавливали силы в Coffee Brew Lab, очень рекомендую. Гугл-карта показывала ещё добрый десяток заведений, но мы больше не искали.

-14

Сама Истикляль вечером, на закате и после заката, тоже оказалась дивно хороша. Людей поменьше, опять-таки.

День 4: Фенер и Балат, гречневый лицей, Галатская башня, Галатский мост.

Фенер и Балат - два смежных района на южном берегу бухты Золотой Рог, на холмах. Красочные и достаточно спокойные (днём) районы с крутыми улочками, активной простой жизнью и огромным количеством мелких милых заведений и сувенирных и антикварных магазинчиков. Мы отправились туда, чтобы посмотреть на гречневый, тьфу, Греческий лицей.

Греческий лицей - старейшая греческая православная школа в городе, свою историю ведёт ещё с 15 века. Здание монументальное, но труднофотографируемое.

Пока шли к лицею и обратно к остановке - насмотрелись вдоволь, красота всё-таки невероятная!

Оттуда оказалось очень удобно автобусом добраться до Истикляль снова, пройтись по ней немного, чтобы оценить её южную оконечность днём, и спуститься к Галатской башне.

Галатская башня - как Намсан в Сеуле, как Останкино в Москве, как прыщ на кончике носа: её видно практически с любой точки города. Сама башня высотой 60 с копейками метров, плюс стоит на холме; и, кстати, учитывая время постройки, эти 60 с копейками метров тяжело дались древним генуэзцам, что её возводили. За башней хорошо ухаживают, внутри установлен лифт помимо традиционной для башен круговой лестницы, смотровая площадка на верхушке безопасна и удобна.

Невероятными закоулками и дворами, используя народный поисковик "Язык до Киева" (очень мило поболтали с группой студентов-турков, что вернулась на лето на каникулы откуда-то из Нидерландов, я не разобрала точно), мы вышли к Галатскому мосту: наполовину ресторанному, наполовину пешеходно-автомобильному мосту через бухту Золотой Рог. Мост "двухэтажный", в середине проём на уровне "первого этажа", чтобы ходили паромы, а у берегов - огромное количество дико понтовых и адово блестящих рыбных ресторанов. Мы раз отшатнулись от зазывал, норовящих всечь нам меню прямо по щам, другой, и решили: если хоть где-то к нам не будут кидаться под ноги, чтобы мы только зашли к ним, мы зайдём. Ну что ж... Достаточно сказать, что ужинали мы в итоге "рыбной шаурмой" (булка с рыбой и овощами, которую прямо при тебе готовят на уличном лоточке - балык экмек, не очень полезно, страшно вкусно, дёшево, со скумбрией) на другом берегу.

День 5: Музей мозаики, Айя София, дворец Топкапы, Голубая Мечеть

К стыду своему должна признать: я не люблю музеи. Я не нахожу очарования в блуждании между экспонатов, в любовании древностями, в картинах. Бывая в новом месте, я стараюсь ограничиться минимумом, необходимым условному "культурному человеку": спасибо, мама с папой, что привили мне какой-никакой художественный вкус. В родном городе я обошла все музеи со школьными экскурсиями, в родном регионе бывала в значимых музеях, в поездках старался заглянуть хотя бы туда, где бесплатно или недорого... Сложно у меня с этим, в общем. Хотя, например, в поездке в Питер я не пренебрегала возможностями и щедро вставляла в программу все доступные и удобные музеи.

В этот раз, в Стамбуле, с моей лёгкой руки практически все музеи были из программы вычеркнуты. Вернее, так: мы проходили мимо, оказываясь в нужном районе, и уже на месте решали, стоит ли заходить внутрь. Прошли мимо художественного музея, морского музея (кстати, возможно, зря; оставлю это в планах на следующую поездку, оптимистично считая, что она состоится), ещё какого-то музея в Бешикташ... А вот музей мозаики стороной не обошли. Туда - хотелось. Туда мы поехали специально, и мы с Н. в два голоса переводили для А. информационные стенды с английского, потому что правда интересно было.

Музей Большого Дворца Мозаики стоит бок о бок с Голубой Мечетью, и попасть туда можно за достаточно символические деньги. И посмотреть на мозаики, созданные ещё во времена Византийской империи, и потом закопанные и откопанные снова. Частью - только осколки и огрызки, частью - восхитительные, удивительные, изумительные полотна, которые я то ленилась, то забывала снимать на память. Ну да в интернете и без моего тапка достаточно крутых снимков, а так... Себе на память - осталось.

А ещё у меня есть фото, как А. обаяла местного кота настолько, что он заснул у неё на руках, но я его не покажу.

Из музея мы вышли к Голубой Мечети через рынок Араста: с одной стороны, блеклое подобие Гранд Базара, с другой стороны, в силу неясных для меня причин там наконец-то перестали хватать нас за руки (метафорически) и (тоже метафорически) падать к нам под ноги, уговаривая зайти именно в Их Самый Лучший Магазин. Там-то мы и всадили кучу бабла в сувениры, даром что не ожидали, что вообще будем в этот день что-то покупать. Аве, терминалы для оплаты картой в магазинчике чая и специй. Аве, телефон с NFC-чипом.

Сама Голубая Мечеть была вся в строительных лесах и людях, а потому совершенно не впечатлила. Хотя байки про неё я читала интересные: дескать, что её построили с шестью минаретами, а потому ребята из Мекки так запаниковали, что к самой главной мусульманской святыне в Мекке пришлось достраивать ещё один минарет. Тогда она снова стала величайшей, и никакая Голубая Мечеть не была ей конкурентом.

Зато через площадь от Голубой Мечети стояла (стоял?) (и стоит, что ей\ему сделается) Айя София - и вот это, скажу я вам, совсем другое дело.

Собор Святой Софии (Айя София) достоин всех эпитетов, которые только могут прийти на ум. Действительно красивое сооружение: христианский собор возрастом в без малого полторы тысячи лет, бывший объект из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, наиболее впечатляющая достопримечательность Стамбула после Голубой Мечети. "Бывший" объект - потому что с прошлого года собор потерял статус музея и стал действующей мечетью. С одной стороны, теперь не нужно платить за вход. С другой стороны, православные фрески теперь прикрыты. С ещё одной другой стороны, прикрыты, а не уничтожены. И вообще, войти-то туда можно, главное - не пытаться вломиться во время намаза.

А вот и я, наконец. Как приличный человек, разулась и надела платок. Как приличный турист, пришла в штанах (хоть и длинных) и в футболке с коротким рукавом.
А вот и я, наконец. Как приличный человек, разулась и надела платок. Как приличный турист, пришла в штанах (хоть и длинных) и в футболке с коротким рукавом.

Очень удачно, что три ключевые локации - Голубая мечеть, Айя София, дворец Топкапы и примыкающий\ая к нему Айя Ирина (Собор святой Ирины) - расположены буквально на одной линии друг с другом. Очень неудачно, что правила входа во дворец Топкапы изменились, и теперь билеты продаются исключительно комбинированные: дворец, гарем, Айя Ирина. И если тебя интересует только дворец, можешь погуглить фоточки и посмотреть их на газоне перед входом. Или купить билет за 200+ (в зависимости от наворотов) лир.

Мы с девочками посоветовались и решили, что погуглим, потому что галочка "сделано!" в списке локаций для просмотра не стоит столько денег, а мы не так уж любим подобные места. Прошлись по парку и тем и ограничились. К тому же, впереди ждал ещё один дворцовый музейный комплекс.

Краткая справка: дворцовый комплекс Топкапы был резиденцией османских султанов почти четыре века и до середины века XIX оставался главным дворцом в Турции. Сейчас - один из крупнейших по площади музеев.

Итак, визит в Топкапы стоил дороже, чем я оказалась готова за него отдать, зато парк Гюльхане, когда-то бывший частью дворцового парка, никто не закрывал и денег за вход не брал. Прямо сказать, видала я парки и более впечатляющие, но в интернете писали правду: после прогулки по всем площадям квартала Султанахмет весьма нелишне побродить по тенистому парку и погрызть кукурузы. Варёная и варёно-жареная кукруза продаётся на каждом углу на одних лоточках с жареными каштанами, к слову. Я за всё лето не съела столько кукурузы, сколько за эту неделю. Вкусно, чёрт возьми!

Парк Гюльхане туристам лучше всё-таки посещать весной, когда цветут тюльпаны. Тогда, говорят, совершенно восхитительное зрелище. Но и розы, в честь которых парк получил своё название, посмотреть стоит; хотя, опять-таки, видела я парки и более впечатляющие.

Предполагалось, что в парке есть обзорная точка с видом на Золотой Рог и Босфор, но опытным путём мы выяснили, что она, во-первых, за пределами парка, во-вторых, мы там были в самый первый вечер. Прокляли всё на свете, пока шли пешком с причала, и еле нашли маленький, но гордый ресторанчик с террасой почти над водой: он там был один такой, кто подавал кофе с видом на Босфор, но располагался за парковкой и сквером. Но красиво, ничего не скажешь. Фото, правда, не будет. Тогда мне было не до фотографий: слишком устала, вторые сутки бодрствования после перелёта перевалили за середину.

День 6: европейская сторона - мечеть Сулеймание, дворец Долмабахче, азиатская сторона - порт Ускюдар, паромы

Места для галочек в нашем списке "Что посмотреть в Стамбуле" заканчивались, время тоже, и напоследок мы оставили самую мякотку: дворцовый музейный комплекс Долмабахче, прогулки на катере по Босфору и мечеть Ортакёй, возле которой хотели встретить закат.

Исходя из расположения нашего отеля, маршрут вышел длинный, я даже покажу его на карте. Закончить предполагалось на причале Ортакёй, посмотреть мечеть, встретить там закат и каким-нибудь способом добраться до метро, чтобы вернуться обратно к себе в Еникапы. Внимательный читатель заметит, что в заголовке мечети Ортакёй нет. Всё верно. Мы не добрались.

Первым делом Н. отвалилась и пошла в мечеть Сулеймание пешком, оставив нас добираться на метро. Пожалела об этом потом, когда дело дошло до встречи у мечети (а мы с А. без связи), но мы бы пешком не дошли, далековато, а Н., напротив, нужно было сбросить энергию.

Мечеть Сулеймание - действующая мечеть XVI века постройки, вторая по значению после Голубой Мечети и первая по размерам мечеть в Стамбуле. Невыразимо изящная, многокупольная, она, несмотря на размеры, кажется... Нежной.

Второй пункт плана - уплыть на Ускюдар - тоже прошёл хорошо. Вход на паром по Истанбул-кард, стоит как метро, автобус и прочий транспорт, отправляется раз в 20 минут. Важно только следить, чтобы ты сел на паром в нужном направлении: не на всех есть табло с указанием. Если есть - хорошо. Если нет - сотрудник терминала, следящий за посадкой, точно поймёт название нужного тебе конечного пункта, произнесённого с вопросительной интонацией. Никакие сложные обороты для этого не нужны.

Вид на причал. С такого ракурса я ещё не снимала!
Вид на причал. С такого ракурса я ещё не снимала!

А вот потом мы случайно сели до Бешикташ, а не до Кабаташ (см. первую галерею, с картами: до точки справа от дворца, а не до точки слева). Девочки усвистели вперёд, не посмотрев на направление, а пока я разобралась и догнала сказать, что мы не туда, уже решили, что это судьба, и нам срочно надо на Бешикташ.

Оказалось, не казалось. Потому что мы сошли с парома, определились, в какую сторону идти... Кстати, до входа в Долмабахче нельзя дойти по набережной, и вход в него именно что со стороны Кабаташ: нам пришлось обходить весь дворцовый комплекс по суше, благо там хотя бы платаны росли вдоль дороги, не по солнцу. Так вот, мы определились - и влупил дождь. Примечательно, что в прогнозах его не было. Более того, когда Н. снова зашла в прогноз погоды, стоя под навесом кафешки, вероятность дождя была 2%. Очень очевидно, когда ты стоишь и выжимаешь косу...

Боюсь, если бы дождь застал нас на входе во дворец, быть нам мокрыми насквозь. Для Н. с её зеркалкой на плече и А. с её кудрями - критично.

Дворец и музейный комплекс Долмабахче - это бывший султанский дворец, который был таковым позже, чем Топкапы, и потому обставлен иначе. Он стоит на искусственно отсыпанном берегу, а потому его морская терраса обрывается сразу в море. Между прочим, потрясающе красивое зрелище. Самое то для приёма послов и гостей.

По меткому замечанию подруги, которая уже бывала там, после посещения Долмабахче тебя тошнит золотыми вензелями. Всё так и есть. При этом значительная часть помещений дворца производит несколько унылое впечатление: то ли пыль редко протирают, то ли проветривают недостаточно часто, но я как-то не оценила. Что ж. Как опыт - очень даже, но повторно идти не хочется. Правда, слайдами я это не сопровожу, потому что внутри нельзя снимать, а за соблюдением запрета следят охранники в каждом коридоре.

И вот, когда мы уже семь пар сапог истоптали во дворце и пришли на причал Бешикташ, мы выяснили, что опоздали. Увы. Последний паром на Ортакёй уже ушёл, а добираться туда по суше вечером на автобусе - ищите дураков. Так что Ортакёй остался девочкам на самостоятельное изучение, а мы уплыли в Эминёню и тем и ограничились. Опять-таки, вкусненько поужинали.

А море всё-таки потрясающе красивое. И, кстати, несмотря на огромное количество мелких и крупных портов, очень чистое. Я имею возможность сравнить с Владивостокским и Новороссийским портом, а потому говорю плюс-минус уверенно.

День 7: азиатская сторона - район Ускюдар, аэропорт Сабиха Гёкчен

Этот день был последним для меня в городе. Пегас, летающий в мой город без пересадок, отправлялся почти в полночь, так что день можно смело засчитывать за целый: я оставалась с девочками до восьми вечера, изгуляв весь Ускюдар и посидев во всех красивых местах. Район восхитителен. Там граффити на стенах домов, там мало туристов, там местные спокойнее, чем в Фатихе, там уличное движение скорее символическое, если отойти от главных магистралей. Там причал с маяком. Там обалдеть как круто, и я счастлива, что зацепила кусочек этого спокойствия и невыразимого уюта хотя бы в свой последний день. Азиатская сторона Стамбула определенно стоит того, чтобы навестить её ещё раз, а может, ещё не раз, - я уже начинаю строить планы на поездку в другое время года, хватило бы только денег.

А потом был ужин в ресторанчике корейской кухни "Корё кёй". Восхитительная игра слов, потому что название района (Кадыкёй) и обозначение древней Кореи (Корё) соединились воедино и породили имя для милого, камерного места на неполную дюжину столиков с достаточно правдоподобной корейской едой и кей-попом по телеку. В тот день в ресторанчике явно был день Blackpink.

А ещё потом был автобус до аэропорта и самолёт. Но вот об этом тоже стоит рассказать чуть подробнее: полезно будущей мне и потенциально заинтересованному в происходящем читателю. Пегас летает через аэропорт Сабиха Гёкчен; это важно, потому что кроме него в Стамбуле есть ещё два: Новый, он же, если не ошибаюсь, Таякадын (через который летает, например, Turkish Airlines) и ныне закрытый Ататюрк. И добраться до Сабиха Гёкчен удобнее всего на прямом скоростном автобусе Havabus (эта ссылка единственная во всей статье ведёт на сайт автобуса, а не на гугл-карту; у сайта есть английская, турецкая, арабская и французская версии), у которого есть три маршрута: площадь Таксим-СГ, метро Енисахра-СГ, порт Кадыкёй-СГ (и, соответственно, обратно). Остановка автобуса SG-1 в Кадыкёй была помечена отдельным большим плакатом, чтобы не было путаницы, подозреваю, в остальных районах дело обстоит так же. Поездка из Кадыкёй заняла около часа и стоила 20,5 лир. В интернете пишут, что к 2022 году собираются довести ветку метро до СГ, но это же обещали и к 2021, так что веры подобным заявлениям нет.

Я не имела возможности оценить аэропорт по прилёту, потому что была вообще невменько к концу суток бодрствования, а вот перед вылетом вдоволь там погуляла: мой рейс задержали на час, меняли самолёт, с первым что-то случилось. Аэропорт большой, и после, например, Шереметьево и Домодедово в Москве, после Кневичей во Владивостоке, после Инчхона в Сеуле он показался мне... Безалаберным. Шумным. Я помню международный досмотр в Домодедово и Кневичах, я проходила международный досмотр в Пашковском в Краснодаре и в Инчхоне, да что там, даже досмотр внутренних линий в Шереметьево был более тщательным, чем международный досмотр в СГ. Возможно, дело в том, что время перевалило за девять, народ шёл нескончаемым потоком, а технологии не обкатаны... Но... В общем, во время регистрации, досмотра, посадки всем было глубоко плевать, что я с собой везу, лишь бы не колюще-режущие и жидкости объёма больше 100 мл. Я переживала, что, как было однажды при перелёте Краснодар-Москва, буду проносить то, что не влезло в рюкзак, в руках (я тащила так ноутбук через досмотр, когда летела Победой), а у меня там было две шляпы и пакет печенья, но никто не заинтересовался моей небольшой сумкой-шопером со шляпами, моей и А., и печеньем. Ну и хорошо. А что до воды и всяческих ножниц - это да, за этим следили, у человека прямо передо мной в очереди вынули из ручной клади ножницы. Учитывая, что багаж к тому времени уже уехал на сортировку, ножницы отправились в мусорку. Обидно, наверное. (Здесь необходимы звуки злорадства)

Исключая до обидного простую процедуру предполётного досмотра, мне показалось, что аэропорт разделён на зоны достаточно грамотно. И после паспортного контроля есть курилки, что немаловажно для курящих пассажиров: российские аэропорты, в которых мне доводилось бывать, лишены подобных удобств. Причём в курилках неплохая вентиляция, запах не распространяется слишком уж далеко. Зависит от количества посетителей, впрочем: я ждала своего рейса как раз между нужным гейтом и курилкой, метрах в десяти от входа, и мне пахло. Возможно, это связано с тем, что в накопитель набилась тьма народу, на мой рейс и на следующий, который должен был отправляться с того же гейта. Следующий потом перенаправили, но в какой-то момент сидеть там стало действительно некомфортно из-за количества людей.

Важно: в аэропорту Сабиха Гёкчен нет бесплатного вайфая. Либо платишь за использование (причём, кажется, всё равно нужна регистрация в системе с турецкой сим-карты), либо покупаешь еду в ресторане (причём как бы не в одним конкретном, Сбарро, Старбакс и прочие МакДональдсы и аналоги нашей Крошки Картошки не дают такой возможности) и получаешь пин-код для бесплатного доступа. До чёртиков неудобно, но что поделать, что поделать.

Заключение и рекомендации.

Отпуск прошёл... Хотел бы привычно сострить "прошёл - и слава богу", но он и правда прошёл хорошо. Я много что увидела, много где побывала, потрогала и понюхала море. Из нереализованного остались прогулки по Азиатской стороне Стамбула, путешествие куда-нибудь паромом по Мраморному морю, поездка на Принцевы Острова и визит в пару-тройку отдалённых парков, куда слишком долго добираться, чтобы пытаться впихнуть их в недельную программу. Не вышло бы даже сверху попрыгать, чтобы влезло, у меня банально не хватило бы выносливости на такие марш-броски.

Стоило ли путешествие потраченного времени и денег? Да, точно да.

Поеду ли я туда ещё раз? О, да.

Памятка для будущей меня:

1) Менять деньги в аэропорту действительно не нужно. Курс не то, чтобы грабительский, но в городе будет лучше. Хотя поменять 20-50 баксов, чтобы добраться до города, всё-таки стоит.

2) Добраться до города можно на такси (через приложение, я использовала BiTaksi, зарегистрировавшись с русской симкой, или махнув рукой водителю возле аэропорта: они ездят по таксиметру) или автобусом. Автобусы SG, Хавабас, довезут до Кадыкёй, Ени Сахра или Таксим, где можно будет пересесть на другой транспорт. Поездка на такси будет стоить от 200 лир. На автобусе - 18-25, в зависимости от точки отправления.

3) Видел одну мечеть внутри - видел все мечети внутри. Ограничиться Айя София вполне возможно. А вот архитектура различается, погулять вокруг стоит.

4) Паромы - обалденно удобный городской транспорт.

5) Истанбул-кард необходима для передвижений по городу. А ещё ею можно платить в некоторых магазинах.

6) Мигрос - самый распространённый супермаркет. Чем больше "М" в названии, тем он крупнее.

7) Нельзя сказать, что все турки - какие-то. Все разные. Всё как везде, мир не состоит из людей, сделанных под копирку. Разговаривать с людьми на улицах можно и нужно. Спросить дорогу не стыдно и не страшно. Общаться жестами - нормально.

8) Мэпс.ми работает без интернета, гугл-карта - нет.

9) На симку какого-нибудь оператора потратиться всё-таки стоит, это сильно облегчает ориентирование в городе и снимает вопрос "а где бы мне добыть интернет". Одной симки на компанию, которая везде бродит вместе, достаточно. В аэропорту они дюже дорогие, но можно дотерпеть до города, если добираться туда автобусом.

10) Отеля, в котором не слышно призыв к намазу, скорее всего, не найти.

На сим закончим. Всем добра, спасибо за внимание.