Найти тему

Ответы на вопросы о Церкви

Оглавление

Ответы на вопросы о некоторых положениях, относящихся к учению о Церкви

Введение

Всем известно, что Второй Ватиканский Собор, издав догматическую конституцию "Lumen gentium", а также декреты об экуменизме ("Unitatis redintegratio") и о Восточных Церквах ("Orientalium Ecclesiarum"), внес вклад решающего значения в углубление понимания католической экклесиологииa. Весьма удачно также и Римские Понтифики пожелали предложить свое понимание связанных с нею вопросов и дать практические указания: Павел VI - в энциклике в энциклике "Ecclesiam suam" (1964), а Иоанн Павел II - в энциклике "Ut unum sint" (1995).

Последующее рвение богословов, призванных с большей ясностью раскрыть различные аспекты экклесиологии, привело к появлению многочисленных трудов в этой области. Стало очевидно, что предмет этот весьма плодотворен - но в то же время иногда в связи с ним требовались разъяснения, необходимы были точные определения и поправки, данные, к примеру, в декларации "Mysterium Ecclesiae" (1973), в письме к католическим епископам "Communionis notio" (1992) и в декларации "Dominus Iesus" (2000) - документах, изданных Конгрегацией Вероучения.

Обширность данного вопроса и новизна многих затронутых тем продолжают порождать богословские размышления. В силу этого постоянно появляются новые труды, не всегда свободные от ошибочных интерпретаций, вызывающих сомнения и сложности, ряд которых был предложен вниманию Конгрегации Вероучения. Учитывая всеобщее значение католического учения о Церкви, Конгрегация намерена ответить на связанные с ними вопросы, проясняя подлинное значение некоторых экклесиологических формулировок, использованных Учительством, которые могут неправильно пониматься в богословской дискуссии.

Ответы на вопросы

Вопрос первый: Изменил ли Второй Ватиканский Собор католическое учение о Церкви?

Ответ: Второй Ватиканский Собор не изменил и не имел намерения изменять это учение, но скорее развил, углубил и более полно объяснил его.
Именно на это указывал Папа Иоанн XXIII при открытии Собора1. Папа Павел VI повторил это2 и дал в акте обнародования Конституции "Lumen gentium" следующее пояснение: "Нельзя дать лучших объяснений, нежели сказав, что эта Конституция в действительно ничего не изменяет в традиционном учении. Мы желаем того же, чего желал Христос. Что было, то и остается. Мы учим тому, чему учила Церковь на протяжении столетий. Говоря простыми словами: то, что раньше подразумевалось, сейчас выражено явно; то, что было неясно, сейчас прояснено; то, над чем раньше размышляли, что обсуждали и о чем иногда спорили, теперь получило единое, ясно сформулированное изложение"3. Епископы многократно выражали подобные же намерения и следовали им4.

Вопрос второй: Каково значение утверждения, согласно которому Церковь Христова пребывает (subsistit in) в Католической Церкви?

Ответ: Христос "основал… на сей земле" одну лишь Церковь, как "зримое сообщество и духовный союз"5, который от начала своей истории и на протяжении веков всегда существовал и будет существовать, и лишь в ней одной наличествуют все элементы, установленные Самим Христом6. "Это и есть единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, вселенскую и апостольскую… Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в (subsistit in) Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним"7.
В пункте 8 Догматической конституции "Lumen gentium" "пребывание" (subsistentia) означает непрерывное историческое преемство и постоянство всех элементов, установленных Христом в Католической Церкви8, в которой Церковь Христова и находит конкретное воплощение здесь, на земле.
В соответствии с Учением Католической Церкви будет верным утверждение, что Церковь Христова присутствует и действует в Церквях и церковных сообществахb, еще не пребывающих в полном общении с Католической Церковью, благодаря элементам освящения и истины, наличествующим в них9. Тем не менее, термин "пребывает" может быть употреблен исключительно в отношении Католической Церкви, поскольку он указывает на признак единственности, исповедуемый нами в Символе веры ("Я верую... во единую Церковь"); и эта единственная Церковь пребывает в Католической Церкви10.

Вопрос третий: Почему было принято выражение "пребывает в (subsistit in) Католической Церкви", вместо более простого "это и есть Католическая Церковь"?

Ответ: Использование этого выражения, которое указывает на полное тождество Церкви Христовой и Католической Церкви, не меняет учения Церкви. Оно, скорее, лишь подчеркивает и указывает на тот факт, что существуют "многие элементы освящения и истины", которые присутствуют вне структуры Католической Церкви, но которые, "будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к католическому единству"11.
"Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви"12.

Вопрос четвертый: Почему Второй Ватиканский Собор использовал термин "Церковь" в отношении восточных Церквей, отделенных от полноты общения с Католической Церковью?

Ответ: Собор пожелал принять традиционное употребление этого термина. "Поскольку же эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же - в силу Апостольского преемства - Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны"13, они удостоены называться "отдельными или поместными Церквями"14, а также Церквями-сестрами отдельных Католических Церквей15.
"Поэтому Церковь Божия созидается и возрастает через совершение Господней Евхаристии в каждой из этих Церквей"16. Тем не менее, поскольку общение с Католической Церковью, видимым главой которой является Римский Епископ - Преемник Петра, не является каким-то внешним дополнением к отдельной Церкви, но одним из внутренне образующих ее начал, суть этих достойных уважения христианских сообществ как поместных Церквей страдает от некого недостатка17.
С другой стороны, по причине разделения между христианами, осуществление в истории полноты вселенскости, присущей Церкви, управляемой Преемником Петра и епископами в общении с ним, встречает препятствия18.

Вопрос пятый: Почему документы Собора и послесоборного Учительства не используют термин "Церковь" в отношении христианских сообществ, появившихся в результате Реформации XVI века?

Ответ: В соответствии с католическим учением, эти сообщества не имеют апостольского преемства в таинстве Священства, и в силу этого лишены основополагающего элемента церковности. Именно в силу отсутствия таинственного священства эти церковные сообщества не сохранили истинную и всецелую суть Евхаристической Тайны19 и не могут, в соответствии с католическим учением, называться Церквями в собственном смысле этого слова20.

Верховный Понтифик Бенедикт XVI на аудиенции, данной нижеподписавшемуся кардиналу-префекту Конгрегации Вероучения, одобрил и подтвердил сии Ответы, принятые на пленарном заседании Конгрегации, и повелел их опубликовать.

Рим, из залов Конгрегации Вероучения, 29 июня 2007 г., в торжество Святых Апостолов Петра и Павла.

Кардинал Уильям Левада, префект

Анджело Амато, S.D.B., титулярный архиепископ Сильский, секретарь

Сноски:

  • 1 ИОАНН XXIII, Обращение от 11 октября 1962: "…Собор… изъявляет желание передать Католическое учение в его целостности и полноте, без изменений и отступлений… Но в условиях нашего времени необходимо, чтобы Христианское учение, во всей целостности и без изъятий, было принято с обновленным энтузиазмом, искренней и постоянной приверженностью... необходимо, чтобы это учение было шире и глубже понимаемо, как того горячо желают все те, кто искренне придерживаются христианской, католической и апостольской веры… необходимо, чтобы это достоверное и неизменное учение, которое требует послушания веры, изучалось и объяснялось в соответствии с требованиями времени. Сокровищница веры и истины, содержащиеся в нашем досточтимом учении - это одно, а способ возвещения его другим - это иное, при условии сохранения в неизменности основополагающего смысла и значения, в них заключенных". : AAS 54 [1962] 791-792.
  • 2 Ср. ПАВЕЛ VI, Обращение от 29 сентября 1963: AAS 55 [1963] 847-852.
  • 3 ПАВЕЛ VI, Обращение от 21 ноября 1964: AAS 56 [1964] 1009-1010.
  • 4 Собор имел намерение указать на тождество Церкви Христа с Католической Церковью. Это ясно следует из обсуждения декрета "Unitatis redintegratio". Схема декрета предложена на Соборе 23. 9. 1964 посредством "Relatio" (Act. Syn. III/II 296-344). Секретариат по Христианскому Единству ответил 10. 11. 1964 на предложения, направленные в его адрес епископами в последующие месяцы (Act. Syn. III/VII 11-49). Здесь цитируется четыре текста из "Expensio modorum", касающегося первого ответа.
  • A) [In Nr. 1 (Prooemium) Schema Decreti: Act Syn III/II 296, 3-6]
  • "Pag. 5, lin. 3-6: Videtur etiam Ecclesiam catholicam inter illas Communiones comprehendi, quod falsum esset.
  • R(espondetur): Hic tantum factum, prout ab omnibus conspicitur, describendum est. Postea clare affirmatur solam Ecclesiam catholicam esse veram Ecclesiam Christi" (Act. Syn. III/VII 12).
  • B ) [In Caput I in genere: Act Syn III/II 297-301]
  • "4 - Expressius dicatur unam solam esse veram Ecclesiam Christi; hanc esse Catholicam Apostolicam Romanam; omnes debere inquirere, ut eam cognoscant et ingrediantur ad salutem obtinendam…
  • R(espondetur): In toto textu sufficienter effertur, quod postulatur. Ex altera parte non est tacendum etiam in aliis communitatibus christianis inveniri veritates revelatas et elementa ecclesialia" (Act. Syn. III/VII 15). Ср. тж.: ibid., p. 5.
  • С) [In Caput I in genere: Act Syn III/II 296s]
  • "5 - Clarius dicendum esset veram Ecclesiam esse solam Ecclesiam catholicam romanam…
  • R(espondetur): Textus supponit doctrinam in constitutione 'De Ecclesia' expositam, ut pag. 5, lin. 24-25 affirmatur" (Act. Syn. III/VII 15). Таким образом комиссия, в задачи которой входила оценка ответов на декрет "Unitatis redintegratio", ясно выразила тождество Церкви Христа и Католической Церкови, а также ее единственность, и указала, что это же учение изложено также и в Догматической конституции "Lumen gentium".
  • D) [In Nr. 2 Schema Decreti: Act Syn III/II 297s]
  • "Pag. 6, lin. 1-24: Clarius exprimatur unicitas Ecclesiae. Non sufficit inculcare, ut in textu fit, unitatem Ecclesiae.
  • R(espondetur): a) Ex toto textu clare apparet identificatio Ecclesiae Christi cum Ecclesia catholica, quamvis, ut oportet, efferantur elementa ecclesialia aliarum communitatum".
  • "Pag. 7, lin. 5: Ecclesia a successoribus Apostolorum cum Petri successore capite gubernata (Ср. novum textum ad pag. 6, lin.33-34) explicite dicitur 'unicus Dei grex' et lin. 13 'una et unica Dei Ecclesia'" (Act. Syn. III/VII).
  • Два цитируемых выражения взяты из "Unitatis redintegratio" 2.5 и 3.1.
  • 5 Ср. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Догматическая конституция "Lumen gentium", 8.1.
  • 6 Ср. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет "Unitatis redintegratio", 3.2; 3.4; 3.5; 4.6.
  • 7 ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Догматическая конституция "Lumen gentium", 8.2.
  • 8 Ср. КОНГРЕГАЦИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ, Декларация "Mysterium Ecclesiae", 1.1: AAS 65 [1973] 397; Декларация "Dominus Iesus", 16.3: AAS 92 [2000-II] 757-758; Уведомление относительно книги Леонардо Боффа OFM "Церковь: Харизма и Власть": AAS 77 [1985] 758-759.
  • 9 Ср. ИОАНН ПАВЕЛ II, Энциклика "Ut unum sint", 11.3: AAS 87 [1995-II] 928.
  • 10 Ср. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Догматическая конституция "Lumen gentium", 8.2.
  • 11 ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Догматическая конституция "Lumen gentium", 8.2.
  • 12 ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет "Unitatis redintegratio", 3.4.
  • 13 ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет "Unitatis redintegratio", 15.3; Ср. КОНГРЕГАЦИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ, Письмо "Communionis notio", 17.2: AAS, 85 [1993-II] 848.
  • 14 ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет "Unitatis redintegratio", 14.1.
  • 15 Ср. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет "Unitatis redintegratio", 14.1; ИОАНН ПАВЕЛ II, Энциклика "Ut unum sint", 56 ff: AAS 87 [1995-II] 954 ff.
  • 16 ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет "Unitatis redintegratio", 15.1.
  • 17 Ср. КОНГРЕГАЦИЯ ДОКТРИНЫ ВЕРЫ, Письмо "Communionis notio", 17.3: AAS 85 [1993-II] 849.
  • 18 Ibid.
  • 19 Ср. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, Декрет "Unitatis redintegratio", 22.3.
  • 20 Ср. КОНГРЕГАЦИЯ ДОКТРИНЫ ВЕРЫ, Декларация "Dominus Iesus", 17.2: AAS 92 [2000-II] 758.