Найти в Дзене
СЛОВО

ГКЧП

30 лет прошло с тех дней, когда в Москве шла Гражданская война. Короткая по времени, «скромная» по количеству жертв, но самая настоящая Гражданская война между двумя политическими силами, которые, как ни крути, отражали запросы и интересы разных течений в обществе, а точнее носителей двух полярных мировоззрений, полярных взглядов на то, как должна развиваться страна.

Как и вообще в политике, а уж тем более во время Гражданской войны, мировоззрения эти подавались в публичное пространство в крайне упрощенном виде, в виде лозунгов-кричалок. «Разрушители страны» - кричали одни! «Коммуняки» - кричали другие. По-другому и не могло быть: чтобы воевать, нужно представить оппонента агентом абсолютного зла, посланником тьмы. Тогда и стрелять в него не жалко. Правда в том, что абсолютной правды не было ни на чьей стороне. Вряд ли ГКЧП удалось сохранить страну, но вряд ли они смогли бы сохранить и коммунистическую идеологию. Ну а то, что победившие в 1991 году силы не были ангельски прекрасными – и говорить нечего.

И все же в августе 1991 года России несомненно была явлена милость Божия – вне зависимости от усилий и нравственных качеств Янаева, Павлова, Ельцина или Руцкого. Во-первых, Бог уберег нас – по крайней мере, в тот момент – от полномасштабной войны. В стране была действующая власть, какой-никакой порядок, как-никак работала экономика. Да, впереди были тяжелые времена, но тяжелые времена и крах государственности – это совсем разные вещи. Во-вторых, вместе с путчистами было уничтожено последнее внешнее препятствие для развития Церкви.

Конечно, процесс духовного возрождения начался еще в 1980-е годы, но окончательно от духовного диктата коммунистической идеологии Россия освободилась только в августе 1991 года. «Должен наконец закончиться бесплодный и горький труд разрушения, - писал тогда патриарх Алексий II, - больной, чье безумие долгие годы внушало ужас всем сопредельным, присел у ног Христовых в здравом уме (Лк. 8:35) и покаянии. Россия начинает труд и подвиг исцеления! Этот труд, все мы знаем, не будет ни коротким, ни легким, но молитвами святых мучеников и угодников Божиих, просиявших в земле Русской, верю, он не будет бесплодным.