Найти тему
Истина и жизнь

Учение о Троице. Ложь или Истина?

Сегодня многие верующие часто говорят, что верят в Троицу. 

Постараемся разобраться, что такое Троица и учит ли Библия о ней? Почему эта тема должна быть для нас интересной? Потому что Иисус сказал: Иоанна 17:3 (Новый русский перевод) «Ведь вечная жизнь состоит в познании Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал».  

Из этого следует, что наша вечная жизнь зависит от того, насколько мы знаем Бога и Его Сына Иисуса Христа, то есть точные учения, четкий смысл того, кем они являются на самом деле. И вопрос о Троице здесь актуален.

Большинство представляют Троицу, как Одно Божество в трех лицах: Отец, Сын и Святой дух. И между собой они равны.

Римско - католическая, греческая православная церковь называют Троицу «фундаментальным догматом христианства». Под Троицей они подразумевают «одного Бога в трех лицах. Каждое из этих лиц не имеет начала, существует вечно. Но никто из последователей не может объяснить это учение. Кардинал Джон О’Коннор утверждает: «Мы знаем, что это глубокая тайна, к пониманию которой мы еще не приблизились». Исследователи, которые пытались понять это учение так и остались ни с чем.

Подумаем над вопросом: разве стал бы Бог создавать настолько запутанное учение о себе, что его не могут объяснить даже знатоки древнееврейского, древнегреческого и латинского языков?

И неужели людям нужно быть богословами, чтобы «узнать единого истинного Бога и посланного им Иисуса Христа»? Ведь среди учеников были обычные земледельцы, рыбаки, сборщики налогов, домохозяйки. 

Данная статья использует Библию и исторические документы. Если христианское верование основывается на Библии, то именно Библия должна служить источником подлинной христианской веры. Нововведения в учении о Боге порождены греческой философией и были силой и обманом навязаны верующим. 

«Слово Троица не встречается в Библии… Официально оно вошло в богословие церкви не раньше IV» («The Illustrated Bible Dictionary»). В Новой католической энциклопедии говорится, что Троица – «это не…слово, сказанное прямо и непосредственно Богом». В одной энциклопедии говорится: «Сегодня богословы согласны в том, что в Еврейских Писаниях Библии нет догмата о Троице» («The Encyclopedia of Religion») И в «Новой католической энциклопедии» тоже говорится: «В Ветхом Завете нет догмата о Святой Троице». 

А свидетельствуют ли Греческие Писания о Троице? 

В одной энциклопедии сказано: «Богословы соглашаются, что в Новом Завете нет ясно высказанного догмата о Троице» («The Encyclopedia of Religion»)

Эдмунд Фортман утверждает: «Писатели Нового Завета…не сформулировали официальный догмат о Троице и не изложили ясное учение о том, что в одном Боге три равносущих божественных лица. Мы нигде не найдем никакого догмата о трех отдельных божественных лицах, существующих и действующих в одном Божестве». 

Профессор Йельского университета Уошберн Хопкинс говорит: «Иисусу и Павлу доктрина о Троице была незнакома…они ничего не говорили об этом» («Origin and Evolution of Religion»).

Историк Артур Вейгалл в книге «The Paganism in Our Christianity» говорит: «Иисус Христос никогда не упоминал о таком явлении и нигде в Новом Завете не встречается слово Троица. Идея о Троица была заимствована Церковью только три столетия спустя после смерти нашего Господа».

Римско-католический кардинал Хозиус говорит: «Мы верим в доктрину о триединстве Бога, потому что мы следуем этому по традиции, хотя о ней и не упоминается в Писаниях вообще».

Таким образом, ни в 39 книгах Еврейских Писаний, ни в каноне 27 книгах Христианских Греческих Писаний нет ясного учения о Троице.

Алван Ламсон пишет: «Распространенное сегодня учение о Троице…не находит поддержки в словах Юстина Мученика: и это наблюдение можно отнести ко всем доникейским Отцам, то есть ко всем христианским писателям трех столетий после рождения Христа. Правда, они говорят об Отце, Сыне и …о святом Духе, но не как о равносущих, не как об одном существе, не как о Троих в Одном, как это признают сегодня те, кто верит в догмат о Троице. (Верно как раз противоположное» («The Church of the First Three Centuries»).

Как появился догмат о Троице? Многие думают на Никейском соборе в 325 году н.э. Но на том соборе было заявлено, что Иисус и Бог это одна и та же личность и сущность. Но о святом духе речь и не шла.

Римский император Константин решил раз и навсегда покончить с разногласиями по поводу того, что был ли Иисус Богом или нет. Он созвал в Никею всех епископов (300 чел). Хотя сам Константин не был христианином, и поклонялся, как и его отец, Непобедимому Солнцу, никогда до конца не понимал христианского учения и незадолго до смерти крестился. («The Early Church»). В «Британской энциклопедии» говорится: «Константин сам председательствовал, активно руководил обсуждением и лично предложил… ключевую формулировку об отношении Христа к Богу в символе, который был принят на соборе, «что Христос одна сущность с отцом»… Трепеща перед императором, епископы, за исключением только двоих, подписали символ, причем многие сделали это вопреки своему желанию». Он решил дело в пользу тех, кто утверждал, что Иисус – Бог. Но не потому что таковы были его библейские убеждения, он опасался, что религиозные разделения угрожали его империи, и хотел объединить свои владения. 

Но заметим, что ни один из епископов, которые собрались в Никее, не говорил о Троице. О святом духе речь не шла. Далее император Феодосий взял для своей империи за основу символ веры, принятый на Никейском соборе и, чтобы прояснить его формулировку, созвал в 381 году н.э. Константинопольский собор. И только тогда речь пошла о святом духе и приравнивании его к Иисусу и Богу.

В «Американской энциклопедии» говорится: «Окончательное формирование теологической теории о Троице происходило на Западе в рамках схоластики Средних Веков, когда эту теорию пытались объяснить в философских и психологических терминах».

Позорная история формирования учения о Троице согласуется с тем, что предсказывал Иисус и его апостолы на время, которое наступит после них. Они говорили, что начнется отступничество, отклонение, отступление от истинного поклонения. Деяние 20:29, 30 (Современный перевод РБО): «Я знаю, что после моего ухода к вам придут волки лютые и не пощадят стада. Даже среди вас самих появятся люди, которые речами своими все извратят, чтобы увести за собой учеников».

2 Тимофею 4:3,4 (Современный перевод РБО): «Ведь будет время, когда отступятся от здравого учения и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы.

Что повлияло на учение о Троице? 

В древности многие люди поклонялись языческим богам сгруппированным по три (триады). Египет, Греция, Рим.

Историк Уилл Дьюрант отмечает: «Христианству не удалось уничтожить язычество; оно переняло его. Из Египта пришли представления о троичности божества».

Зигфрид Моренц пишет: «Внимание египетских богословов было практически полностью приковано к троице… Трех богов объединяли и относились к ним как к одному существу, обращаясь к нему в единственном числе. В этом видна прямая связь между духовной силой египетской религии и христианским богословием» («Adyptische Religion»). 

В предисловии к книге Эдварда Гиббона «История христианства» («History of Christianity») говорится: «Если язычество было побеждено христианством, то столь же правильно и то, что христианство было испорчено язычеством. Чистый деизм первых христиан…был превращен Церковью Рима в непостижимую догму о троице. Многие языческие принципы, введенные египтянами и идеализированные Платоном, были сохранены как достойные веры».

В одном словаре отмечается, что, по мнению многих, Троица – «это искажение, заимствованное из языческих религий и привитое на христианскую веру» («A Dictionary of Religious Knowledge»).

Джеймс Хейстингз написал: «В индийской религии, например, мы встречаем троичную группу Брахма, Шива и Вишну, а в египетской религии – Осирис, Исида и Гор… И представление о Боге как о Троице встречается не только в исторических религиях. Вспоминается, в частности, неоплатоническое представление о Высшей или Окончательной Реальности», которая «представляется в триедином виде» («Encyclopedia of Religion and Ethics»).

-2
-3

Учили пророки Бога этому учению?

Почему Иисус никогда не объяснял своим ученикам учение о Троице? Если бы это учение действительно имело бы место в Библии, оно считалось бы самым выдающимся учением и ему посвятили бы больше страниц в Писании, чем другим учениям – ведь оно говорит о сущности Бога. 

История ясно свидетельствует: учение о Троице – это отклонение от истины, это отступничество. 

Всегда нужно помнить о предостережении Иисуса Христа, который через Иоанна говорит: Откровение 22:18, 19 (Новый русский перевод) «И я предупреждаю каждого, кто слышит слова пророчества, записанные в этом свитке: кто добавит что-либо к этим словам, тому Бог добавит и бедствия, о которых написано в этом свитке. И если кто отнимет что-либо из слов пророчества, записанных в этом свитке, у того и Бог отнимет право питаться от дерева жизни и жить в святом городе, которые описаны в этом свитке».