Виной всему "железный занавес", менталитет и загадочная русская душа. Вот и весь ответ. Статья завершена)
А если серьезно? Разве с русской музыкой что-то не так? С классической музыкой все отлично. Великие русские композиторы известны и звучат во всем мире. Но речь о современности.
9 предыдущих моих статей были о западной музыке. Соотношение получается 1 к 10) Кстати, по мне так неплохой расклад) Радио "Максимум" когда-то подобным образом балансировало свой эфир. Сейчас, судя по их плейлисту, ничего русского там не осталось (пруфлинк: http://the-radio.ru/playlist/maximum-r962). Случайность? Совпадение? Не думаю) Но не будем ограничиваться рок-музыкой, на которой специализируется "Максимум".
И причём тут вообще "железный занавес"? Так уж сложилось, что развитие всей современной музыки напрямую связано с США и Великобританией. Первые звукосниматели и электрогитары изобретены в США. Блюз, рок, метал - всё родом оттуда. Группы из Великобритании оказали колоссальное влияние на ход истории мировой музыки. А главное - эти ребята работают с записью звука уже почти целый век.
Расскажу байку-историю об этом. К сожалению, не нашел оригинальное интервью об этих событиях. Плохо искал, простите (если найдете, плиз, напишите в комментариях). Речь о группе ДДТ и записи их альбома в США. Уже тут вопрос может возникнуть, мол, зачем ехать в Штаты писать альбом, сами же всю жизнь писали? Так вот в этой истории и кроется ответ на некоторые проблемы русской музыки. Вольный пересказ.
Приезжает ДДТ к американцам на студию. Плодотворно работают, пишут, сводят материал. Однажды, во время перерыва, наши музыканты разговорились со звукорежиссером, который и помогал им в записи. Он интересовался аппаратурой, которой они располагают на своей студии в Москве. Ребята поделились марками/моделями своих микшерных пультов, микрофонов, магнитофонов, гитарных усилителей и прочей техники. Американец узнав подробности, подтвердил, что аппаратура солидная. Но тут же получил вопрос: "А почему тогда у нас не получается записывать музыку так же качественно?" Последовал простой, но очень глубокий ответ: "Потому что у вас нет меня..."
Это было не бахвальство янки. Это суровая констатация такого себе уровня отечественной звукозаписи, а потому и качества музыки, как минимум звучания.
Для сравнения посмотрите любой отечественный концерт, желательно, конечно, снятый профессионально. А потом посмотрите любой западный. Попробуйте понять качество звука. Это будет понятно по тому, как звучит голос вокалистов, по звучанию барабанов и гитар или просто фонограммы. Если, конечно, вам не попадется шоу с беззвучным открыванием рта наших исполнителей)
Сегодня ситуация меняется. У нас в стране существуют современные образовательные программы подготовки звукорежиссеров. Меняется техника, улучшается качество самой аппаратуры. Но во главе всегда стоит человек за пультом, что в студии, что на концерте. Их никто не видит или не обращает внимания на них. Но всё, что вы слышите в любимых композициях и на концертах - это результат кропотливой огранки игры музыкантов мастеров работы со звуком.
Про менталитет.
Спасибо старому доброму фильму "Свадьба в Малиновке" за фразу, от которой с тех пор достается (по доброму) всем музыкантам. Мне, как гитаристу (довольно скромному по способностям), прилетает это постоянно!
О чем речь? Цитирую:
Сочини для меня что-нибудь такое, чтоб душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась...
Русскому человеку нужна не музыка, ему нужна глубокая история, рассказанная под музыку. Почему русский рок местами или даже по большей части такой грустный, такой мрачный, такой с древнерусской тоской? История страны такая, непростая жизнь, трагедии и перестройки.
Знаете, какую композицию я играю на гитаре, когда меня просят вот так про душу? Я нашел для этого невероятно красивую вещь, которая красива музыкально и бывает до слез пронзительна по своему содержанию.
Было множество попыток наших исполнителей выйти на западную сцену. Но чем можно было удивить тамошнего искушенного слушателя? По большому счету, глобально это удалось только Парку Горького и "татушкам". Первые оказались в нужном месте в нужное время. Внезапно стали популярны на фоне падения того самого занавеса и так же быстро потеряли популярность. Хотя их музыкальный продукт был мощным и качественным даже по меркам западного слушателя. Но там уже зарождался гранж, и хард-рок сдавал позиции. А "Тату" смогли пробиться благодаря грамотному продюсированию. Однако стоит признать, что и их музыкальный материал весьма хорош. Закидайте меня камнями за это) Про Витаса в Китае не будем, это скорее экзотика)
Вы наверняка слышали о том, какая русская музыка стала самой популярной за рубежом по данным сервиса Spotify. Это Петр Ильич Чайковский!
Справедливости ради стоит сказать, что в отдельных жанрах локально за рубежом засветилось множество наших музыкантов. Но масштаб не тот, которого хотелось бы нашему самолюбию) И многие из них куда больше известны там, чем у нас. Вот такой парадокс. Хорошая статья об этом: 20 главных приключений русской музыки за рубежом за 20 лет
Грустить не будем) Музыка меняется и развивается. Границы стираются. Слушайте больше разной музыки, любого географического и временного происхождения.