Что мы закладываем от года до пяти лет
Я приветствую всех тех, кого заинтересовала тема формирования успешности. Сегодня я хочу поговорить о том, что закладывается в Саду Жизни ребенка в возрасте от года до пяти лет…
Если первый год жизни закладывает платформу, на которой строится все остальное, то от года до пяти лет формируется первый навык - навык общения. Согласитесь, что умение общаться определяет все стороны нашей жизни: без него очень сложно построить гармоничные отношения с близкими, друзьями , второй половиной, коллегами по работе. Более того, очень многие профессии подразумевают , в первую очередь , именно навык грамотного общения. Без умения говорить, убеждать, слушать, правильно выходить их конфликта , невозможны многие профессии социальной направленности, политической и предпринимательской деятельности. Я уже не говорю о тех профессиях, где слово является основным орудием труда. Думаю, вы догадываетесь о том, что главные навыки общения ребенок приобретает, конечно же, в семье.
От года до трех лет ребенок учится общаться на невербальном уровне (на уровне эмоций и чувств). Он, конечно же, не понимает многое из того, что говорят родители, но прекрасно видит, как они реагируют друг на друга в той или иной ситуации. Этот всевидящий несмышленыш своим сердечным видением считывает наше внутренне состояние и чутко реагирует на него…
Импритинг ( запечатление)
Думаю, что многие слышали про импритинг- запечатление и читали о том, что в момент, когда утята вылупляются из яйца, первый образ, который они видят, импритингуется - как бы записывается по внутреннему видеоканалу как образ матери. И если вместо мамы оказывается какой то человек, утята будут ходить за ним цепочкой и мчаться к нему в момент опасности, чувствуя себя под его защитой спокойно и уютно. Более того, если вместо человека поставить жужжащий пылесос - эффект будет тот же.
Точно так же и дети. В минуты запечатления бессознательно импритингуют – присваивают образ поведения взрослого в той или иной ситуации. Не случайно говорят – «дети – наше зеркало». И здесь, кстати, таится ответ на вопрос о том, почему в современном мире так много мальчиков с женскими реакциями и женским типом поведения. Если мальчик растет без отца и видит только женские реакции на те или иные ситуации, откуда взяться мужскому поведению?! Мы же не удивляемся тому, что девочка очень часто ведет себя по мужски, когда воспитывается одним отцом. ( Хотя исключения из правил бывают и в той и в другой стороне, если родители осознают важность правильного гендерного воспитания)
Чему учится ребенок в возрасте от трех до пяти лет?
Прежде всего, продолжается процесс формирования навыка общения. Все, что копилось и записывалось на внутреннем плане, начинает проигрываться в реальном взаимодействии со своими сверстниками через общение и игру. И здесь очень важно наблюдать за тем, как ребенок это делает, какие роли себе присваивает. Ваша оценка каких то игровых поступков, переключение на другие игры, неосвоенные роли может быть очень важна для ребенка. Иначе может произойти закрепление негативного жизненного сценария, навязанного ролевой игрой.
Не смотрите с высокомерием на детскую игру, она детская только по форме.
Ролевой сценарий может прийти к ребенку не только через игру, но и через те фильмы и мультфильмы, которые смотрит ребенок; через книги, которые вы читаете; через неосторожно сказанное слово, которое может запечатлеться в импритинговую минуту и стать программой на всю жизнь…
Таким образом, если до трех лет ребенок присваивает внутренний опыт общения, учится любить и терпеть, наблюдая за взрослыми, то с трех до пяти он учится внешним формам общения через копирование ролевых сценариев взрослых, умение терпеть или не терпеть какие- то моменты ради продолжения игры и общения.
Жизненный сценарий
Возможно кого то удивит, но к пяти годам у ребенка уже сформирован жизненный сценарий взаимоотношений, с которым он пойдет во взрослую жизнь. В основе этого сценария лежит всего два параметра: отношение к себе и к людям. Таким образом, существует четыре сценария взаимоотношений.
Первый сценарий: «Я - хороший, Люди – хорошие». Думаю, не надо доказывать, что это сценарий человека, которому хорошо и комфортно в этой жизни, сценарий «везунчика». «Мир прекрасен, люди хорошие, в этом мире просто здорово жить», - так размышляет человек с подобным сценарием, несмотря на трудности и проблемы, которые у него тоже могут возникать. Такие люди излучают энергетику добра и позитива, что считывается буквально сразу и притягивает к себе других людей. Даже в плохих людях они находят что то хорошее и, общаясь, делают акцент именно на этом, делая других людей чище и лучше.
Второй сценарий: «Я - хороший. Люди – плохие» Даже формулировка сценария показывает пропасть между человеком и другими людьми: «Я то хорош, но как мне общаться с такими людьми». Человек с подобным сценарием создает ситуации, в которых можно проявить свои способности, достоинства, показать свои преимущества и в то же время , пусть незначительно, но унизить других. Неудивительно, что люди его не любят, начинают сторониться, пропасть постепенно становится все шире, выливаясь в открытый конфликт. Однако, своей вины человек не осознает. Пропасть всего лишь в очередной раз доказывает ему, что люди плохие… С возрастом люди с подобным сценарием становятся все более одинокими даже в своей семье.
Третий сценарий: «Люди – хорошие, Я - плохой» - потенциальный сценарий жертвы. Несмотря на то, что сам человек может быть не хуже других и в интеллектуальном и в личностном плане, в голове сидит четкая установка: « Другие – лучше, я – хуже их» Ребенок с таким жизненным сценарием нуждается в чутком отношении и постоянной поддержке со стороны других людей. Неуверенный, робкий, ранимый, не способный постоять за себя, выразить свое мнение, показать свои сильные стороны, при всех своих достоинствах, к сожалению, будет играть всегда второстепенные роли , собственно, и не претендуя на первые.
И четвертый сценарий: « Я - плохой, Люди – плохие». Самый негативный сценарий, когда не хочется взаимодействовать ни с собой, ни с другими, когда все видится в черном свете и светлые полосы, если и бывают, то очень редко и ,скорее, случайно. При сильном проявлении такого сценария подросток или взрослый человек испытывает такую внутреннюю боль, что для того, чтобы заглушить ее , прибегает к алкоголю, наркотикам, совершает противоправные действия. И, самый крайний вариант сценария, совершает суицидальные попытки либо попадает в психиатрическую клинику.
Хочу отметить, что степень выраженности сценария может быть разной: у кого то он ярко выражен, у кого то слабо , поэтому характерные черты сценария могут проявляться по разному.
Думаю, очевидно, что сценарий, который вы закладываете ребенку, должен быть: «Я- хороший, люди – хорошие». Даже если ребенка обидели, не спешите хором обвинять другого человека, а посочувствуйте и успокойте ребенка в первый момент. Но через какое то время вернитесь к ситуации и вместе постарайтесь понять, почему другой человек так поступил, найдите способ, как сгладить ситуацию и выйти из конфликта. Только так вы научите кроху жить в гармонии с собой и миром.
Успехов вам в деле воспитания ваших детей и внуков.
Продолжение темы об одном из самых важных периодов, определяющих успешность обучения в школе читайте в следующей статье.
Ставьте лайки, если статья вам понравилась и подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить.