Стивен Кинг — писатель популярный, и это еще мягко сказано. Однако до сих пор, несмотря на то, что каналу уже почти год (а формально, со дня открытия — почти полтора года), я почти не писал о его творчестве, хотя, казалось бы — тема практически беспроигрышная, популярнее нее разве что вселенные Толкиена, Мартина и Роулинг. О них, если что, я тоже почти ничего не писал, поскольку это и без меня уже сделали и будут делать множество фанатов, а у меня с детства какое-то почти патологическое нежелание «быть как все».
Но это все лирика, как минимум потому, что я таки решил написать статью о произведении Стивена Кинга, когда-то очень серьезно повлиявшем на мою жизнь (да-да, именно так пафосно!). Об одном таком я уже рассказывал, и оно — сюрприз! - не принадлежит к числу художественных, поскольку называется «Как писать книги» и полностью соответствует своему названию. Сегодня же я хочу поговорить о рассказе Кинга «Поле боя» (или «Сражение», в оригинале рассказ называется Battlefield).
Рассказ этот старый, опубликован был впервые еще в 1972 году. И нет, это не привычный нам Стивен Кинг с с погружениями в лавкрафтовские бездны психопатологии, макабрической расчлененкой и замогильной мистической жутью. Рассказ стилем скорее напоминает ехидного Шекли или лаконичного Брауна, которого я вспоминал совсем недавно. Наемный убийца, недавно вернувшийся с удачно выполненного «дела», неожиданно получает посылку от того самого человека, которого только что «убрал» - набор игрушечных солдатиков.
Вьетнамский сундучок американского солдата Джо.
Двадцать пехотинцев, десять вертолетов, два пулеметчика с пулеметами «браунинг», два солдата с базуками, два санитара, четыре «джипа».
Солдатики эти оказываются не простыми игрушками, а самыми настоящими бойцами, хоть и крошечными, и открывают настоящие боевые действия против главного героя, ну а поскольку это все-таки Стивен Кинг, думаю, вы и без всяких спойлеров понимаете, чем все закончилось.
Теперь о том, почему этот рассказ оказался для меня столь важен. Прочитал я его впервые в 12 лет, когда мой одноклассник, такой же неистовый поклонник фантастики, как и я, взял в библиотеке номер «Юного техника» трехлетней давности, и наткнулся там на этот самый рассказ. Представьте себе, в "проклятом зацензуренном коммунистическом СССР" в 1978 году в журналах для детей печатали рассказы Стивена Кинга! Само собой рассказ просто сразил нас наповал. Да и кого бы не сразил после финальных строк:
«ЭЙ, ДЕТИШКИ! ТОЛЬКО В ЭТОМ ВЬЕТНАМСКОМ СУНДУЧКЕ!
(Выпуск скоро прекращается)
1 ракетная установка
20 ракет «Твистер» класса «земля-воздух»
1 термоядерный заряд, уменьшенный до масштаба набора».
Для тех, кто родился несколько позже и не застал ту эпоху (надеюсь, такие мой канал тоже иногда читают), небольшое пояснение. Игрушечные солдатики для советских пацанов были чем-то большим чем просто игрушки. Это были объекты коллекционирования, универсальная валюта, а иногда — даже почти культового поклонения. Само собой, чем реалистичнее были выполнены солдатики, тем выше была их ценность, и натуралистичные пластмассовые «ковбойцы и индейцы» ценились куда выше, чем плоские красные «буденновцы» (у которых, впрочем, был козырь — тачанка!). Не будем забывать и о технике, в том числе и о масштабных сборных модельках, которые надлежало склеивать, раскрашивать и подвешивать на леске (если это были самолеты).
Одним словом, рассказ Кинга попал, что называется, в самое что ни на есть «яблочко»: солдатики+фантастика — лучше быть просто не могло.
Конечно же, это закончилось именно тем, чем и должно было закончиться: мы написали продолжение. Точнее, сначала мы написали два — каждый свое, но потом решили объединить их в одно, подлиннее. Воскрешать героя Кинга мы не стали, ввели своих, ну и, само собой, значительно расширили ассортимент «вьетнамского сундучка» - у нас в ход пошла штурмовая авиация, танки, батальон морской пехоты, полевая артиллерия (о существовании установок залпового огня мы тогда не знали) и небольшая эскадра с линкором в качестве флагмана в соседнем пруду.
Именно этот рассказ-фанфик стал первым написанным мной (пусть даже и в соавторстве) законченным произведением — отсюда и мой пафос насчет великих свершений, ведь тяга к сочинительству осталась у меня навсегда. К сожалению, черновики рассказа затерялись где-то в толще прошедших лет, и я, увы, забыл придуманный нами сюжет (помню, что он несколько отличался от оригинального). Зато помню, что мы задумали было написать капитальное произведение на ту же тему, но не справились, слегка разругались из-за предполагаемых сюжетных коллизий, и больше уже к идее не возвращались.
А статья эта появилась на свет, потому что я случайно наткнулся на рассказ в сети, перечитал его и задумался — а что, может тряхнуть воспоминаниями детства, и таки написать продолжение?
Как полагаете, стоит?
P.S. У рассказа есть две прекрасных экранизации — очень стильный мультфильм «Киевнаучфильма» 1986 года и телевизионный фильм (эпизод телешоу Nightmares & Dreamscapes), сценарий для которого написал сын великого Ричарда Матесона. В этой экранизации явно видно то желание, что, когда охватило и нас — рассказать побольше, сделать историю подлиннее, хотя в общем сюжет Кинга выдержан до конца. Советую посмотреть оба варианта.