Фигуристка, по итогам чемпионате России 2021 занявшая шестую протокольную позицию и попавшая в сборную страны и олимпийский резерв – Елизавета Нугуманова, представляла произвольную программу на музыкальные произведения:
- Рамин Джавади (Ramin Javadi) «The Mountain Between Us» (саундтрек к фильму «Гора между нами»);
- Зейн Малик, Сиа (Zayn Malik, Sia) «Dusk Till Dawn» (От заката до рассвета).
По её личному признанию, подтвержденному тренером Евгением Рукавицыным, она сама стала инициатором этого выбора музыкальной композиции для проката и приложила усилия и время для убеждения своих наставников.
С первых аккордов мы окунаемся в нежное обволакивающее исполнение программы живущей в музыке фигуристкой. Это не просто прочувствованное катание с попаданием в ноты, а прорастание в неё, осмысленное созидание со сменой настроения и различной эмоциональной реакцией.
На протяжении нескольких минут ощущал плюшевую, извините не смог подобрать иного слова, мягкость всего: скольжения, не нарушающих музыкальный строй прыжков, выездов из них, затяжек
и вращений. Впервые столкнулся с непривычно тёплой, связанной для уюта, дорожкой шагов, напрочь лишённой углов и остроты.
Это была нежность в максимальном проявлении. Не знаю, как это должны были оценивать судьи, искать и смотреть нет никакого желания, но, с эстетической стороны, это БЫЛО завораживающее творчество.
Вся программа – удивительный баланс вдохновенно лиричного и пробуждающе энергичного с подчёркнутыми, скоростью вращений, динамическими переходами, с плавными перерождениями из одного состояния в другое.
С драматически протяжённого, усиливающегося по напряжению музыкального вступления мы проникаем в сюжетную линию программы.
Первые прыжковые элементы программы вплетены в образ. Фигуристка как бы прилагает сверсилия, стремится физически вырваться из под давящих сверху гнетущих переживаний и влияний внешней среды.
Она рвётся вверх, и, только несколько мгновений спустя, музыка подсказывает, приводит к озарению. Другой путь – обращение к иной, внутренней силе, к эмоциональному пробуждению, способному изменить атмосферу, растворить мешающий свету смог.
Что-то первозданное и чистое пробивает серую пелену страха и холода. Белое платье перестаёт быть нарядом фигуристки и становится образом, символом прозрачного воздуха и искрящегося ясного дня.
Следуя за течением музыки мы перемещаемся в облако нежности, под мелкую морось теплого слепого дождя, с его брызгами под ярким солнечным светом. И стразы на платье – это мельчайшие водяные частички отражающие лучи светила, играющего переливами бликов, удобно расположившись в прохладе ярко голубого неба.
А после, Елизавета подготовив нас и настроив на волну, ведёт за собой, к тихому торжеству жизни. Оно прочувствованно свидетелями, зрителями на трибунах, на подсознательном уровне. Естественная реакция – аплодисменты, редкие не из-за чёрствости наблюдавших, а ввиду ограниченного присутствия людей на трибунах, беда с этим коронавирусом.
«Как же это было трогательно, как же это было очаровательно, как же это было нежно», – это уже не мои слова, их вы услышите, если посмотрите видео произвольной программы (ссылка внизу). Это реакция комментатора на невероятно эмоциональный, хоть технически и не безгрешный, прокат, продолжающей оставаться перспективной, фигуристки.
Думаю здесь будет уместно привести слова тренеровавшей в прошлом Нугуманову специалистки Ангелины Туренко: «Мы со Светланой Александровной Король (хореограф, примечание автора) видели в Лизе нежный цветок, бутончик, который должен распуститься».
Мы с вниманием прислушивается к её словам и с благодарностью отмечаем питерский навык скольжения, которым она одарила прежде всего Анастасию Губанову, а также нашу героиню Елизавету и Серафиму Саханович, раскрыв притягательность их уникальных стилей катания.
Пора расцвета для Елизаветы настала. Она совпала с тренировками под руководством другого наставника Евгения Рукавицына. Рука мастера чувствуется в прогрессе технической составляющей проката.
Прибавляется прыжковая стабильность. Тонкая настройка техники прыжков продолжается. Протекание процесса чувствуется, как и изменение в итоговых результатах.
Заметно сосредоточенное внимание к количеству оборотов в позициях вращений, красивых, но не безукоризненных. Поэтому устраняются все возможные поводы для судейских придирок. Мы помним, что одним это прощается, а для Лизы недопустимо и всегда «вознаграждается».
«Я хочу, чтобы она открыла глаза пошире и поняла, что способна на большее, – очень важные слова тренера Рукавицына, – Она выходит на лед, потому что хочет сказать что-то своим катанием и хочет оставить след в душах зрителей и в сердцах своих поклонников. Это ее мотивация, и она правильная».
Очень важно не забыть поблагодарить за постановку хореографа Ольгу Глинку. Респект и уважение!
Лиза несмотря на солидный для фигурного катания возраст выдаёт лучшие прокаты в карьере и разучивает четвертной сальхов. Так хочется спеть: «То ли ещё будет, ой-ё-ёй!», а ведь 25 августа у Лизы будет 19-й День рождения.
Поздравляю и желаю ей побед, проникновенных программ и бузупречных прокатов! Постараюсь обозначить это событие публикацией статьи о короткой программе на музыку из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».
Произвольная программа:
https://m.youtube.com/watch?v=BKeZGbPF8xw
Рамин Джавади «The Mountain Between Us» (Гора между нами):
https://m.youtube.com/watch?v=vS-aSrTfWp4
Зейн Малик, Сиа «Dusk Till Dawn» (От заката до рассвета):
https://m.youtube.com/watch?v=tt2k8PGm-TI