Наконец я могу рассказать, чем занимался весь последний месяц. Мы снимали кино о восхождении лошадей на Эльбрус.
Впервые такое событие произошло 18 августа 1999 года, когда на высочайшую точку Европы поднялся конь Игилик. Восхождение организовали карачаевские активисты под руководством Клыч-Герия Урусова, занимающиеся продвижением местной породы лошадей. Подробнее о нем можно почитать здесь.
Лошадь для карачаевцев – не просто прекрасное животное. Она – важный символ национальной идентичности. Когда Сталин отправил этот народ в депортацию, большую часть карачаевских лошадей пустили на мясо. Клыч-Герий посвятил десятки лет восстановлению карачаевской породы, славящейся приспособленностью к длительным и сложным переходам в горах. А что может убедительней продемонстрировать эти качества, чем подъем на Эльбрус?
С тех пор лошади несколько раз поднимались на вершину, но от этих восхождений остались только размытые фотографии и видео с мобильных телефонов.
В 2017 году мы снимали фильм об Эльбрусе для немецкой телекомпании 3SAT. Один из героев, конезаводчик Хасан Салпагаров, прощаясь с нами, предложил: "Я готов поднять лошадей на Эльбрус, если вы сделаете об этом кино".
Только через четыре года удалось найти заинтересованную западную телекомпанию. Ею оказалась Arte – европейский аналог телеканала "Культура". До того мы уже сняли для нее фильмы о чукотских китобоях и якутской выморозке. Теперь пришло время Приэльбрусья.
Конечно, для фильма продолжительностью почти час одного только восхождения лошадей на гору мало. Мы попытались показать жизнь многих жителей Приэльбрусья, имеющих отношение к этой истории, от цыганского кузнеца, сделавшего подковы, до сына одного из восходителей, вместе с отцом работавшего на кошаре.
Но восхождение было, конечно, важнее всего. Чтобы снять его качественно, мы заранее прошли акклиматизацию и поднялись на гору, изучив будущее место действия. Лошадей тоже готовили. На гору можно подниматься только в защитных очках, иначе можно ослепнуть. В 1999 году лошадиные очки делали из пластиковых бутылок, сейчас – из разрезанных горнолыжных очков. Для подков заранее выковали шипы – аналог альпинистских кошек. Все страшно волновались – погода была скверная, а если не получится взойти – значит, не будет и фильма, и все мы старались зря.
Восхождение началось в десять вечера, а на вершину лошади поднялись около часа дня 18 августа – ровно через 22 года после Игилика. Накануне несколько дней мели метели, и кони увязали в глубоком снегу. Поразительно, как они поднимались и спускались по крутым опасным тропинкам, где люди обычно идут с ледорубами, пристегивая карабины к страховочному тросу, поскольку неверный шаг грозит смертью.
И все же они справились. Вдобавок, на обратном пути наши гиды спасли от верной смерти парня. Он шел в гору с "другом". Погода испортилась, ему стало плохо, а "друг" свалил и бросил его на западной вершине Эльбруса. Когда мы его нашли, он сидел почти без сознания, и наверняка бы замерз.
Мы все ужасно устали, но дело сделано. Фильм о восхождении лошадей выйдет в Европе ближе к концу года на немецком и французском языке. Надеюсь, его покажут и в России, но пока что все попытки организовать качественный перевод и показ наших работ тонули в отечественной бюрократии.