Найти тему
Севриновский live

Восхождение лошадей на Эльбрус

Всадник в альпинистских кошках верхом на лошади на вершине Эльбруса
Всадник в альпинистских кошках верхом на лошади на вершине Эльбруса

Наконец я могу рассказать, чем занимался весь последний месяц. Мы снимали кино о восхождении лошадей на Эльбрус.

Впервые такое событие произошло 18 августа 1999 года, когда на высочайшую точку Европы поднялся конь Игилик. Восхождение организовали карачаевские активисты под руководством Клыч-Герия Урусова, занимающиеся продвижением местной породы лошадей. Подробнее о нем можно почитать здесь.

Первое восхождение лошадей на Эльбрус в 1999 году. Фото из архива Клыч-Герия Урусова
Первое восхождение лошадей на Эльбрус в 1999 году. Фото из архива Клыч-Герия Урусова

Лошадь для карачаевцев – не просто прекрасное животное. Она – важный символ национальной идентичности. Когда Сталин отправил этот народ в депортацию, большую часть карачаевских лошадей пустили на мясо. Клыч-Герий посвятил десятки лет восстановлению карачаевской породы, славящейся приспособленностью к длительным и сложным переходам в горах. А что может убедительней продемонстрировать эти качества, чем подъем на Эльбрус?

Беседа с Клыч-Герием Урусовым во время съемок фильма
Беседа с Клыч-Герием Урусовым во время съемок фильма

С тех пор лошади несколько раз поднимались на вершину, но от этих восхождений остались только размытые фотографии и видео с мобильных телефонов.

В 2017 году мы снимали фильм об Эльбрусе для немецкой телекомпании 3SAT. Один из героев, конезаводчик Хасан Салпагаров, прощаясь с нами, предложил: "Я готов поднять лошадей на Эльбрус, если вы сделаете об этом кино".

Режиссер Юрий Бурак за работой
Режиссер Юрий Бурак за работой

Только через четыре года удалось найти заинтересованную западную телекомпанию. Ею оказалась Arte – европейский аналог телеканала "Культура". До того мы уже сняли для нее фильмы о чукотских китобоях и якутской выморозке. Теперь пришло время Приэльбрусья.

Съемки производства сыра на высокогорной кошаре
Съемки производства сыра на высокогорной кошаре

Конечно, для фильма продолжительностью почти час одного только восхождения лошадей на гору мало. Мы попытались показать жизнь многих жителей Приэльбрусья, имеющих отношение к этой истории, от цыганского кузнеца, сделавшего подковы, до сына одного из восходителей, вместе с отцом работавшего на кошаре.

Альберт, один из всадников, с конем
Альберт, один из всадников, с конем

Но восхождение было, конечно, важнее всего. Чтобы снять его качественно, мы заранее прошли акклиматизацию и поднялись на гору, изучив будущее место действия. Лошадей тоже готовили. На гору можно подниматься только в защитных очках, иначе можно ослепнуть. В 1999 году лошадиные очки делали из пластиковых бутылок, сейчас – из разрезанных горнолыжных очков. Для подков заранее выковали шипы – аналог альпинистских кошек. Все страшно волновались – погода была скверная, а если не получится взойти – значит, не будет и фильма, и все мы старались зря.

Лошади преодолевают последние десятки метров до вершины Эльбруса
Лошади преодолевают последние десятки метров до вершины Эльбруса

Восхождение началось в десять вечера, а на вершину лошади поднялись около часа дня 18 августа – ровно через 22 года после Игилика. Накануне несколько дней мели метели, и кони увязали в глубоком снегу. Поразительно, как они поднимались и спускались по крутым опасным тропинкам, где люди обычно идут с ледорубами, пристегивая карабины к страховочному тросу, поскольку неверный шаг грозит смертью.

Обледеневшие ресницы коня
Обледеневшие ресницы коня

И все же они справились. Вдобавок, на обратном пути наши гиды спасли от верной смерти парня. Он шел в гору с "другом". Погода испортилась, ему стало плохо, а "друг" свалил и бросил его на западной вершине Эльбруса. Когда мы его нашли, он сидел почти без сознания, и наверняка бы замерз.

Всадники на вершине Эльбруса
Всадники на вершине Эльбруса

Мы все ужасно устали, но дело сделано. Фильм о восхождении лошадей выйдет в Европе ближе к концу года на немецком и французском языке. Надеюсь, его покажут и в России, но пока что все попытки организовать качественный перевод и показ наших работ тонули в отечественной бюрократии.