В последнее время в массовой культуре замечена тенденция активного использования нецензурной лексики. Это можно связать с тем, что сквернословие перестает быть табу в человеческом межличностном неформальном общении. Если подростки и относительно молодое поколение достаточно спокойно воспринимают этот феномен, то люди более зрелого возраста зачастую отрицательно на него реагируют.
Что же касается музыки, мат является не только средством передачи мысли, но также он придает песням особый характер. Одни люди относятся к данной тенденции крайне негативно, другие же не видят в этом ничего дурного. В этой статье приведены аспекты за и против использования нецензурной лексики в массовой культуре.
Нецензурная лексика и мат до недавнего времени в основном были распространены среди разнорабочих, тюремных заключенных и низших слоев населения. Основным предлогом сохранения и использования мата как в музыке, так и в других сферах является свобода слова. Важно указать, что споры насчет взаимосвязи свободы слова и мата велись относительно долго. Если нецензурная брань была законодательно запрещена в определенных местах, то вопрос с Интернетом оставался открытым.
Вероятно, разрешением этого спора стало дополнение Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, вступившее в силу с 20.03.2021. Однако снижение нецензурной лексики в социальных сетях не наблюдается. Это может быть связано с тем, что данная брань настолько вошла в обиход молодежи, что людям уже сложно без нее обходиться. Она осталась и в музыке, которая выходит на площадках, в число которых входят некоторые социальные сети.
Итак, к основным возможным причинам внедрения нецензурной лексики в музыку относится следующее:
• последствие снятия табу на данную лексику в некоторых видах культуры в современной России;
• способ передачи чувств и мыслей, использование наподобие средств выразительности;
• отсутствие наказания;
• оппозиция традиционной языковой норме [1, с. 16];
• успех песен, в которых присутствует нецензурная лексика.
Далеко не во всех жанрах современной музыки заметен данный феномен. Однако с уверенностью можно назвать те, в которых брань употребляется относительно часто. Это можно определить, прослушав несколько композиций из каждого направления музыки. Нецензурная лексика употребляется в альтернативе, в роке, в панк и поп-музыке, и, тем более, в рэп-музыке. Из этого ряда можно выделить жанры, в которых реже и чаще всего замечен данный феномен: поп-музыка и рэп, соответственно. Это связано с тем, что современная поп-музыка до сих пор нацелена на максимальную транслируемость по радио и музыкальным каналам, а наличие «запрещенной» лексики может этому помешать. Рэп же – едва ли не коренной житель интернет-площадок, где практически отсутствует какая-либо цензура. Влияет на распространённость брани и расставление акцентов в конкретном жанре: в поп-музыке – вокал, причем певучий вокал; в рэпе – ритмичный речитатив и поток. Необходимо отметить, что основные матерные слова и выражения практически невозможно «тянуть» во время пения, чтобы это было гармонично. А вот с рэпом, наоборот, кажется, уместно в плане звучания.
Слушатели музыки делятся на два лагеря: одни утверждают, что нецензурная лексика все портит, делает песни бессмысленными; другие же поддерживают данную лексику, говоря о том, что она имеет место быть и зачастую бывает уместна. Для более адекватной оценки данного феномена следует рассмотреть обе точки зрения.
Два лагеря
Далее приведены аргументы сторонников запрета нецензурной лексики. Во-первых, ненормативную лексику принято считать «оружием слабых». Происходит это по следующей причине: если у человека настолько малый словарный запас, что ему приходится использовать матерную брань, то этот человек глуп и слаб в интеллектуальном плане [2, с. 307].
Аналогично можно сказать и о способностях авторов слов в музыкальных композициях. А если у них с этим плохо, то, чему они могут научить нас, что показать и раскрыть? Несмотря на это возражение, пока что в абсолютном большинстве вся ненормативная лексика в музыкальных композициях употребляется либо в рифму, либо уместно относительно дорожек, отличных от вокальной; в общем и целом, она звучит гармонично. Многие считают, что музыке незачем нас учить, ведь существуют другие формы культуры, которые отлично справляются с этой задачей.
Во-вторых, есть люди, к которым в основном относится старшее поколение, которым просто неприятно слышать мат. Можно возразить, что людям следует слушать то, что им нравится, и стараться избегать то, что вызывает у них негативные эмоции. На каждого исполнителя находится свой слушатель, а из этого следует, что ненормативная лексика может быть употребима в музыке.
В-третьих, содержание мата в музыке подвергает опасности детскую психику. Сейчас во времена существования глобальной сети Интернет дети особо подвержены негативному воздействию из-за информации, которая является общедоступной. А нецензурная лексика относится к той части жизни детей, которая должна быть сведена к минимуму. Причем активное внедрение мата идет через популярную музыку.
Также мат в песнях – отличный способ выпустить пар. Если человека устраивает мат в песне, ему нравится эта песня, то велика вероятность того, что он и сам начинает подпевать, тем самым употребляя тот же мат. Было проведено много исследований, которые доказывали пользу матерной лексики для здоровья. Например, ученые из Кильского университета доказали то, что мат способствует уменьшению боли [3].
Несмотря на недостатки и какие-то отрицательные черты нецензурной лексики в музыке, особенно явных причин начать делать запреты на нее нет. Мат выступает средством выражения. Благодаря ему при должном исполнении мы чувствуем характер песни. Если автор посчитал нужным передать свою мысль каким-то конкретным словом, то какая разница матерное оно или нет? То, что следует сказать в заключение, звучит следующим образом: люди должны уважать взгляды и вкусы, отличные от их; при этом неважно, есть в песне мат или нет, если сама по себе она не воздействует отрицательно на человека и общество в целом. Нецензурная лексика в современной музыке не является чем-то ужасным, так как ее можно рассматривать как неизбежный феномен нынешней жизни. Она есть, но ничего конкретно негативного не делает. Если такую музыку делают, значит, на нее есть спрос.
Список литературы:
Абрамова, С. Б. Употребление ненормативной лексики как социальная проблема / С. Б. Абрамова // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования : Материлы ХVI Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана, Екатеринбург, 21–22 марта 2013 года / Редакционная коллегия: Е.В. Грунт, Г.Б. Кораблева, А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, А.В. Старшинова. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2013. – С. 8-18.
2. Москвина, Н. Р. Ненормативная лексика как социокультурная проблема современной молодежи / Н. Р. Москвина // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы: Материалы Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 27–28 февраля 2015 года. – Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. – С. 306-310.
3. Салькова А. Без мата никуда: ругань помогает выносить боль: // газета.ru. 2020. URL: https://www.gazeta.ru/science/2020/05/22_a_13092667.shtml. (Дата обращения: 10.05.2021).
Эта статья доступна у нас на сайте: GTF.CLUB
Если ты крутишься в музыкальной индустрии и делаешь это качественно - вступай в наш клуб!