Найти в Дзене
Libertà

"ЖУРНАЛИСТ" О БЕЗНАКАЗАННОСТИ АНИКИНОЙ

Фильм «Журналист» режиссера С. Герасимова, 1967 год. В роли Аникиной - Надежда Федосова. Героиня этого фильма, гражданка Аникина, в детстве представлялась мне олицетворением вселенского зла. Не скажу, что сегодня мое мнение сильно изменилось. Бывает открытое, агрессивное зло, которого пугаешься сразу. Аникина не такая, она в маске борца за справедливость делает вид, что активно искореняет зло. Очень удобная позиция для человека без стыда и совести, коим и является Варвара Васильевна. Женщина говорит о себе журналисту, что ее покойный супруг был уважаемым человеком. Трудно представить себе хорошего человека рядом с Варварой Васильевной. Читатели могут не согласиться, но мне видится что Аникин и его жена одного поля ягоды. Учитывая время создания фильма, чета Аникиных могла иметь отношение к репрессиям. Почему женщина занялась сочинением лживых кляуз на всех подряд? Не от обиды за отторжение пяти соток огорода, да она и сама не скрывает того, что не в огороде дело. Варвара Васильевна утр
кадр из фильма "Журналист"
кадр из фильма "Журналист"

Фильм «Журналист» режиссера С. Герасимова, 1967 год. В роли Аникиной - Надежда Федосова.

Героиня этого фильма, гражданка Аникина, в детстве представлялась мне олицетворением вселенского зла. Не скажу, что сегодня мое мнение сильно изменилось.

Бывает открытое, агрессивное зло, которого пугаешься сразу. Аникина не такая, она в маске борца за справедливость делает вид, что активно искореняет зло. Очень удобная позиция для человека без стыда и совести, коим и является Варвара Васильевна.

кадр из фильма
кадр из фильма

Женщина говорит о себе журналисту, что ее покойный супруг был уважаемым человеком. Трудно представить себе хорошего человека рядом с Варварой Васильевной.

Читатели могут не согласиться, но мне видится что Аникин и его жена одного поля ягоды. Учитывая время создания фильма, чета Аникиных могла иметь отношение к репрессиям.

Почему женщина занялась сочинением лживых кляуз на всех подряд? Не от обиды за отторжение пяти соток огорода, да она и сама не скрывает того, что не в огороде дело.

кадр из фильма
кадр из фильма

Варвара Васильевна утратила значимость, потеряла вес в обществе, которому она мстит.

Мстить тоже можно по-разному. Кляузница могла бы ограничиться кругом первых персон городка, но она пишет обо всех. Аникина получает кайф от того, что делает, она профессионально и с удовольствием льет грязь на всех, кого встречает.

Дама умна и начитана, она знает, что любой человек не без греха. Ее задача развернуть этот грех и максимально раздуть его чтобы морально уничтожить человека.

При большом желании можно опорочить любого. Первые лица города любят рыбалку - кумовство, круговая порука. То что рыбу ловит половина жителей, ни для кого не станет оправданием.

кадр из фильма
кадр из фильма

Журналист из столицы закрутил роман с девушкой. Вечером был у нее дома и, какой ужас, они целовались на улице. В очередной анонимке Аникиной уже говорится о разврате и о подпольном абортарии. Как глубоко и профессионально копает эта дама. Она прекрасно знает, что нет у соседки никакого абортария. А ты поди докажи.

Здесь и расчет на гордость Шуры, для которой самым большим позором стало бы оправдание себя перед людьми. Лучше уж молча согласиться, чем утверждать, что не было и этого, и того, и пятого, и десятого.

Почему Юрий Алябьев не довел дело до конца и не наказал Аникину? Он, как и все, не захотел связываться с кляузницей, хотя прокурора ко второму приезду Алябьева уже сняли с работы.

Люди, о которых она писала, оказались выше и чище. Если бы один из них, тот же Юрий, написал на нее, хотя бы о том, что несовершеннолетнего воспитанника привлекает к созданию анонимок, ей наступил бы конец.

Великолепная Аникина пала бы и уже никогда не поднялась, у нее могли и приемного сына отобрать. Ребенок был нужен этой женщине лишь для своего реноме. Ни одного теплого слова он от нее не слышал.

Но Алябьев сбежал, уехал сразу после неудачного романа с Шурой Окаемовой. Девушку он все таки спасет тем, что любит ее, собирается жениться и увезти в Москву. Связываться с Варварой Васильевной во время второй командировки ему уже не с руки.

Юрий и Шура оправданы в глазах общества, они станут супругами. Но Алябьев уже трудится в международном отделе, портить себе жизнь из-за кляузницы он не сочтет нужным.

Гражданка Аникина так и осталась безнаказанной. Никто не захотел связываться с ней и привлечь ее за клевету - слишком сложно доказать ее неправоту. Тут могла сработать лишь наступательная тактика.

Актриса Надежда Капитоновна Федосова создала незабываемый образ гражданки Аникиной, не прибегая к ярким эффектам. Вся работа построена на минимуме жестикуляции, ее героиня убивает, не повышая голоса. Замечательная актерская работа, которая может считаться образцом высокого мастерства.

Вопрос к читателям: героя какого кинофильма вы считаете олицетворением зла?