Найти тему

Что нужно знать об электросамокатах? Классификация от «На Батарейках». Часть #2

Оглавление

Продолжаем. Классификация электросамокатов по мотор-колёсам, контроллерам, дисплеям, тормозным системам и колёсной базе.

Электросамокаты в сервисном центре «На Батарейках»
Электросамокаты в сервисном центре «На Батарейках»

В продолжение нашей предыдущей статьи , в которой мы начали знакомить Вас с миром электросамокатов, с их устройством и обобщенной классификацией нашего сервисного центра, в этой статье мы познакомим Вас с остальными важными и неотъемлемыми элементами электросамокатов.

Двигатель электросамоката - мотор-колесо

Мотор-колесо - электродвигатель с ротором в виде диска магнитов с ободом мотор-колеса и статором - трехвазной катушкой на оси колеса. Также мотор-колесо может обладать датчиками Холла. подробней о датчиках Холла и для чего они служат мы расскажем отдельно. Мотор-колесо (далее МК) обладает тремя основными характеристиками:

  • напряжением работы - измеряется в В или V (вольтах);
  • мощностью - измеряется в Вт или W (ваттах);
  • диаметр диска - измеряется в дюймах.
Мотор-колесо 60 В мощностью 1600 Вт электросамоката Ultron T108 с зимней покрышкой на шипах
Мотор-колесо 60 В мощностью 1600 Вт электросамоката Ultron T108 с зимней покрышкой на шипах

МК также как и АКБ можно классифицировать по напряжению: 

  • 24В;
  • 36В;
  • 48В;
  • 60В.

По мощности классификацию произвести сложно, так как разброс по значениям достаточно большой, однако условно можно поделить на диапазоны по мощности МК:

  • до 250Вт;
  • до 500ВТ;
  • до 1000Вт;
  • свыше 1000Вт.

    Самокатостроение дошло до того, что сейчас на рынке представлен огромный пласт полноприводных электросамокатов с отключаемым кнопкой передним приводом. Отсюда вытекает следующая классификация электросамокатов по количеству мотор-колес и их расположению:

  • моноприводные (имеют одно мотор-колесо), которые в свою очередь могут быть заднеприводными или переднеприводными;
Переднеприводный электросамокат Xiaomi Mijia M365
Переднеприводный электросамокат Xiaomi Mijia M365

  • полноприводные.
Полноприводный электросамокат Halten Rs-03 v.2 с передним и задним мотор-колёсами 60 В мощностью по 1300 Вт
Полноприводный электросамокат Halten Rs-03 v.2 с передним и задним мотор-колёсами 60 В мощностью по 1300 Вт

    Одной из особенностью электросамокатов, как впрочем и всего остального электротранспорта, заключается в том, что на каждое мотор-колесо должен быть свой один контроллер.

Контроллер электросамоката

Контроллеры электросамоката Halten Lite и Kugoo HX
Контроллеры электросамоката Halten Lite и Kugoo HX

Контроллер - главная электротехническая часть электротранспорта, его “мозги”, если так будет удобно. Контроллер  отвечает за:

  • распределение тока по обмоткам мото-колеса,
  • выдаваемую мощность на мотор-колесе,
  • выполнение различных функций, таких как рекуперативный и электрический тормоз,
  • функционирование световых приборов,
  • хранит в себе настройки и осуществляет прием и обработку сигналов управления от дисплея/бортового компьютера, и многое другое.

Сами контроллеры по способу управления бывают :

  • трапецевидные;
  • синусные.

В силу дешевизны широкое распространение получили именно трапецевидные контроллеры, однако в более дорогом сегменте электросамокатов все чаще используются синусные. О различиях, достоинствах и недостатках каждого вида контроллеров мы поговорим отдельно. Основными характеристиками контроллеров можно назвать: напряжение и максимальный ток ( некоторые производители указывают мощность вместо силы тока). 

Контроллер от электросамоката Halten RS-02 v.1 на мотор-колесе с датчиками Холла. 48 В, 600 Вт
Контроллер от электросамоката Halten RS-02 v.1 на мотор-колесе с датчиками Холла. 48 В, 600 Вт

     Управление параметрами контроллера и управление самокатом осуществляется через бортовой компьютер, он же дисплей, он же “курок”.

Бортовой компьютер, он же дисплей, он же курок

Бортовой компьютер предназначен для передачи сигналов управления в контроллер и вывода на дисплей режимов работы, скорости, уровня заряда АКБ и другое, в зависимости от функционала.

    По компоновке бортовые компьютеры можно различить на:

  • совмещенные - где дисплейный модуль, педаль/курок газа и элементы управления (кнопки) расположены в одном корпусе ( например “курки” всего модельного ряда Ultron, Dualtron, Kugoo M-серии и др.);
Наиболее распространённый формфаткор совмещённых (однокорпусных) дисплеев, NJAX-T для контроллеров 48 В
Наиболее распространённый формфаткор совмещённых (однокорпусных) дисплеев, NJAX-T для контроллеров 48 В

  • разнесенные - где дисплейный модуль с кнопками расположен отдельно от педали/курка газа (например Xiaomi M365, Ninebot ES- серия, Halten Smile и др.).
Пример раздельного формфактора, где дисплей и функциональный курок располагаются в самостоятельных корпусах. Halten Smile
Пример раздельного формфактора, где дисплей и функциональный курок располагаются в самостоятельных корпусах. Halten Smile

Что дальше?

Помимо электронных модулей самоката, существует другие элементы, присущие любому транспорту: камеры и покрышки, тормозная система, освещение в виде фар и стоп-сигнала, амортизаторы и пружины.

По колесной базе можно классифицировать по наличию или отсутствию камер в покрышке и типу покрышек:

  • надувные бескамерные;
Шипованные зимние бескамерные покрышки
Шипованные зимние бескамерные покрышки
  • камерные;
  • литые.
Литая покрышка 8,5*2
Литая покрышка 8,5*2

По тормозной системе в самокатостроении присутствует практически все виды классических тормозных систем, и чаще всего можно наблюдать гибридный вариант, где присутствует сразу несколько типов:

  • механическая троссовая тормозная система;
Задний суппорт тормоза электросамоката Kugoo G-Booster
Задний суппорт тормоза электросамоката Kugoo G-Booster

  • гидравлическая тормозная система;
Гидравлическая тормозная система Magura на электросамокате Dualtron Ultra
Гидравлическая тормозная система Magura на электросамокате Dualtron Ultra

  • электрический тормоз;
  • рекуперативный тормоз, который чаще всего работает в комбинации с вышеперечисленными тормозными системами.

Мы рассмотрели общую классификацию электросамокатов от сервисного центра “На Батарейках”. Данная система рассмотрения электросамокатов с точки зрения устройства используется нами для обучения наших сотрудников, и, надеюсь, будет полезна и Вам. Ещё больше полезной информации касаемо электротранспорта и элеткросамокатов вы сможете найти на нашем канале, сайте www.nabatt.ru, в других статьях и на странице в Инстаграм. Наши администраторы и мастера всегда рады помочь Вам и ответить на любые Ваши вопросы.