«История – это политика, опрокинутая в прошлое, без которой невозможно понять политику настоящего». М.Н Покровский.
С 1 сентября этого года десятиклассники начнут изучать новейшую историю России по учебникам под редакцией Владимира Мединского. Думаю многие если не читали сами, то хотя бы слышали о предыдущих потугах бывшего министры культуры оставить след в исторической научно-популярной литературе. Перу автора принадлежит целая серия «разоблачающих злокозненные мифы» о России книг. Можно с уверенностью сказать, что это не худшие книги жанра. И определенную пользу они, безусловно, принесли. В лихие девяностые и начале нулевых на обывателя обрушилась лавина антисоветчины и русофобии, чего только стоит Резун-Суворов или же откровенный бред, маскирующийся под науку, от академиков Носовского и Фоменко. На фоне подобной литературы творчество Владимира Ростиславовича вызывает даже уважение. Да, это был «наш ответ Чемберлену». Смысл всех книг серии Мединского был очень прост: всё, что иностранцы говорили о России плохого, есть результат извечной информационной войны, поклёп и навет. И в качестве полупросветительской, полуразвлекательной литературы для уставших от постоянных призывов покаяться людей подобное чтиво было неплохим вариантом.
Проблема состоит в том, что подобный подход был сохранен Мединским и для школьных уроков истории. Вот описание нового учебника с сайта Российского военно-исторического общества: «В учебниках представлен позитивный взгляд на нашу историю, в которой выделяется творческая энергия, взаимовыручка, потенциал нашего народа, его несгибаемость перед внешними угрозами, впитывать в свою культуру достижения различных цивилизаций, делясь при этом своими собственным опытом, способность к самопожертвованию во имя Родины и готовность прийти на помощь тем, кто подвергся агрессии» (особенности падежного согласования, орфография сохранены). И, на первый взгляд, сложно критиковать подобный посыл. Школа, как один из главных институтов социализации личности, должна воспитывать любовь и уважение к Родине. Более того, если мы посмотрим на учебники истории, например в СШ, или странах Евросоюза, то увидим там такой же сугубо патриотический нарратив, сглаживание всех «неудобных для общей истории народа» моментов и подчеркивание героизма народа и правильности выбранного пути. Но это хорошо лишь на первый взгляд.
У профессионального, любящего свой предмет историка, подобный подход вызывает сожаление. Ведь главное, чему должна учить история, – это понимание причинно-следственных связей, самого исторического процесса: почему сегодня мы живем именно так, какие шаги наших предков к каким последствиям привели. Причем, согласно современным методическим подходам, учитель при помощи учебника должен не дать ребенку готовые ответы, а помочь сформулировать правильные вопросы и дать инструменты и методы поиска ответов на них. Что за инструменты? Прежде всего, источники. Научить молодого человека самостоятельно думать, искать и анализировать информацию, сопоставлять факты. Только такой подход в действительности способен воспитать ответственных, принимающих обдуманные решения граждан государства, уважающих, а главное, понимающих особенности своей Родины. Парадокс заключается в том, что в принципе, в учебнике Мединского эти инструменты даже представлены. Вы найдете тут и Фултонскую речь Черчилля, и воззвания Корнилова, и много других интересных документов эпохи. Но все это изобилие заканчивается на подходе к XXI веку. Последние параграфы учебника есть не что иное, как дифирамбы существующему строю. Мы все знаем, как критически современная молодежь относится к существующему политическому строю в России, как остро она ощущает несправедливость происходящего. Смогут ли они доверять всему ранее пройденному на уроках истории, увидев откровенную ложь о той реальности, в которой сами живут?
Привычный и принятый во многих странах патриотический нарратив есть не что иное, как современное историческое мифотворчество. Этот подход, с одной стороны, позволяет воспитать гражданина удобного, предпочитающего получать и усваивать уже придуманное за него готовое мнение. Но если он не научился думать самостоятельно, то кто гарантирует, что завтра американская мифология, ему не понравится больше? Ведь все мы знаем, что в науке пиара наши «западные партнёры» давно и далеко нас обошли.
Валерия Ходченкова,
Преподаватель истории
Новый 502 номер: https://msk.kprf.ru/2021/08/16/165907/
ВК: https://vk.com/pravdamoskvy
Одноклассники: https://ok.ru/group/66497249411109
Facebook: https://www.facebook.com/pravda.msk
Telegram: https://t.me/pravdamos
Скорее подписывайтесь и расскажите друзьям и соседям!
СМИ созданное Московским городским комитетом #КПРФ для трудящихся!