7,4K подписчиков

Мюнхен. Часть 1: город

1,8K прочитали

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости. Так сложилась жизнь, что мне необходимо было съездить на несколько дней в Мюнхен в ноябре 2018 года.

Это один из главных городов Германии, столица федеральной земли Бавария (федеральная земля - аналог нашей области, всего их 16 вместе с Берлином и свободными ганзейскими городами Бременом и Гамбургом, приравненным к этому статусу).

Мюнхен - самый дорогой и самый зажиточный город страны, так как именно тут базируется ряд крупнейших немецких компаний типа BMW, Siemens, Allianz и MAN. Впрочем, обо всём расскажу по порядку.

Поехали!

О городах «Русской Германии» можно почитать здесь: Тильзит (Советск)Инстербург (Черняховск)Пиллау (Балтийск)Фридланд (Правдинск)Гумбиннен (Гусев)Даркемен (Озёрск)Тапиау (Гвардейск), Гердауэн (Железнодорожный)

О курортах Кёнигсбергской области здесь: Кранц (Зеленоградск)Куршская косаРаушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)

О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1Кёнигсберг (Калининград). Часть 2Кёнигсберг (Калининград). Часть 3

1. Я жил в замечательном доме с замкнутым двором послевоенной постройки (1950) в районе станции метро Зильберхорнская улица (Silberhornstraße). Это тихий район близко от центра - всего 4 станции от Главного вокзала (Hauptbahnhof), куда сходятся многие линии метро и трамвая.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.

2. Его внутренний двор-колодец совершенно не производит гнетущего впечатления в отличие от петербургских аналогов. Радует также балкон-галерея в квартире, где я жил.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-2

3. В парадной, чтобы лучше жилось, сделана стеклянная крыша.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-3

4. Подворотня используется для размещения почтовых ящиков и хранения велосипедов, но даже если бы она была открыта, никто ничего не украл бы. В этом прелесть жизни в Европе.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-4

5. Цивилизация на территории нынешней Баварии существовала давно: ещё в 15 году до нашей эры на этой местности была образована римская провинция Реция (Raetia) со столицей в городе Аугсбург (Augusta Vendelicorum). Другие известные города этой провинции - Регенсбург (Regina Castra), Базель (Basilea), Цюрих (Turicum).

После крушения Западной Римской империи в 476 году на карте Европы появилось множество новых государств, самым развитым из которых было Франкское королевство на месте бывшей римской Галлии. Герцогство Бавария было одним из таких государств, обязанное своим названием одному из здешних германских племён. Первым герцогом был некий Гарибальд I, правивший в 548-591 годах.

Площадь Вальхензее (Walchenseeplatz), зелёная зона в этом жилом районе:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-5

6. Христианство было принято в Баварии на рубеже VII и VIII веков, и это сблизило герцогство с западноевропейскими монархиями. В итоге в начале IX века эта земля вошла в состав Франкского королевства. В 843 году огромное государство, занимавшее почти всю тогдашнюю «цивилизованную» Европу, было разделено на три части по Верденскому договору, и в Восточно-Франкском королевстве (Бавария вошла в его состав) взошёл на престол Людовик II Немецкий из династии Каролингов.

Вид на Дайзенхофенскую улицу (Deisenhofener Straße). Слева - вестибюль станции метро Зильберхорнская Улица (Silberhornstraße), а вдали - шпиль кирхи Святого Креста. Чуть позже вернёмся к ней.

Обратите внимание на множество велосипедов у станции метро. Мюнхен - удобный город для велосипедного движения, здесь множество отличных велодорожек, поэтому жители доезжают до метро на двух колёсах и оставляют свои байки (не пристёгивая цепью!) у эскалатора.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-6

7. Фактически Восточно-Франкское королевство - это синоним единого Германского королевства. Позднее (уже в X веке) Германия вошла в состав Священной Римской империи.

Она изначально замышлялась как реинкарнация «той самой» Римской империи, однако императоры отнюдь не обладали абсолютной властью, а входившие в её состав королевства и княжества обладали значительной самостоятельностью. Сама должность императора была выборной, избрание производилось на собрании курфюрстов, то есть князей с правом голоса, а позднее (с XV века) власть монарха была ограничена парламентом - рейхстагом.

Территория Священной Римской империи постоянно менялась, но её ядро составляли нынешние Германия, Чехия, Австрия, Швейцария, восток Франции, север Италии.

Эта часть города называется Гизинг (Giesing), на одной из его улиц:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-7

8. Священная Римская империя закончилась (любая империя обречена на это) 6 августа 1806 года, когда последний император Франц II отрёкся от престола. Её распаду способствовали Наполеоновские войны. После их окончания был образован Германский союз, конфедерация многочисленных немецких государств за исключением Восточной Пруссии в Центральной Европе. Многолетняя раздробленность завершилась под руководством великого канцлера (премьер-министра) Пруссии Отто фон Бисмарка в 1871 году, когда была образована единая Германская империя, и Бавария вошла в её состав как федеральная земля.

Покажу пару окраинных районов города, куда мне приходилось ездить по делам. Это район Арабелла Парк (Arabellapark), один из самых молодых в Мюнхене:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-8

9. Скульптура «Идущий человек» за авторством Джонатана Борофски в районе Швабинг (Schwabing) на Леопольдовской улице (Leopoldstraße), установленная здесь в 1995 году. Как ни странно, она не несёт никакой смысловой нагрузки, это просто современное искусство.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-9

10. Застройка района Швабинг приблизительно такая:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-10

11. Ездить по городу очень удобно: здесь топовый транспорт, максимально комфортный для человека. Он представлен метрополитеном, трамваем и автобусами.

Несмотря на то, что Мюнхен давно является крупным европейским городом, метро с традиционным для Германии названием U-Bahn (Untergrundbahn - «подземная дорога») появилось тут сравнительно недавно - к Олимпийским играм 1972 года - хотя планы строительства прорабатывались с начала ХХ века. За почти полвека сформировалась внушительная система из 8 линий и 96 станций, взаимно интегрированная с также традиционной для немецких мегаполисов системой S-Bahn (Stadtbahn - «городская дорога», а по сути городская электричка).

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-11

12. Правда, путешествие под землёй по нашим меркам обходится довольно дорого - дневной билет с неограниченным количеством поездок в «городской зоне» (белый цвет) стоит 6.50 евро, впрочем, для местных жителей это небольшие деньги. Мюнхен действительно очень богатый город с высочайшим уровнем жизни, даже выше, чем в Берлине.

Из представленной схемы У-Бана и С-Бана видно, что большинство линий замкнуты на Hauptbahnhof (Главный вокзал), так что для меня как для жителя Петербурга основным преимуществом является возможность напрямую доехать из центра до аэропорта. Только для этого придётся купить дневной квиток в самую дальнюю «зону» даже ради одной поездки, а это уже порядка 15-20 евро, не помню точно. В рублях - 1200-1600.

На входе в подземку отсутствуют турникеты, купленный бумажный билет нужно самостоятельно откомпостировать (то есть выбить на нём дату покупки). Для этого есть специальный аппарат.

В принципе, можно вообще не покупать тикет и кататься бесплатно, так как входного контроля нет, но если нарваться на иногда возникающих контролёров, то получишь гигантский штраф, как мне сообщил местный житель типа 800 евро, а это уже и для немцев приличные деньги, что уж говорить обо мне. Поэтому я ежедневно исправно покупал билеты как примерный гражданин.

Важное замечание: компостирование билета обязательно, так как даже если ты его действительно купил, но не «проштамповал» в аппарате, то он считается недействительным. Получить за это штраф было бы вдвойне обидно.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-12

13. Станции оформлены в утилитарном стиле с минимальным разноцветным оформлением, это общий признак метро в Европе и, кстати, в Минске. Великолепные «подземные дворцы» с шикарными наземными вестибюлями строили только в СССР.

Станция Зильберхорнштрассе:

Фото с немецкой Википедии.
Фото с немецкой Википедии.

14. А вот, кстати, и сама эта улица, название которой присвоено и станции метро:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-14

15. Мюнхенский трамвай же имеет гораздо более длительную историю. Конка здесь открылась в 1876 году, а именно электрический трамвай начал бегать по улицам в 1895 году, но в отличие от открывшегося в том же году кёнигсбергского он имеет железнодорожную европейскую колею 1435 мм. Всего работают 14 маршрутов, на многих из них пути проложены на выделенных полосах, так что скорость движения вполне приличная.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-15

16. Перемещаемся обратно в Гизинг. Надо сказать, это кайфовый район. Кстати, именно отсюда родом великий немецкий футболист Франц Беккенбауэр:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-16

17. Народное творчество в переходе под улицей:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-17

18. Гизинг - это не просто район Мюнхена, а старинный город, известный с 790 года, то есть он старше столицы Баварии на 350 лет. Гизинг был включён в состав Мюнхена в 1854 году.

Это, вероятно, районная ратуша.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-18

19. Доминанта района - сорокаметровая в высоту кирха Святого Креста 1886 года. Чудесная высокая неоготика.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-19

20. Интерьер её поражает своим молчаливым величием:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-20

21. История собственно Мюнхена началась намного позже античности.

Когда-то давно несколько монахов поселились на одном безлюдном холме в Верхней Баварии. Вокруг возникло поселение, получившее своё название в честь послушников («монах» на немецком der Mönch). Этот факт был впервые задокументирован в 1158 году.

Уже в 1175 году местечко получает городской статус.

В окрестностях кирхи Святого Креста довольно симпатичный район:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-21

22. Спустя некоторое время после основания города он перешёл в собственность к семье Виттельсбахов, которые правили Баварией как короли и герцоги до начала ХХ века, а также в разное время представители этого рода были монархами в других государствах.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-22

23. Однако самые заметные события в истории города происходили уже в ХХ веке.

Крайне интересный феномен - Баварская Советская Республика, просуществовавшая 28 дней в 1919 году.

Она была вдохновлена Куртом Айснером, первым премьер-министром Баварии и участником Ноябрьской революции 1918 года в Германии. Его убийство 21 февраля 1919 года послужило поводом для крупных демонстраций и установления власти советов 6 апреля. Правительство возглавил писатель и антифашист Эрнст Толлер. 12 апреля его на этой должности сменил уроженец Петербурга Ойген Левине.

Эти ребята, консультируясь с Ульяновым (Лениным), начали творить примерно такую же дичь как в России (типа массового отъёма собственности и появления чекистов), так что их быстренько скинули уже 3 мая.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-23

24. Теперь перемещаемся в Старый Город, а именно на Одеонскую площадь (Odeonsplatz). Её красивый ансамбль с южной стороны оформляет Зал Полевых Маршалов (Feldherrnhalle). Этот огромный монумент был возведён по инициативе короля Людвига I в 1841 году в честь баварской армии по типу Лоджии Синьории (Loggia della Signoria) во Флоренции. Именно тут развивались события Пивного путча.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-24

25. Пивной путч - неудачная попытка государственного переворота 8-9 ноября 1923 года, устроенная нацистской партией. К счастью, полиции удалось пресечь мятеж, но, увы, фашисты дорвались до власти легальным путём спустя 10 лет…

Своё странное название путч получил из-за того, что он начался в пивной Бюргербройкеллер (Bürgerbräukeller), в которой часто происходили политические мероприятия.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-25

26. Театинская церковь святого Каэтана (1663-1690) на западной стороне площади, тоже выполненная с подражанием одной из римских базилик (а именно Сант-Андреа-делла-Валле), была воздвигнута в честь появления долгожданного наследника в семье курфюрста Баварии Фердинанда Марии и его супруги Генриетты Савойской.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-26

27. Застройка старого города непонятного возраста:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-27

28. Мюнхен известен ещё одним печальным событием.

К 1938 году фашистский режим в Германии с одной стороны вёл крайне агрессивную политику, а с другой добился полной милитаризации страны. В марте этого года был совершено присоединение Австрии, а уже в сентябре Гитлер затребовал Судетскую область Чехии, где исторически жили немцы.

Главы основных европейских держав Англии и Франции (в лице премьер-министров Невилла Чемберлена и Эдуара Деладье) придерживались политики умиротворения, то есть уступали агрессору, чтобы не допустить войну. Война, к великому несчастью, всё равно началась.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-28

29. Во Вторую Мировую город был сильно разрушен из-за бомбардировок союзной авиации, но педантичные немцы восстановили его с сохранением планировки и среды, поэтому, не зная немецкого, трудно судить о возрасте рядовых зданий.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-29

30.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-30

31. Неопознанное монументальное здание:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-31

32. Теперь переносимся в самое сердце Мюнхена - к Карловским воротам (Karlstor).

Это одни из трёх сохранившихся ворот городских укреплений (всего было пять), существовавших до XVIII века, ещё есть Зендлингерские и Изарские ворота. За ними начинается пешеходная зона «самого центра», а именно Нойхаузерская улица (Neuhauser Straße).

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-32

33. Вид с обратной стороны:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-33

34. Торговый центр Оберполлингер (Oberpollinger) в старинном здании:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-34

35. Гражданский Зал (Bürgersaal) и по совместительству дом иезуитского общества Святой Марии (1709-1710):

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-35

36. Нойхаузерская улица крайне оживлённая, даже в холодный ноябрьский день:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-36

37. Церковь Святого Михаила (1583-1597) в ренессансном стиле прекрасна:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-37

38. А интерьер восхищает ещё больше. Она была бережно восстановлена после разрушения в войну.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-38

39. Двигаемся дальше - тут ещё одно здоровское маньеристское здание на углу с Аугустинской улицей (Augustiner Straße).

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-39

40. Сама эта улица слегка закругляется:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-40

41.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-41

42. Настоящее чудо света - величественная Фрауэнкирхе 1468-1488 годов постройки. Её башни (достроены в 1524 году) имеют в высоту все 100 метров.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-42

43. Старый город Мюнхена - это вообще, можно сказать, сказочная страна, богатая на чудеса. Например, Новая Ратуша на Мариинской площади (Marienplatz). Это высокий модерн, здание строилось в 1867-1909 годах. Все её небольшие детали наверняка добавлялись в начале прошлого века.

Я потерял дар речи, увидев это.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-43

44.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-44

45. Отличительной особенностью ратуш в европейских городах является то, что они и поныне используются по прямому назначению.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-45

46. Старая Ратуша (1470-1475) находится буквально в сотне метров от Новой:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-46

47. Самая старинная кирха города - кирха Святого Петра (закончена в 1368). Именно на этом месте начался Мюнхен.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-47

48. У неё максимально роскошный интерьер, соответствующий важности места:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-48

49. В 1972 году в Мюнхене прошли Олимпийские игры, и они были омрачены страшным терактом. Палестинские террористы захватили заложников в израильской сборной, погибло 17 человек.

Сборная СССР выиграла медальный зачёт, а ГДР и ФРГ заняли третье и четвёртое места.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-49

50. Местный драматический театр (1818):

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-50

51. А вообще красивых зданий здесь не счесть.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-51

52.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-52

53.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-53

54.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-54

55. Больше всего взгляд русского туриста привлекает маньеризм, как класс отсутствующий на пространстве бывшей Российской империи.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-55

56.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-56

57. Кстати, знаменитый Октоберфест проводится именно здесь. Впервые он был проведён 12 октября 1810 года в честь свадьбы принца Людвига и принцессы Терезы. Праздник, включавший в себя скачки, кегельбан и разные другие увеселения так понравился народу, что богачи решили проводить его каждый год. Уже в 1819 году фест принял всеобщий характер, так как к его проведению подключились городские власти.

Теперь это всемирно известное действие, проведению которого за более чем 200 лет существования мешали только войны и эпидемии.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-57

58. Вот и Изарские ворота (Isartor), впрочем, находящиеся относительно далеко от одноимённой реки, на которой стоит город.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-58

59. В регионе, известном по пивоварению и главному в мире пивному фестивалю, обязательно должны быть известные пивоварни. Про Бюргербройкеллер, где фашисты пытались совершить путч, я уже рассказал выше, а теперь - о пивоварне Хофбройхаус (Hofbräuhaus - «придворная пивоварня»).

Прежде всего, ей более 400 лет! Она была основана в 1589 году герцогом Вильгельмом V Благочестивым (ха-ха) и сначала специализировалась на крепком тёмном пиве, а не на традиционном пшеничном Вайсбире. Спустя 250 лет при Людвиге I пивоварня стала общедоступной, а цены на пиво были снижены. В 1897 году для неё было построено нынешнее здание, вмещающее очень много посетителей.

Сюда захаживали Моцарт, Горбачёв, Кеннеди, Ульянов (Ленин) со своей женой Крупской и другие.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-59

60. Вид здания снаружи:

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-60

61. В середине ноября в самом богатом городе Германии уже началась новогодняя атмосфера.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-61

62.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-62

63.

Иногда у меня случаются вынужденные трипы, когда я куда-то еду не по своему желанию, а по необходимости.-63

В следующих двух частях о столице Баварии съездим в дворцовый пригород Нюмфенбург и сходим в музей страдающего Средневековья (и не только его) Старую Пинакотеку.

#мюнхен #бавария #германия #архитектура #история

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.