Нередко героические поступки превращаются в легенды, обрастающие интересными подробностями. Зачастую их трудно проверить. Но это нисколько не умаляет значение геройского поступка. В этом очерке речь идет о полковой разведке и действиях в тылу врага, которые не открыты стороннему наблюдателю. Поход во вражеский тыл 21 февраля 1942г. взвода разведки 879 сп 158 сд Петра Дмитриевича Мильто (1908 г.р.) имеет 3 различных описания, или легенды. И мы можем их сопоставить для полноты картины.
Когда 158 сд направлялась из места выгрузки к линии фронта на Ржевском выступе, 879 полк являлся передовым. В район сосредоточения Загвоздье полк прибыл к 14.00 18 февраля 1942г. От Загвоздья до Холмеца - первой цели предстоящего наступления 12-14 км. Между ними протекает река МолодойТуд (приток Волги), вокруг которой находились немецкие опорные пункты. Для крупного наступления у немцев здесь не было сил, а серьезные вылазки не имели для них большого смысла из-за риски потери коммуникаций и плохих дорог в здешних лесах. Обширную территорию здесь с нашей стороны патрулировал 296 пульбат, но большие пространства можно было бы отнести к ничейной земле. Разведчикам 879 полка необходимо было разведать окрестности и выяснить расположение немецких частей.
Глубокая разведка занятой врагом территории взводом Мильто проходила, скорее всего, вечером 19 февраля. Тогда было выяснено, что д.Васильки заняты фашистами и было принято решение штурме Васильков в ночь 20/21 февраля. Об этом очерк
1.Во второй рейд Мильто ушел в ночь на 21 февраля. По всей видимости это случилось до полуночи, ещё до начала штурма Васильков. Вот как описывает рейд пом.начальника штаба 879 полка по разведке Никита Андреевич Пантелеев (кн."Дважды Краснознаменная" 1977.
"Во время боя за Васильки одна группа разведчиков действовала в этом районе, другая, во главе с П.Д.Мильто была направлена в тыл противника. Наблюдая за противником в светлое время суток, мы установили, что сплошной линии обороны у гитлеровцев нет. Между деревнями, превращенными в сильно укрепленные узлы сопротивлений, нет ни траншей, ни проволочных заграждений. Правда, всё это пространство перекрыто взаимосвязанным артиллерийским и пулемётным огнём, днём его пройти невозможно. Ночью пробраться в тыл противника было тоже не просто: гитлеровцы непрерывно освещали местность ракетами.
Перед отправлением в ночной поиск разведчики (15-16 чел.) тщательно готовились. Не только сами они оделись в белые маскировочные халаты, но и все снаряжение и оружие обернули белой материей. С наступлением темноты группа приступила к выполнению задания. Отлично работали разведчики. Они словно растаяли, слившись со снежным фоном. Даже при свете ракет их не было видно. Несколько километров они двигались ползком в тыл главному опорному пункту немецкой обороны, деревне Холмец. На многих порвались халаты, ватные брюки протёрлись на коленях.
Вспыхнул огонёк. При свете ракеты видны две фигуры немецких солдат. Закурили, поговорили и разошлись в разные стороны. Это подвижной пост противника. Внезапно напасть на них, захватить в плен? Нет, нельзя горячиться. Немцы на опорных пунктах сразу заметят, и разведка сорвётся.
Проползли наторенную дорогу. За ней была зона, непросматриваемая гитлеровцами. Бойцы встали на лыжи и, подгоняемые сильным попутным ветром, помчались глубже, в тыл врага. И вдруг направляющий упал. На него наткнулись остальные. В чём дело? Оказалось, впотьмах разведчики не заметили и налетели на провода телефонной линии.
Разрушив линию связи, а затем ещё пять телефонных линий, разведчики вышли на дорогу, идущую от Холмеца на запад, зарылись в снег и стали наблюдать.
Прошли два грузовика. Разведчики не обнаружили себя. А вскоре послышался треск мотоцикла. В одно мгновение поперёк его пути был натянут провод, и наткнувшийся на неожиданное препятствие мотоциклист полетел в сторону. Вытащив из под коляски стонавшего пассажира - офицера связи с толстым портфелем в руках разведчики уложили его на плащ-палатку и поволокли. Теперь наступило время возвращаться к своим.
Обратный путь оказался гораздо тяжелее. Мешал встречный ветер, бьющий в лицо колючий снег. К тому же надо было тащить "языка", трофеи да ещё разведчик Володя Якимов при захвате мотоцикла повредил ногу.
Не успели они скрыться, как к месту, где был сбит мотоцикл, подошли 2 грузовых машины с солдатами. Поднялась стрельба. Через полчаса разведчиков преследовала уже большая группа гитлеровцев с собаками. Пришлось принять бой.
На небольшой высотке Петр Мильто приказал занять оборону. Хотя гитлеровцев и было чуть ли не в три раза больше, но они шли вслепую, целиком полагаясь на собак, которые всё сильнее рвались с поводков, всё яростней лаяли. С расстояния 50 метров 14 автоматов и один пулемет разведчиков открыли огонь. Разогнавшись на лыжах, далеко не все гитлеровцы сумели залечь и падали под пулями. Умолкли и собаки.
Мильто приказал разведчикам отходить, а сам прикрывал их, перестреливаясь с уцелевшими гитлеровцами. Убедившись. что товарищи в безопасности, он, словно, растаял в пурге, исчез из поля зрения немцев.
Группа благополучно вернулась из поиска. К сожалению, пленный обер-лейтенант по дороге умер. Но документы отосланные в штаб 22 армии. Они дали важные сведения об обороне противника.
За эти документы Мильто получил первый свой орден - Красного знамени. Значимость рейда подчеркивается одинокой записью в ЖБД 879 сп, который весь отличается крайней лаконичностью. В центральном архиве его даже поэтому ошибочно атрибутировали как ЖБД мифического (несуществующего на самом деле) 599 сп 158 сд. Прочитаем её.
21.02.1942 - "Успешная вылазка разведчиков полка под командой к-ра взвода тов. Мильто, захвативших штабную машину с документами." И ни слова о том, что 20 и 21 февраля полк вел яростный бой.
2.Однако причём здесь машина, когда Пантелеев вспоминает о мотоцикле с коляской? Читаем наградное представление Мильто. Они заметно расходится в деталях с рассказом начальника разведки.
"21 февраля командир взвода пешей разведки мл.лейтенант Мильто во главе своего взвода пробрался под перекрёстным огнём в тыл противника. По пути движения было перерезано 7 проводов и один кабель. Подняв панику на автомагистрали в тылу противника, уничтожил со своим взводом 9 убегающих штабных офицеров и захватил штабные документы, а также подбил легковую машину, взял в плен офицера и предателя-русского. Будучи окружен противником, т. Мильто со взводом маскируясь от вражеской авиации, уничтожил до 40 солдат противника и продержался 12 часов на автомагистрали. Выполнив задание и расстреляв офицера и предателя-русского, т. Мильто вернулся со взводом обратно, доставив ценные документы."
Замечу, что 9 штабных офицеров для легковой машины многовато. Они, что ехали в специальном автобусе? Но принципиальное различие у Пантелеева и "наградников" состоит в том, что нач.разведки подчеркивает то, что разведчики старались действовать бесшумно и натягивали провод посреди дороги, а "наградники" упирают на устроенную панику на автомагистрали. Но как раз в шуме разведчики по идее не были заинтересованы.
Наградное представление на Ивана Мироновича Венерцева (1907г.р.), политрука взвода пешей разведки, гораздо более лаконично
"Тов. Венерцев, вместе с командиром взвода разведки т.Мильто, возглавляя разведку зашёл в тыл врага за деревней Холмец, захватил документы штаба немецкой части и доставил их своему командованию. Находясь в разведке тов.Венерцев принимал участие в бою, в котором лично уничтожил 8 немецких оккупантов."
3. Еще одну версию событий излагает М.А. Волошин в книге"Разведчики всегда впереди". В этой версии Мильто из скромного полкового разведчика превращается в человека, выполняющего задание чуть ли начштаба Калининского фронта. В феврале 1942г. Волошин Старший помощник начальника 2-го отделения 2-го отдела РУ Генштаба РККА, начальник РО штаба 39-й армии (июнь 1942 — сентябрь 1945).
"Разумеется, показания одного пленного, даже дополненные личными наблюдениями разведчиков группы Харсекина (39 армия), не могли полностью прояснить картину. Поэтому вскоре был проведен еще один глубинный поиск, на этот раз в полосе 158-й стрелковой дивизии (22 армия).
В соответствии с заранее разработанным планом разведчики, возглавляемые младшим лейтенантом П. Д. Мильто, устроили засаду на дороге, проходившей примерно в шести километрах от передовой. Ставка делалась на захват штабной машины. Поэтому группа беспрепятственно пропускала грузовики и повозки. Но как только показалась легковая машина, младший лейтенант подал сигнал «Внимание!».
Когда автомобиль поравнялся с разведчиками, в него полетела граната. Машина, резко накренившись, остановилась. Казалось бы, все в порядке. Но тут с заднего сиденья грянули выстрелы. Наши солдаты вынуждены были ответить огнем. Два офицера и шофер были убиты. Таким образом, захватить «языка» не удалось. Но в руки разведчиков попали штабные документы и карты, которые рассказали нам немало интересного и важного.
На обратном пути группа была обнаружена. Пришлось вступить в бой с превосходящими силами противника. Но младший лейтенант Мильто проявил незаурядную выдержку, хладнокровие. Он сумел так хитро сманеврировать, что гитлеровцы попали на собственное минное поле. В рядах преследователей возникло замешательство. Воспользовавшись этим, разведчики укрылись в лесу, а затем скрытно перешли линию фронта. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении этого сложного задания, многие из них были награждены. Петр Дмитриевич Мильто первым из разведчиков дивизии получил орден Красного Знамени."
Итак, по сравнению с первым рассказом Пантелеева 2 другие версии добавляют несколько любопытных деталей: 1) пленение предателя-русского; 2) расстрел немецкого офицера; 3) минное поле, на которое попали преследователи; 4) слова" маскируясь от авиации" подтверждают факт массированных налетов немецкой авиации 21 февраля на боевые порядки дивизии и большое внимание немцев к рейду 15-16 разведчиков, 5) наконец, наличие плана по захвату "языка".
Я склонен доверять в большей степени Пантелееву и полагаю, что он что-то умолчал или забыл, но в целом начальник разведки 879 сп наиболее точно описал этот рейд. Что же можно добавить к его рассказу, по моему мнению?
Задачей разведки было добыть ценного "языка", поэтому разведчики караулили его на дороге. На сваленном мотоцикле ехало 3 человека, офицера сопровождал какой-нибудь местный полицай в качестве проводника. Предателя взяли с собой, чтобы он помогал тащить покалеченного офицера. Видимо, разведчики не очень хорошо ориентировались на местности, тем более они тащили пленного и своего пораненого бойца, поэтому их стала настигать погоня. Вряд ли в бою даже из засады они могли уничтожить сразу 40 фашистов, но бой был. Из-за него захваченных врагов пришлось расстрелять. Возможно, преследователи напоролись на минное поле.
В краткой истории 158 сд этот бой описан так. " Против горстки храбрецов было направлено до 2 взводов вражеской пехоты... Организовав круговую оборону, Пётр Мильто действовал попеременно автоматом и ручным пулемётом. Вместе с разведчиком Балабиным он отвлекал основной огонь на себя. Пользуясь непроглядной тьмой и бураном, тов. Мильто приказал бойцам по одному, ползком огибать немецкую цепь и бить фашистам в спину. Манёвр удался блестяще. Огонь с тыла врага посеял среди гитлеровцев неимоверную панику. С боем, последним прорвался сквозь огонь Пётр Мильто." Здесь о минном поле не говорится.
Наконец, дилемма - что остановили разведчики на дороге - мотоцикл или легковой автомобиль. ЖБД 879 заполнялся, возможно, задним числом и был нерегулярным. Штабные работники точно не знали, как точно Мильто захватил ценные документы. Про мотоцикл они не думали и сделали запись в нём про автомобиль. Для наградного представления автомобиль звучит более солидно и доверительно, чем мотоцикл. Тем более в зимних условиях, когда для мотоцикла нужна наезжанная дорога. Также солидно звучит в наградном представлении 9 уничтоженных штабных офицеров, которые закрывают факт расстрела "языка". К тому же, обратите внимание на неувязку, звучащую в рассказе Волошина. - Вроде разведчики идут в т.ч. за "языком", а бросают в автомобиль гранату, которая убивает ценных офицеров. Но в этой версии офицеров 2.
И еще надо упомянуть о бойце Володе Якимове, который повредил ногу при захвате мотоцикла. На самом деле, это Владимир Степанович Якимович (1906-1942). По документам, он погиб 20 февраля 1942 и был похоронен в братской могиле в Васильках. Перезахоронен в братской могиле с.Холмец. На самом деле, Якимович погиб или был смертельно ранен 21 февраля. Похоже, это произошло в этом разведывательном рейде, товарищи не смогли вынести тело Володи с собой. Он был найден с медальоном в р. дер. Бирюлево проектом Ржевский выступ уже в 21 веке. Дата смерти 20 февраля связана, возможно, с тем, что Мильто ушел в тыл врага ещё до полуночи 20/21 февраля.
Также в этой группе был сержант Чуркин Георгий Дмитриевич (1916-1942), который был убит в разведке 21 февраля, не доходя до большака между селами Холмец и Макарово.
Петр Мильто неоднократно получал высокие награды (см. сайт Память народа), был ранен. Летом 1942г. его отправили на курсы усовершенствования при академии им.М.В.Фрунзе. Петр стал в 1944г. начальником разведывательного отдела штаба 51 корпуса.
Буду благодарен за лайки) Хорошего чтения
Душин Олег, Друг Истории