Найти тему

Как я поработал челноком в 90-е. История вторая. Поездка в Венгрию

Челночный бизнес
Челночный бизнес

Во второй половине декабря 1993-го года, я и мой приятель выехали в Москву. Начиналось мое первое большое заграничное приключение. Одеты мы были по моде начала 90-х, то есть во всякий дрянной ширпотреб с рынка. Разве что на мне была относительно неплохая по тем временам кожаная куртка, а вот мой приятель был экипирован похуже. Его куртка выглядела откровенно дешево, и очень хорошо впитывала воду, поэтому без зонта в ней нельзя было выходить на улицу в дождливое время. Правда, тогда мы еще не догадывались, насколько нелепо мы одеваемся, и вообще ничем не выделялись из толпы таких же безвкусно наряженных людей.

Взяли мы с собой дрянные неудобные сумки для товара, американские доллары и немецкие марки, которые сумели накопить за время подготовки к поездке. Набрали каких-то банок с консервированными овощами и прочей ерунды, чтобы не тратить деньги.

Мы приехали на Киевский вокзал, где нас уже ждали три человека. Армейский полковник, пенсионер, бывший шахматный судья и зять моего приятеля, человек деловой и ушлый.

И тут случился первый казус. Мы подходили к поезду, чтобы встретиться с нашими попутчиками, как нам навстречу двинулась толпа, только что сошедшая с другого поезда. На узкой платформе мы сошлись "стенка на стенку".

Как-то так, но без драки
Как-то так, но без драки

Это надо было видеть. Две толпы не хотели друг другу уступать, да и, собственно, деваться было некуда. В результате, меня едва не затоптали и чуть не оторвали ручки у сумок, а мой товарищ просто вытер собой целый вагон, давно не мытый и потому очень грязный, к которому его весело отпихнули.

После такого приветствия, настроение как ни странно немного улучшилось, мы получили необходимый заряд бодрости и сели наконец в поезд.

Ехать предстояло ни много ни мало 36 часов. Мы проехали Киев, Львов, пересекли Карпаты и добрались до Чопа. Билеты у нас были только до этого города. Наш руководитель, родственник моего приятеля, сходил к начальнику поезда, дал ему в лапу долларов и нам разрешили продолжить путь до венгерского города Дебрецена.

Мы перебежали и из одного вагона в другой, причем начальник поезда бежал вместе с нами как сайгак.

Потом была интересная процедура перестановки колес на более узкую европейскую колею. Все вагоны расцепили, и не высаживая пассажиров подняли домкратами на высоту как минимум 1,5-2 метра. Далее, все опустили и сцепили снова.

Замена колесных пар
Замена колесных пар

Мы подъехали к границе. Сначала нам поставили штамп украинские пограничники. Потом поезд пересек реку Тиса. Далее был пограничный городок Захонь. К нам вошел венгерский пограничник и проверил документы. Нам поставили и венгерский штамп.

Мои штампы
Мои штампы

После этого поезд пошел по территории Венгрии. За окном был очень симпатичный ландшафт. Ровные поля, реки и оросительные каналы, будто расчерченные на бумаге. Все это было так непохоже на наши заросшие бурьяном поля, кривые дороги и заболоченные пруды.

Здесь было уже гораздо теплее, чем на территории Украины. Похоже, что Карпатские горы хорошо защищали Венгрию от северо-восточных холодных ветров.

Мы доехали до Дебрецена и сошли с поезда. Здесь даже и не пахло зимой. По ощущениям, было что-то похожее на вторую половину сентября-начало октября.

Дебрецен
Дебрецен

Наша команда добралась до вокзала, где мы купили билеты на электричку до Цегледа. Это был такой небольшой город в центре страны, где нам нужно было сделать пересадку дальше. Венгерская электричка выглядела немного в стиле ретро. Особенно забавными были двери. Они открывались вручную, и вместе с ними механически выезжали раскладные ступени. Зато шел поезд очень быстро и его не шатало из стороны в сторону, как шатает у нас до сих пор на любом направлении. Умеют у них рельсы хорошо укладывать.

В Цегледе мы снова пересели на другую электричку и через 35 километров сошли в городе Кечкемет, где нас уже ожидали.

Цеглед
Цеглед

Надо сказать, что мы ехали не просто так. У нас были приглашения от шахматной федерации Венгрии и по легенде мы были командой шахматистов, едущих на соревнования. Это все конечно для пограничников, чтобы не цеплялись к нам. Они, в общем, и не цеплялись особо.

А в городе Кечкемет нас ждал клиент, местный бизнесмен господин Эрдели, у которого был свой шахматный клуб и что-то вроде пансиона. В качестве товара мы везли ему шахматные часы и книги Бобби Фишера на английском языке.

Кечкемет
Кечкемет

Мы приехали в город и поселились в пансионе у нашего клиента. Товар привезенный нами он оторвал с руками. Наши старшие товарищи дали нам на радостях "по эзеру" (нет, не по морде, а по тысяче форинтов, "эзер" это тысяча по-венгерски).

Я, в отличие от своего приятеля (который не был силен в иностранных языках, как я или его зять) немного подучил венгерский и был в состоянии задать стандартный вопрос. Для этого я всю поездку читал мадьярский разговорник. Это знание очень пригодилось в Венгрии.

Мы с товарищем пошли в супермаркет. До этого дня я еще никогда не был в супермаркетах. Этот магазин был по размерам как хорошая большая "Пятерочка". К хлебному отделу, например, от входа вели следы босых ног, нарисованные на полу. Могу сказать, что в нашем подмосковном городе первый супермаркет появился только в 2005-м году.

Так вот, такого обилия товаров мне еще не приходилось видеть. Магазин был чисто продуктовый и чего там только не было из еды. Мы купили отличный фруктовый чай "Пиквик", кофе "Чибо" и еще всякой ерунды. Цены были нормальные, денег хватило накупить гостинцев для родственников.

Отличный чай, у нас такого и близко не было
Отличный чай, у нас такого и близко не было

Вообще, у меня было несколько интересных наблюдений в этой стране. Венгрия оказалась очень даже развитой и культурной страной, по сравнению с Россией. Здесь не толкались на улицах, не было видно пьяных и бомжеватых людей. Никто не рылся в помойках, люди ездили, пусть и не на БВМ, но хотя бы на "Вартбургах" или "Шкодах". У нашего клиента вообще был "Мерседес".

Вартбург. Почему-то у венгров было много этих гдэровских машин
Вартбург. Почему-то у венгров было много этих гдэровских машин

Улицы были чистые, много старины сохранилось. Мы с приятелем гуляли по городу и забрели на ратушную площадь. Все было красиво и напоминало старую Европу.

Зарплаты у венгров были что-то около 300 долларов в среднем, что очень похоже на зарплату русского человека в глубинке сейчас. А ведь Кечкемет был тоже не столицей, а вполне провинциальным городом в южной части Венгрии. До границы с Сербией было всего лишь 80 километров.

Венгерские женщины на удивление оказались некрасивыми. Просто поразительно, как им не повезло с внешностью. Какие-то непропорциональные лица, какие-то они все конопатые, носатые. В общем, очень на любителя. За всю поездку, мы видели всего четырех симпатичных девушек и две из них оказались украинками.

На следующий день мы отправились на рынок и произвели некоторые закупки. Были приобретены местные дамские сумочки, стереосистема на заказ и еще всякая мелочь, включая венгерское игристое вино "Помпадур". Надо сказать, совершенно замечательное.

На третий день мы выехали из города и двинулись обратно к границе. 240 километров на электричке и мы прибыли в пограничную Ньиредьхазу. По венгерским меркам это был крупный город. И всего в 60 километрах от границы с Украиной.

Ньиредьхаза
Ньиредьхаза

На автобусе мы добрались до рынка. Это был обычный Икарус-гармошка. Когда мы выходили из него на конечной станции возле рынка, повторилась история с игрой "стенка на стенку" на Киевском вокзале. Нам еще не дали выйти из дверей, а в автобус уже ломанулась толпа будущих пассажиров. Еле вырвались оттуда. Я удивился, как это венгры так озверели, но потом понял, что нас атаковали вовсе не венгры, а такие же челноки, как и мы. Из России, Украины, Румынии, Польши.

Этот рынок кардинально отличался ценами от рынка в Кечкемете. Здесь все было еще дешевле. Границы с Украиной, Словакией, Румынией были рядом, торговля шла бойко. Рынок был огромный и достаточно цивилизованный. Мы накупили калькуляторов "Шарп", подарочных наборов для женщин к 8-му марта из колечек, цепочек и кулончиков. Купили еще какой-то ерунды, на оставшиеся деньги. Потом, было решено идти на вокзал пешком, с целью экономии и чтобы не оторвали голову в автобусе. Это был марш-бросок в несколько километров. Никогда не забуду, как я, обвешанный как дед Мороз, с маленькой и большой сумками на плечах, с пакетом, где было 60 калькуляторов в одной руке, и со стереосистемой в другой руке, шел по улице города. И как раз до Нового Года оставалась всего неделя.

Примерно так
Примерно так

На вокзале мы купили билеты на электричку до украинского Чопа. И там же я увидел удивительную картину. Четыре женщины из Дагестана, везли из Венгрии сорок коробок из-под телевизоров "Рубин". Конечно там был какой-то товар, но я не знаю какой. И на вокзале стояла гигантская стена из этих коробок. Я даже не поленился их посчитать. Ровно сорок.

Когда подошла электричка, эти тетки дали прошмыгнуть в дверь одного из вагонов трем-четырем пассажирам, а потом самая нахальная из них заявила, что здесь больше никто не пройдет. И они стали грузить коробки прямо в электричку. Она была купейного типа. Узкий проход и десяток купе по восемь сидячих мест. Все проходы были заставлены этими коробками и пройти мимо них было совсем непросто, а ведь поезд был набит битком пассажирами.

Мы проехали границу и штамп в паспорт нам ставил тот же самый венгерский пограничник. Наверное, он у них всего один был на всю границу.

В Чопе на вокзале пришлось занимать очередь за билетами. Стояли в кассу, сменяя друг друга несколько часов. У местных валютных барыг я купил немного украинских купонов. За три тысячи рублей вышло шестьдесят тысяч купонов. Потом я позвал товарища перекусить в вокзальном буфете, а он сказал, что там надо платить местной валютой. Я показал ему пачку украинских денег и он очень удивился. Ведь на вокзале не было обменного пункта. Как это контрастировало с тем, что мы увидели в Венгрии, где в местном Пошта-банке можно было поменять и марки и доллары без проблем. А тут пограничный город и нет обменников.

Перекусили в буфете какими-то пирожными и попили компота. Больше там ничего не было. Я сразу вспомнил Дебрецен, где мы в одной торговой точке взяли по "торпеде" (рогалик со вставленными в него кусочками салями и кока-колу). Как все это контрастировало.

Мы зря стояли в очереди в кассу, последние билеты у нас увели прямо из-под носа. Тогда наш полковник сходил к начальнику вокзала и раздобыл их каким-то образом. Мы сели на экспресс "Словакия", который шел в Москву из Вены. Уже в купе к нам докопался таможенник, спрашивая, кто мы и что мы. Мы наплели ему, что едем с шахматных соревнований.

"Ага! И каждый везет по телевизору?" - въедливо спросил он.

"Нет!" - сказали мы. "А что тогда везете? А если посмотреть?".

Говори правду! Ты контрабандист?
Говори правду! Ты контрабандист?

Еле отвязались от него. На обратном пути мы прикидывали, сколько удастся заработать. Выходило, что товар можно было сбыть накручивая по 80-100 процентов. Учитывая, что его было у нас не так уж и много на человека в среднем, заработок в общем-то был не гигантский. Правда, удалось съездить за границу и это уже было хорошо. Кстати, наш попутчик, старичок шахматный судья, который объездил еще в советские времена всю Восточную Европу, говорил, что самое выгодное в 80-е годы было возить автомагнитолы. Он накручивал с них цену в 12 раз и имел просто колоссальные деньги.

В конце концов, мы приехали в Москву и взяли большую часть товара себе на реализацию. На вокзале в соседнем городе, где мы делали пересадку, одна бабуля удивлялась, как мы были легко одеты. Мы приехали из Венгрии, где был хороший плюс, в Московскую область, где в этот момент, на католическое Рождество было -20 градусов.

Было не жарко
Было не жарко

Позже мы распродали весь свой товар в течение недели или двух. Деньги правда, почему-то мой компаньон отвез нашим старшим товарищам, а у нас остался кукиш. Нам обещали еще поездку, но как потом сказали, все резко подорожало, особенно проезд и ездить с таким малым количеством товара стало попросту невыгодно.

Только через несколько месяцев мне выдали, наконец, мои деньги, которые, впрочем, я не взял, а получил взамен хороший двухкассетник "Панасоник", который кто-то из наших компаньонов привез из Эмиратов.

Надо полагать, что наши партнеры все это время крутили эти деньги в своих интересах, но мы были не в обиде. Все равно ведь с нами рассчитались.

В общем, за три дня в Венгрии и 72 часа пути туда и обратно, плюс время на реализацию товара, я заработал что-то около 200 долларов, да еще и побывал за рубежом. Это был ценный опыт, о чем я конечно не желаю. Занимайся я этим и дальше, неизвестно еще чем бы все это закончилось. Все-таки челночный бизнес в 90-е был очень опасным.

Спасибо за внимание.