Найти в Дзене
Visotsky Inc.

Классификация предпринимательской деятельности

Оглавление

Есть разные признаки, по которым осуществляется классификация предпринимательской деятельности . В статье разбираем их, а также описываем разные виды предпринимательства.

Понятие и сущность предпринимательской деятельности

Предпринимательской называется деятельность по производству, продаже товаров или оказанию услуг, которая осуществляется частными лицами (предпринимателями) или юридическими (коммерческими организациями) с целью регулярного получения прибыли. Отсюда — признаки предпринимательства:

  • Самостоятельность на всех этапах развития. Имеется в виду имущественная (наличие имущества, средств для осуществления работы) и организационная (возможность самостоятельно принимать решения по выбору вида деятельности, организационно-правовой формы и пр.).
  • Риск. Предприниматели в любых условиях (в том числе неопределённых, неблагоприятных) действуют на свой страх и риск, не зная, получат ли они прибыль или убытки, если примут то или иное решение. Экономисты выделяют и виды рисков в предпринимательстве. Среди них: производственный (могут расти издержки, налоговые ставки), коммерческий (риск падения продаж, роста закупочных цен на сырьё, транспортных расходов). Также выделяется финансовый риск, когда предприниматели берут займы в банках.
  • Ориентация на систематическое получение прибыли. Согласно определению понятия предпринимательства, прибыль и является основной целью такой деятельности. Другое дело, что, если предприниматель хочет построить успешный бизнес, он не должен ориентироваться только на неё. Основной целью любой компании должна быть польза, которую она принесёт как можно большему количеству людей. Но прибыль позволит достичь поставленных целей быстрее.
  • Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности. За осуществление деятельности без регистрации законодательством предусмотрена ответственность.

Сущность предпринимательской деятельности — в производстве товаров и услуг, ценных для потребителя и выгодных для производителя. Правда, для того чтобы выбрать свои продукты из всего многообразия, а затем успешно работать, предпринимателю необходимо постоянно проявлять предприимчивость. То есть быть новатором, извлекать пользу из любых, даже самых сложных ситуаций, проявлять недюжинные волевые качества, руководствоваться интуицией и т. д.

-2

Принципы предпринимательства

С учётом целей и признаков выделяют следующие принципы предпринимательской деятельности :

  • Экономическая самостоятельность. В работе предприниматель руководствуется только своими решениями, целями, интересами. Правда, он принимает эти решения с учётом действующего законодательства и сложившихся условий.
  • Плановость. Чтобы работать эффективно, в предпринимательстве важно разрабатывать краткосрочные и долгосрочные планы, прогнозировать, как сложатся события, иметь решения на случай, если они будут неблагоприятны.
  • Ответственность. Здесь речь идёт и об ответственности за нарушение законодательства, и об ответственности перед своими потребителями и необходимости предоставлять качественный продукт. Также есть такое понятие, как социальная ответственность бизнеса.
  • Ориентация на запросы потребителей. С учётом этих запросов предприниматель разрабатывает свой продукт, а затем совершенствует его, планирует свою работу.
  • Творческий поиск и инновационность. Залог успеха предпринимательской деятельности в том числе в регулярном отслеживании рыночной ситуации и поиске новых решений и идей относительно доработки продукта, расширения рынков сбыта, организации работы и т. д., ведь предприниматель — это новатор.
  • Мобильность. Этот принцип сводится к оперативному реагированию на любые изменения на рынке.
  • Использование конкурентных преимуществ. В своей деятельности предприниматель делает ставку на уникальные характеристики своего товара, выгодно отличающие его от аналогичных.
  • Деловая этика. Предприниматель придерживается правил поведения в деловой среде, моральных принципов.
  • Экономическая заинтересованность. Сама деятельность осуществляется ради получения прибыли.
-3

Функции предпринимательской деятельности

Выделяют несколько функций:

  • Общеэкономическую. Предприниматели выступают субъектами рынка, которые производят продукты и доводят их до конечных потребителей.
  • Ресурсную. Развитие предпринимательства невозможно без эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов, в чём прежде всего заинтересован собственник бизнеса.
  • Организаторскую. Предпринимателю важно самому организовать собственное дело, а затем самостоятельно принимать важные решения, развивать бизнес.
  • Новаторская. Предпринимательство предусматривает поиск новых идей в производстве, продвижении товаров, привлечении ресурсов и т. д. Это объясняется тем, что сама предпринимательская деятельность ассоциируется с динамикой, постоянным совершенствованием всех процессов, без которых невозможны удовлетворение потребностей общества и максимизация прибыли.
  • Социальная. С одной стороны, она предполагает, что предпринимателем может стать любое дееспособное лицо, обладающее нужным набором качеств, с другой — что развитие предпринимательства создаёт новые рабочие места, повышает качество жизни сотрудников, особенно если их заработная плата тоже растёт.
  • Творческая. Важно всё время придумывать новые идеи производства, упаковки, продвижения продукта. Также нужно находить новые решения, чтобы ещё быстрее достигать поставленных целей.
  • Политическая. Относится, скорее, к среднему и крупному бизнесу и предполагает взаимодействие с исполнительной властью страны на определённом этапе развития, для того чтобы ещё быстрее развиваться, решать совместно проблемы общества и пр.

Некоторые авторы выделяют ещё и личностную функцию. Она заключается в том, развиваясь, предприниматель реализуется как личность.

Объекты и субъекты предпринимательской деятельности

В широком смысле объекты предпринимательской деятельности — это всё то, чем занимается предприниматель. Например, изготовление и продажа товаров, оказание услуг, консультирование и т. д. То есть это выбранные им и не запрещённые законодательством виды деятельности.

В узком смысле объектами предпринимательства будет выступать всё, что может принести прибыль:

  • Имущество, причём как недвижимое (здания, земельные участки, сооружения), так и движимое. К последнему относятся деньги, ценные бумаги (облигации, векселя, акции).
  • Продукты деятельности — товары и услуги, с помощью которых предприниматель может получать прибыль.
  • Информация. Данные о лицах, бизнес-процессах, которые могут быть использованы.
  • Результаты интеллектуальной деятельности — изобретения, промышленные образцы, программные продукты, базы данных и пр.

Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические и юридические лица, которые могут её осуществлять. В частности это: индивидуальные предприниматели, некоммерческие и коммерческие организации (акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и т. д.).

Возможна и классификации субъектов предпринимательской деятельности. Так, по экономическим показателям они могут быть малыми, средними и крупными, а с учётом источника капитала — национальными и иностранными.

Также выделяются признаки субъектов предпринимательской деятельности, к которым относятся правосубъектность, имущественная ответственность и другие понятия. Ещё один важный момент — легитимация. Она предусматривает запрет на занятие предпринимательством без регистрации.

-4

Виды предпринимательской деятельности: основные классификации

Предпринимательство классифицируется по разным признакам.

  1. По форме собственности

Встречается:

  • Частное предпринимательство — осуществляется предпринимателями ( ИП ) или организациями.
  • Государственное — ведётся от имени предприятия, основанного уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления (тогда это муниципальное предпринимательство). В отличие от частного, имеет не только коммерческие цели, но и социальные (задача — решить какие-то проблемы в обществе). Образуется за счёт средств из госбюджета, а также национализации частных предприятий.

Могут выделяться другие виды, например, созданные религиозные организации, разные объединения, фонды.

2. По праву собственности

Предпринимательство классифицируется следующим образом:

  • Индивидуальное — ИП или юридическое лицо.
  • Общее. При этом может быть долевая собственность, когда есть несколько владельцев, которым принадлежат разные доли в бизнесе, и бездолевая. В последнем случае у компании есть несколько собственников, между которыми установлены доверительные отношения (чаще всего это семейный бизнес).

Из этого следует другой признак.

3. По количеству собственников

Деятельность может быть:

  • Индивидуальной, в том числе семейной (в этом случае собственностью владеет одно физическое лицо).
  • Коллективной, партнёрской (есть несколько субъектов).

Надо ли говорить о том, что имущество у них может быть в долевой или совместной собственности.

4. С учётом законности

Бывает:

  • Законное предпринимательство — осуществляется в соответствии с законодательными нормами.
  • Незаконное — это деятельность без регистрации или с нарушением её правил (когда ещё не собраны все документы либо когда в ней отказали, а предприниматель всё равно работает). Сюда же относится деятельность без лицензии и с нарушением правил лицензирования.
  • Лжепредпринимательство. Оно наблюдается, если организуется или реорганизуется коммерческая организация ради получения выгоды (оформления кредитов, освобождения от уплаты налогов).

За незаконное и лжепредпринимательство предусмотрена ответственность.

5. По направлениям деятельности

В зависимости от этого признака предпринимательство классифицируется как:

  • Производственное. Сводится к изготовлению товаров или оказанию услуг.
  • Коммерческое — продажа, торгово-посреднические услуги.
  • Финансовое — организация кредитных учреждений, страховых, аудиторских, деятельность фондовых бирж.
  • Консультативное. Предполагает предоставление консультаций по самым разным вопросам (регистрация компаний, управление, внешнеэкономическая деятельность и пр.).
  • Социальное — это запуск стартапов, которые способствуют решению социальных проблем

6. По территориальному распространению

Бывает:

  • Местное. Осуществляется на местном уровне. Обычно это малый бизнес, работающий на определённой территории.
  • Региональное. Деятельность в рамках региона.
  • Национальное. Работа на территории отдельного государства.
  • Международное. Предполагает сотрудничество компаний из разных стран.

Некоторые авторы отдельно выделяют мировое предпринимательство, предполагающее работу на мировом рынке.

7. По статусу

Есть:

  • Малый бизнес. ИП и компании со штатом до 100 человек и доходом до 800 млн руб. в год.
  • Средний бизнес . Численность персонала до 250 человек, доход до 2 млрд руб. в год;
  • Крупный. Соответственно, в таких компаниях штат и доход ещё больше.

Отдельно могут выделяться ещё и микропредприятия — ИП и компании со штатом до 15–20 человек.

8. По темпам роста

Бывают:

  • быстроразвивающиеся и медленно развивающиеся предприятия;
  • высокоприбыльные и низкорентабельные.

Также можно классифицировать их на низкорисковые и высокорисковые.

9. По типу инновационной политики

Возможна:

  • творческо-поисковая;
  • продуктивная;
  • революционизирующая.
  1. По типам организаций

Есть:

  • простые;
  • сложные предпринимательские структуры (к ним относятся холдинги, концерны, ассоциации, корпорации и пр.).

Выделение таких организаций позволяет классифицировать предпринимательскую деятельность по организационно-экономической форме.

10. По срокам деятельности

Могут быть:

  • постоянно действующие;
  • временные (такие организации создаются, чтобы решить какую-то проблему).

11. По организационно-правовой форме

Есть:

  • товарищества;
  • акционерные общества;
  • кооперативы.

Выводы

Предпринимательство — это деятельность, предполагающая изготовление товаров или оказание услуг и направленная на систематическое получение прибыли. У неё есть ряд принципов (экономическая самостоятельность, плановость, ответственность, инновационность, мобильность, заинтересованность в прибыли и пр.) и функций. Среди них: организаторская, общеэкономическая, ресурсная, социальная, творческая и политическая.

Надо сказать, что экономисты выделяют субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Соответственно, ими выступают физические и юридические лица и виды деятельности, которыми они занимаются, а также всё, что они используют в работе. Возможна и классификация предпринимательской деятельности по разным признакам. Например, по форме и праву собственности, количеству собственников, направлениям деятельности и срокам, статусу, организационно-правовой форме и т. д.

Подписывайтесь на канал и регистрируйтесь на бесплатный мастер-класс Александра Высоцкого по систематизации бизнеса.