Я не стал дожидаться перевода, и одолел третий том саги на языке автора. Перевод, кстати, в итоге вышел в июне этого года, но было уже как-то несолидно переключаться на русский вариант.
Не могу сказать, что финал эпопеи прям вот разочаровывает, но он как-то не слишком отвечает ожиданиям. С одной стороны, в грубом приближении историю мира поясняют, с другой - в деталях, во многих деталях дьявол решил не копаться. Всё же это в первую очередь литературное произведение, а не тщательно описанный сеттинг для настольной RPG.
Но и к литературной части есть претензии. Нет, написано достаточно легко и динамично, и, кстати, если ко второй части до сих пор никто не понял, почему отдельные главы написаны со странной перспективы - во втором лице единственного числа - то тут уж точно поймёт. Но в ряде случаев нарисованная автором картинка получается уж слишком странная.
Собственно, описание событий, приведших к чудовищной геологической нестабильности мира Спокойствия, составлено из разного рода слишком сомнительных допущений. Ну, скажем, представить себе высокотехнологичное общество, которое способно на геноцид по причинам, близким к суеверной опаске, которую вызывают рыжие, я ещё могу. То, что такое общество способно на достаточно аморальные формы эксплуатации, опять же можно себе представить (вообще вся эта история с обыгрыванием многократно повторенной фразы Life is sacred in Syl Anagyst наверное, единственная, которая может тянуть на звание "вот это поворот!"; в целом повествование лишено резких движений). Вместе эти два допущения уже плохо сочетаются, но допустим. Дальше уже сложнее.
Зачем эта цивилизация создаёт биороботов со способностями, заметно превосходящими способности человека, именно по образу и подобию генодицированных рас? Зачем оно не снабжает их чем-то вроде трёх законов, позволяющих надёжно держать такие создания под контролем? Что вообще в голове у этих существ, если фактически за один день и один визит на фабрику Сойлент Грина превращает их из послушных орудий в машины убийства? Да, кстати, один из комментаторов на fantlab это точно заметил: герои эпопеи в принципе склонны к максимально деструктивному решению проблем, причём деструктивному в плане collateral damage, сопутствующих жертв. Психологию подросткового максимализма Джемисин представляет себе хорошо и описывает её реалистично; проблема в том, что она явно считает такое поведение правильным.
В общем, "Каменное небо" порождает слишком много "зачем", логически странных решений, которые просто нужны автору по идейным соображением. Всё-таки основная идея книги оказалась в повесточке, просто это не про феминизм, а про BLM. Любопытно, что автор сконструировала мир, в котором угнетению подвергается раса, во-первых в принципе постоянно спасающая цивилизацию от внешних угроз, а во-вторых заметно превосходящая биологически своих угнетателей. Ну то есть картина больше похожа не на ситуацию с чёрными рабами, а на какой-нибудь Detroit: Become Human и прочие истории про андроидов и двухсотлетних людей и их права.
И тем не менее я думаю, что всю трилогию стоит прочитать. Она, как уже говорилось, написана вполне неплохо и хорошо переведена (я весьма проникся уважением к работе, которую проделала переводчица Н.Некрасова, терминологии в саге выше крыши). И всё же интересна. Собственно, две первые книги интрига разворачивается весьма захватывающая, ну а без какой ни есть развязки остаться будет никак невозможно.
Но вот на главный вопрос: достойна ли была книга премии "Хьюго", да не одной, а трёх подряд, я для себя ответить так и не смог. Особенно третья часть оставила в этом изрядные сомнения.