Возвращаюсь к центральной теме христианства: теме воскресения мертвых - воскресения в теле. Христианство - революционная религия, которая разоблачила обман и самообман язычников, и в лице Сына Божия, Иисуса Христа установила неведомое раньше, немыслимое понимание - воскрешение человека в новом теле.
Продолжение жизни в христианстве мыслится не в некоей автоматической неистребимости души (как считали язычники), а в воскрешении человека в теле - которое наступит, согласно пророчеств, при Втором пришествии Иисуса Христа, когда воскреснут многие (хотя и не все еще). Но о том, как все это будет, о воскресении людей из мертвых в конце времен - мы поговорим отдельно. Эту тему, кстати, мало кто понимает, зато вокруг нее - очень много неоправданной, ненужной путаницы. И мы внесем ясность из простого, ясного и совершенного учения Священного Слова.
Но сегодня мы займемся другим - теми исключительными, хотя и многочисленными, случаями, когда люди уже обрели "воскресение и жизнь" - и не в некоем духовном смысле, не через "естественное" бессмертие души, а через то, что Слово называет "лучшим воскресением". Речь идет о тех избранных, которые получают новые и нетленные тела, «и так всегда с Господом будут». Это – особое воскресение, или, как называет его автор Послания к Евреям «лучшее воскресение» (11:35).
Книга Послание к Евреям в своем обзоре мучеников Ветхого Завета говорит следующее:
«… иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.» (Евр.11:35-38)
В 11-ой главе автор Послания к Евреям говорит только о героях веры, а не о каких-то грешниках. Тем не менее, кажется, что он определяет мучеников в особую категорию, которая получит лучшее воскресение. Ранняя церковь под выражением «лучшее воскресение» имела виду особое благословение, дарованное Богом для тех из Его детей, кто умирает как мученик. Лучше воскресение - это даже не спасение, не благословенное воскресение во время Второго пришествия Иисуса Христа, которое будет даровано всем добрым христианам. Это - нечто еще лучшее.
Мученикам за дело Христово оказана большая честь. Иисус сказал: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.» (Мф.10:39). Ранние христиане в общем понимали это так, что мученики обретают непосредственный и немедленный доступ к жизни вечной, право на «венец бессмертия».
Среди документов Ранней, до-константиновской Церкви - есть огромное количество документов, раскрывающих учение ранних христиан, которые верили, что все умершие во Христе (в вере) - спят, блаженно покоются душой в ожидании воскресения в теле - которое приходит в конце времен, во время Второго пришествия Иисуса Христа. И только святые мученики наделяются немедленной сознательной жизнью в новом, прославленном, бессмертном теле. Примеров тому множество, и исключений из этого понимания в Ранней Церкви не существует. Приведу несколько примеров из многих десятков, которые представлены в моей книге "Откровение мучеников". Кстати, книгу эту очень рекомендую, у меня еще осталось несколько копий, могу вам прислать, если напишите в личку. Здесь же приведу лишь некоторые примеры:
Святой епископ Игнатий, умерший мученической смертью, предстал, согласно Преданию, перед своими учениками в видении и рассказал им о том, что Бог даровал ему новую жизнь, и что он встретил в Небесном Иерусалиме других мучеников, которых воскресил Господь. Кроме мучеников он других христиан на Небе не видел. [1]
Один из самых авторитетных историков Ранне-христианской церкви д-р Рамсэ прямо говорит: «Эти люди (мученики) были «святыми» ранней Церкви, которая и полагала, по крайней мере в первые два столетия, что только мученикам давалось видение Христа тотчас после смерти».[2]
Тертуллиан был одним из первых Отцов Церкви, кто дал богословскую оценку происходящему во время мученической смерти - как немедленному воскресению в прославленном теле, в сравнении с покойным сном души других добрых христиан. [3] Согласно Тертуллиана, мученики оживают и попадают в присутствие Христа сразу же после смерти, тогда как другие умершие нисходят в подземное царство (шеол), в котором их души ожидают до дня воскресения:
«В Раю, - скажите мне вы, - куда уже переселились патриархи и пророки из могил, там, вместе с другими Господними воскресшими вы себя хотите видеть. Но что же тогда относительно той части Рая, которая была показана Иоанну в Духе, где он увидел находящиеся под жертвенником, и ни какие иные души, а лишь души самих мучеников, пострадавших за Христа? Как же это так, что наиболее героическая мученица Перпетуя, в день своих страданий, в откровении, которое ей было дано о Рае, увидела только лишь таких же как и она мучеников? Потому что меч, охраняющий вход туда, не позволял никому, кроме тех, кто умер по примеру Христа, а не как Адам, приблизиться к тому месту. Если вам предстоит расстаться со своей жизнью ради Бога, по предопределению Утешителя, и если произойдет это не от обычной лихорадки, и не на мягкой кровати, а в острых тисках мученической смерти, - то вы должны возложить на себя свой крест и нести его по следам вашего Учителя так, как Он Сам лично будет наставлять вас. Есть лишь один ключ, - и к нему не существует дубликата, - чтобы отворить врата Рая - это кровь вашей собственной жизни. В вашем распоряжении наставления, полученные от нас (под названием «О Рае»), в которых мы убедительно показали вам уже, что каждая душа пребывает на безопасном хранении в могиле до Дня Господня».[4]
Можно ли сказать яснее? Можно ли ближе приблизиться к ясному и простому пониманию Слова Божия и Деяний Божих, чем величайший отец Ранней церкви Тертуллиан? Пониманию, которое разделяли все отцы Ранней церкви, пониманию, которому они учили простых верующих.
А простые верующие в те времена, как и в нынешние, находились под сильным влиянием современных им философий и веяний. Большинство христиан Ранней церкви жило на территории Римской империи, в которой доминировали греческие взгляды о естественном бессмертии души и об автоматической и сознательной жизни души после смерти тела. Таким образом у ранних христиан (как и у нынешних, было большое искушение думать, что все души умерших во Христе получают свою немедленную награду - жизнь. Сегодня примерно так же верят большинство христиан. И с этим, усвоенным от язычников пониманием, боролись отцы Ранней церкви.
«Тертуллиан утверждал, что мученики отправились прямиком в рай для получения своей награды, и их души – единственные, кому позволено это сделать... Страдания мучеников были настолько велики, что вскипающее чувство справедливости Тертуллиана не видело для них ничего иного, кроме немедленной награды. Остальные же души отправились в свои могилы (в преисподнюю), чтобы ожидать там.»[5]
Тертуллиан пишет: «Вера христианина выхватывает его из пасти диавола; своим же мученичеством он повергает на землю врага своего спасения. По вере христианин избавлен от диавола, мученичество же представляет его достойным венца безупречной славы над его головой.»[6]
Вместе с другими ранними христианскими богословами Тертуллиан однозначно утверждает, что воскресение во плоти является наиболее благословенным обетованием и деянием Иисуса Христа. «Его (Тертуллиана) чувства, пробужденные в нем примерами мученической смерти, сформировали многие его писания, включая и те, которые наиболее конкретно развили теологию воскресения во плоти. Наиболее существенные его труды относительно этого вопроса, такие как «О плоти Христа», «О душе» и «О воскресении во плоти»... Через эти, полные страсти, трактаты, написанные на великолепном латинском языке, христиане видели теоретическую связь между кровью мучеников на аренах и их собственным воскресением во плоти».[7]
Киприан тоже верил, что мученики каким-то образом сразу отправляются в Рай, в то время как все остальные умершие христиане спят в своих могилах, ожидая возвращения Христа. Двумя столетиями позднее, великий Августин утверждал, что в отличии от других христиан, мученики сразу же переносятся в присутствие Христа. Души спасенных верующих спят в могилах (шеоле) - они достигли спасения и покоятся до воскресения; неверные же остались без надежды. Мертвым, в общем-то, ничего не известно о живых. Исключение составляют - мученики.[8]
Выводы
У меня нет никаких оснований противоречить святым отцам Ранней церкви. Да, позднее, с прекращением открытых гонений на христиан и мученичества, постепенно начнет меняться это раннее понимание смерти и жизни. Греческий дуализм, утверждающий безоговорочную ущербность всего "материального", восторжествовал и в Церкви, где популярной стала идея о немедленной сознательной и даже деятельной жизни всякой души после смерти тела. Одни мучились в аду, другие наслаждались Раем. Спящих душ фактически не осталось.
Апостолы и ранние отцы церкви предупреждали, чтобы христиане не поддавались этому греческому соблазну, уходящему корнями в язычество. Серафим Саровский также писал о забвении учения о воскресении в теле как о главной ереси современных ему иереев церкви. Я никого ни в какой ереси обвинять не смею, но лишь напоминаю читателям Открытой Семинарии о некоторых незаслуженно забытых истинах, которые не в малой степени определяют нашу жизненную позицию.
Тему не закрываю - в ней масса интересных деталей, открытых в словах Иисуса Христа, развитую в посланиях святых апостолов и выраженную в трудах отцов Ранней церкви. Например, еще Иисус Христос открыл Иоанну, Своему любимому ученику, что для него Он сделает некоторое исключение: Иоанн не умрет, как мученик, но получит немедленное продолжение жизни - награду мученика. Это значит, что и некоторые другие святые люди Божии в дальнейшей истории могли получить и получили "лучшее воскресение".
Много здесь есть важных и интересных моментов, не до конца понятых ни православными ни протестантами, ни католиками. Только в Слове представлена вся истина - представлена ясно и четко. И не видим мы этого по двум причинам (1) мы не изучаем Слово, и (2) мы чересчур подвержены влиянию премудрости (философии) века сего. И не сверяем эту премудрость с Писанием. Но я еще продолжу эту тему, хотя она неудобна (я это прекрасно понимаю) ни для протестантов, ни для православных.
Завершить статью хочу словами апостола Павла:
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. 1 Фессалоникийцам 4:13-14
[1] Доникейские Отцы, т. 1.
[2] Ramsey, 123.
[3] Под кондиционализмом в богословии обычно подразумевается позиция, в которой бессмертное бытие и бодрствование души не рассматриваются как безусловная прериготива души, но находятся в зависимости от Бога и Его решения.
[4] Tertullian, De Anima, 55.
[5] Кровь мучеников.
[6] Tertullian, Scorpiace 6.
[7] Salisbury, 112.
[8] Августин пошел еще дальше, заявляя, что верующие могут быть еще более очищены, пребывая в своих могилах, и быть усовершенствованы за время своего пребывания в покое. Он также полагал, что мертвым могут помочь молитвы и дары со стороны живых. Церковь должна молиться за крещенных умерших. Град Божий 22.17-22. Однако в своих исследованиях я не намерен покидать хронологические пределы десяти гонений, которые пришли к своему завершению в 315 году.