Известно, что знаменитого художника и писателя долгое время связывала крепкая дружба. Познакомились они в Москве, когда Чехов приехал поступать в медицинский институт. У писателя и художника было много общего. Они родились в один год и пользовались популярностью у дам. Все было хорошо, пока дружеские отношения не разорвал опубликованный рассказ Чехова "Попрыгунья", который послужил "яблоком раздора" между художником и писателем.
А.П. Чехов был знаком с Софьей Петровной Кувшинниковой.
"Это была женщина лет сорока, некрасивая, со смуглым лицом мулатки, с вьющимися темными волосами... и с великолепной фигурой..."- такой увидела ее писательница Т.Л. Щепкина-Куперник "Она была очень известна в Москве, да и была "выдающейся личностью", как было принято тогда выражаться"
С.П. Кувшинникова родилась в Москве, в семье чиновника. В юности увлеклась живописью. Ее работы часто участвовали в выставках Московского общества любителей художеств. В 1888 году одну из ее картин, "Интерьер церкви Петра и Павла в Плесе", приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей галереи. В Третьяковской галереи можно увидеть несколько картин художницы.
Кувшинникова была замужем за полицейским врачом. У нее был литературно-артистический салон, который посещали многие знаменитые личности, известные писатели и художники. Однажды Чехов привел туда своего друга художника. Левитан был красив и влюбчив, Софья Кувшинникова стала одним из серьезных увлечений мастера кисти. Несмотря на разницу в возрасте, у них начались романтические отношения. Вот как о Левитане говорил А.П. Чехов:
"Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал. Левитан был неотразим для женщин, и сам он был влюбчив необыкновенно... Ему ничего не стоило встать перед дамой на колени, где бы он ее ни встретил, будь то в аллее парка или в доме на людях..."
Софья Кувшинникова стала ученицей Левитана и под предлогом уроков живописи, часто уезжала со своим возлюбленным на Волгу- на этюды. Супруг художницы-любительницы обо всем догадывался, но закрывал на это глаза.
А.П. Чехов будучи близким другом художника, знал все подробности. Эта история любви вдохновила писателя на создание рассказа "Попрыгунья". Изменив имена героев и возраст главной героини, Чехов опубликовал свое произведение. В главных персонажах сразу же узнали Кувшинникову и Левитана, а рассказ назвали "пасквилем". В остальных персонажах многие узнали посетителей салона Кувшинниковой. Кроме этого, в рассказе использовались любимые выражения Софьи Петровны. Сам писатель отшучивался и говорил:
"Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж и красива и молода"
Общество, которое окружало Левитана, все время "подливало масло в огонь", сравнивая его и Кувшинникову с чеховскими героями. Из-за этого дружественные отношения художника и писателя надолго прервались. Ходили слухи, что Левитан хотел вызвать Чехова на дуэль, но все-таки это оказалось легендой.
Помирить бывших друзей, удалось писательнице Т.Л. Щепкиной-Куперник. Однажды она заехала в мастерскую Левитана. Художник рассказал, как ему плохо от разрыва с Антоном Павловичем. Тогда Щепкина-Куперник предложила ему вместе поехать в Мелихово. На крыльце усадьбы она заставила писателя и художника пожать друг другу руку. Наутро Левитан уехал, оставив записку, в которой он написал, что очень рад, что их дружба возобновилась.