От этого и нужно плясать.
Я не знаю, когда это началось, но в любом случае, раньше было лучше. Особенно в третьем веке до нашей эры, когда никому ничему не обязан.
Если посмотреть современные учебники за 7-9 класс, по которым занимаются школьники-подростки, то можно увидеть, что учебники даже для этого возраста буквально на каждой странице имеют иллюстрации. И это уже нормально.
Школьники плохо воспринимают текст, который не иллюстрирован.
Наверное, именно поэтому им очень тяжело читать длинные произведения по 500-700 страниц, которые в свое время были по силам даже для четвероклассника.
Я не знаю, почему такое произошло, но, мне кажется, это веяние эпохи.
Вот, к примеру, взять Интернет. В начале нулевых Интернет читали, с конца нулевых Интернет стали рассматривать (в виде картинок), сегодня Интернет - это в большей части видео. Идет упрощение передачи информации.
И мы подсели на это упрощение.
Представим, что где-нибудь создали приложение для смартфонов под названием ЧикЧок, в котором бы транслировались в виде бесконечной ленты короткие смешные, познавательные, научные, житейские, бестолковые короткие тексты.
Была бы аудитория у такого сервиса? Конечно, была бы. Но в десятки раз меньше, чем у сервиса коротких видео ТикТок.
И вот, значит, наши школьники, которые относятся к поколению, которому нужна наглядность.
Я много раз видел, когда школьникам пытались донести информацию при помощи слов и предложений в виде презентации ПоверПоинт.
Школьники зевали. Им реально сложно воспринять эту информацию. Так зачем же их мучить?
Они не виноваты, нужно под них подстраиваться. Также, как и под многих взрослых, которым также тяжело воспринимать текст.
***
Когда я работал в школе, то меня всегда удивляло, зачем презентации для объяснения материала перегружены текстом. Схема, таблица, картинка - вот основные элементы нормальной презентации.
Учитель не должен читать, он должен рассказывать, опираясь на эти иллюстрации.
Однажды я проводил эксперимент - вместо того, чтобы просто рассказывать школьником об истории Санкт-Петербурга на основе учебника, я принес свои фотографии Санкт-Петербурга (которые я делал с учетом того, что буду показывать на уроке). Показывал фотографии на стене в кабинете и рассказывал - не книжным языком, а своим.
И они всё запомнили.
Не может ученик одновременно смотреть в текст и слушать объяснение учителя. А вот смотреть изображение и слушать - это легко.
Последние лет 7 я вообще старался не брать презентации из Интернета, а если и брал, то обязательно их перерабатывал, удаляя совершенно ненужный тест (особенно с первых слайдов).
Это связано с тем, что учителя в большинстве случаев сами составляют презентации для открытых уроков, потом эти презентации они выкладывают в Интернет. Но эти презентации не для детей, а для комиссии. И там важна "правильность" с точки зрения организации урока. А эффективность использования презентации уходит на последнее место.
Урок без наглядности по своей эффективности гораздо хуже. Даже раньше учителя старались принести на урок плакат, карту, схему, какие-то иллюстрации.
Сегодня возможностей больше, если класс оборудован для использования средств мультимедиа. И этим нужно обязательно пользоваться.
Не нужно гнуть свою линию, мол, вот раньше были дети ... Нужно подстраиваться под современных детей.
***
В 90-е годы в американских фильмах я видел эпизоды, когда американские дети "тащатся" по комиксам.
В наших детских и подростковых журналах иногда публиковали небольшие комиксы, типа: "Приключения Мурзилки", но комиксы я всегда пролистывал, так как они вообще никак не "заходили".
Из-за этого я и удивлялся - почему же комиксы пользуются такой популярностью в США.
Как-то однажды дети попросили купить им комиксы "Гравити Фоллз".
- Чисто ради интереса, - пояснили они.
Купил чисто ради интереса.
Попробовал сам почитать - не смог. Дети, конечно, прочитали. Они смогли.
Между прочим, эта тема "Гравити Фоллз" очень популярна среди детей, так как основной учебник под номером 3 имеет максимально ориентированное на детей оформление.
Даже мне книга показалась довольно забавной.
Я так думаю, если бы много лет назад мне сказали: "Будешь читать похождения бравого гасконца или вот эту книгу с американским сюжетом?", то я бы наверняка сказал "Дайте две!".
Но таких книг, к сожалению, в моем детстве не было. Или к счастью, не знаю пока еще.