Всем привет! На связи Евгений Костин.
Скоро начнётся новый учебный год, и мы поговорим сегодня на тему обучения, только не просто школьного, а музыкального. Многие родители мечтают о том, чтобы их дети научились играть на музыкальном инструменте. Многие дети и сами об этом мечтают, и вовсе не обязательно под влиянием родителей.
А кто сказал, что музыке можно учиться только в детстве? Нередки случаи, когда и взрослые люди хотят освоить новый инструмент. В наше время существует огромное множество разных способов обучения, гораздо больше, чем 15-20 лет назад. Это позволяет выбрать любой понравившийся способ, но выбор не всегда прост.
Я написал эту статью как раз для того, чтобы помочь тем, кто сейчас находится перед таким выбором. А с теми, кто свой выбор уже сделал, хотелось бы обсудить его причины и следствия.
Итак, давайте разберёмся в основных способах обучения музыке: что они собой представляют, какие у каждого из них плюсы и минусы.
Самообразование: книги, самоучители, видеоуроки, мастер-классы
Этот вариант, наверное, самый простой и доступный: достаточно нужных книг, хорошего контента в интернете и, конечно же, самого инструмента. Благо, сейчас бесплатных видеоуроков много, самое важное – найти хорошего онлайн-учителя, который вызывает доверие, доступно показывает и объясняет и отлично играет сам.
У старших поколений такой возможности не было, поэтому самообразование проходило только по специальным книгам, не считая, конечно, консультаций более опытных товарищей и знакомых музыкантов.
Плюсы самообразования:
+ Свободный график занятий, который обучающийся выбирает сам;
+ Экономичность: не нужно оплачивать обучение;
+ Комфортный темп обучения: можно пересматривать непонятные и трудные фрагменты столько раз, сколько это необходимо, разучивать и репетировать столько, сколько нужно, самостоятельно устанавливать и по необходимости менять сроки и задачи;
+ Отсутствие жёсткой программы и полная свобода выбора композиций, авторов, приёмов, стиля игры и т. д.
Минусы:
- Отсутствие чёткой проработанной системы обучения. Велико искушение «замахнуться» сразу на сложное, пропустив необходимые азы. Это грозит пробелами в знаниях, быстрым разочарованием в своих возможностях и процессе обучения как таковом;
- Сложности при выборе авторитетного источника: при всём разнообразии онлайн-уроков, в сети достаточно как профессионалов, так и дилетантов. Можно по неопытности выбрать некомпетентного преподавателя, чьи ошибки будет копировать ученик;
- Острая необходимость жёсткой самодисциплины. Без неё эффективность занятий быстро сойдёт «на нет». Поэтому метод не подходит людям, которые нуждаются в периодическом «волшебном пенделе» ));
- Отсутствие свидетельства о полученных знаниях: официального музыкального образования у самоучки нет, и это часто мешает человеку в жизни, если он принимает решение сделать музыку своей профессией.
Частные уроки
Сейчас очень востребованы частные индивидуальные занятия музыкой. Система та же, что и с частным репетиторством по учебным предметам: педагог приходит на дом к ученику, или наоборот, ученик посещает педагога по удобному для всех графику. Такие занятия с детьми и взрослыми часто практикуют профессиональные музыканты для реализации своих знаний и дополнительного заработка.
Плюсы:
+ Удобный график занятий;
+ Индивидуальный подход к ученику, работа с учётом его способностей, возможностей и музыкальных интересов.Отлично подходит для творческих людей;
+ Работа с любой базой: возможно как развитие прежде полученных навыков, творческие занятия, обучение определённым стилям игры и т. д., так и обучение «с нуля»;
+ Возможность обсудить вопрос оплаты и установить приемлемую цену занятий.
Минусы:
- Тот же момент, что и с онлайн-занятиями: если преподаватель недостаточно профессионален, его ошибки и «косячную» технику может перенять ученик. Ещё бывает так, что музыкант – блестящий исполнитель, но при этом средний или даже вовсе слабый педагог. В таком случае занятия не будут достаточно эффективными;
- Зависимость от переменчивых настроений ученика, особенно это касается детей. Если в музыкальную школу обязательно нужно ходить, и это хорошо дисциплинирует, то частные уроки многие дети воспринимают как нечто необязательное. При необходимости их можно отменить или перенести. В результате, постепенно интерес к урокам угасает, а всё былое рвение к музыке так и остаётся в области детских фантазий;
- Если педагог достаточно профессионален и высоко ценит свои уроки, процесс обучения может быть очень затратным;
- Так же, как в предыдущей ситуации, отсутствует документ о музыкальном образовании.
Студия (кружок)
Ещё с ХХ века у нас в стране открыто множество центров детского творчества. Там бесплатно или за символическую стоимость ребёнок может научиться играть на музыкальном инструменте, петь сольно или в хоре, танцевать и т. д.
Плюсы:
+ Творческий коллектив педагогов, комфортная обстановка. Чаще всего работников таких центров объединяет искренняя любовь к своей профессии и детям;
+ Возможность посещать студию (кружок) в удобное время;
+ Занятия бесплатны или стоят совсем недорого, доступны семье с любым достатком;
+ Возможность обучаться по нескольким направлениям: вокал, игра на гитаре/фортепиано, танцы, ансамбль, хор и т. д.;
+ Навыки концертных выступлений.
Минусы:
- Не всегда такие занятия эффективны. Часто дети ходят в кружок «за компанию» с друзьями и одноклассниками. Строгость и оценочная система отсутствуют, поэтому ученики могут годами разучивать одно и то же произведение;
- Не все педагоги детских центров имеют профессиональное музыкальное образование, некоторые просто увлекаются музыкой;
- В связи с «модной» сейчас оптимизацией кружки могут закрываться, менять направление и профиль;
- Документ об окончании обучения выдаётся, но он не равен по статусу диплому музыкальной школы.
Государственная музыкальная школа
Официальная музыкальная школа до сих пор остаётся одним из наиболее эффективных и проверенных способов обучения. Там люди получают начальное профессиональное образование в музыке. Это позволяет не только хорошо играть на выбранном инструменте, но и разбираться в музыкальной теории, стилях, направлениях, знать биографии композиторов, получить основы вокала, хорового пения, иметь представление о том, как создаются мелодии.
Плюсы:
+ Системное обучение «с нуля» до профессионального уровня игры на музыкальном инструменте. Глубокая теоретическая база. Знание теории, каким бы оно ни казалось лишним в беспечном детстве, помогает ответить на многие вопросы относительно качества звука, разнообразия музыкальных тональностей, – в конце концов, просто помогает отличать хорошую музыку от плохой;
+ Обучение в музыкальной школе дисциплинирует личность, помогает правильно распределять время, находить возможности для любимых занятий даже в плотном графике;
+ Хорошие навыки концертных выступлений, постоянная практика;
+ Полный курс обучения в музыкальной школе подтверждается официальным документом – дипломом. Это поможет при устройстве на работу, связанную с музыкой, при поступлении в музыкальное училище, творческий вуз и т. д.;
+ Стоимость обучения в государственной музыкальной школе вполне доступна для семьи с небольшим доходом.
Минусы:
- Очень плотный график обучения, много предметов, жёсткое расписание. По сути, это вторая школа. День ученика расписан по часам, свободного времени остаётся очень мало;
- Часто в государственной музыкальной школе работают педагоги старой закалки, которые очень требовательны. Это плюс для дисциплины и хороших знаний, но может стать минусом для развития творческих способностей ученика и психологического комфорта. Так же, как жёсткая оценочная система: в дневник могут ставить «двойки», писать замечания красной пастой – в общем, всё как в школе. Не говоря о том, что можно провалить экзамен и вылететь за неуспеваемость;
- Строгая программа и одинаковые для всех задания, сложно проявить индивидуальные предпочтения. Хотя здесь многое зависит от педагога;
- Теоретическая часть иногда оказывается слишком сложной для юных учеников, что снижает интерес к обучению в целом;
- Ограничения по возрасту: взрослому человеку сложно поступить в музыкальную школу.
Частная музыкальная школа
Альтернатива государственному образованию – частная музыкальная школа. Сейчас такие учебные заведения активно развиваются и пользуются спросом.
Плюсы:
+ Большинство педагогов – концертирующие музыканты, творческие люди, яркие личности, заинтересованные в успехе и высокой эффективности своей работы. В такой школе комфортная, доброжелательная обстановка.Оценочная система чаще всего отсутствует, главное – результаты, которые можно увидеть и услышать;
+ Индивидуальный подход к ученикам, направленность на развитие творческих способностей, возможность выбрать интересующее направление музыки, любимых композиторов, произведения по душе. Отсутствие жёстких рамок программы;
+ Гибкий график занятий, возможность заниматься вудобное время;
+ Отсутствие возрастных ограничений: в частной музыкальной школе могут заниматься и дети, и взрослые;
+ Навыки концертных выступлений, проведение мероприятий, видео- и аудиозапись, съемка профессиональных клипов и т. д.
Минусы:
- Обучение в частной школе обычно стоит дороже, чем в государственной;
- Поскольку ученик сам выбирает интересующие направления, в темах, которые обязательно изучаются в государственной школе, могут остаться пробелы;
- Не у всех преподавателей частной школы есть профессиональное педагогическое образование;
- Документ об окончании частной школы отличается по статусу от государственного диплома.
Итак, мы видим, что выбор достаточно большой. Что же именно предпочесть – решать вам и вашим детям.
Предлагаю обсудить этот вопрос в комментариях: как вы думаете, где и как лучше и эффективнее учиться играть на музыкальном инструменте?
#образование #обучение детей #музыкальное образование #дети и музыка #музыкальная школа