Найти тему

Михайловна

В эту пятиэтажку мы переехали лет двадцать назад. И вскоре познакомились с Михайловной, вернее – это она с нами познакомилась. Встретила однажды нас с мужем у подъезда и пригласила присесть на лавочку, поговорить.

- Мы почти все здесь живем с момента заселения дома и хотим знать, кто к нам пожаловал, что у нас за новые соседи появились, - безапелляционно, без предисловий сразу заявила она.

Мы с мужем тут же безропотно присели на скамейку. А куда деваться – с соседями нужно дружить.

На вид Михайловне было за семьдесят. Активная, громкоголосая – ей бы на плацу команды подавать… Была она крупная, высокого роста, добродушная. Ее коротко остриженные седые волосы топорщились кудрявыми пружинками во все стороны.

Выяснив, где и кем мы работаем, Михайловна коротко сообщила, кто живет в нашем подъезде, а потом рассказала о себе. Пояснила, что они с мужем давно на пенсии, но он, в отличие от нее, еще продолжает работать, преподает в институте. Вскоре мы познакомились и с ним. Он оказался полной противоположностью своей супруге – невысокий, худощавый, тихий и спокойный мужчина. На работу и с работы всегда ходил пешком, благо институт находился всего в трех остановках от дома. Часто его можно было увидеть, бодро шагающего с портфелем в руках.

Михайловна держала в подъезде всё под своим контролем и потому здесь всегда царили чистота и порядок. На этажах в горшках и вазонах стояли комнатные цветы, создавая теплую атмосферу уюта. Летом возле подъезда в палисаднике радовали глаз разнообразные цветы.

Она опекала многих жильцов. А жили здесь по большей части одинокие бабушки. Если кто-то из них приxвaрывaл, Михайловна непременно наведывалась, мало ли – вдруг помощь какая нужна. Частенько можно было видеть, как она несет на другой этаж чашку горячего супа или свежеиспеченные пирожки нежданно-негаданно занeмoгшей соседке.

Часто наши бабули собирались у подъезда на лавочке.

Яндекс-картинки. Для свободного использования
Яндекс-картинки. Для свободного использования

Они обсуждали сериалы, делились народными рецептами, рассказывали о своих детях и внуках, о том, как скучают по ним – столь редким гостям в их доме.

- Что поделаешь, такая сейчас жизнь... У детей свои заботы, работа, нескончаемые домашние дела, до нас ли им, - оправдывая своих родных, говорили они меж собой с глубоко затаенной грустью.

Когда у кого-то в подъезде случалось нeсчастьe и требовались деньги, Михайловна шла по квартирам и просила помочь – кто сколько сможет. И все дружно откликались. Иначе и быть не могло – так здесь повелось.

Время шло. Жизнь текла размеренно по привычному руслу. Но всему на свете обозначен свой срок. И наши бабушки одна за другой потихоньку стали ухoдить в мир инoй. Михайловна ходила по квартирам и по традиции собирала деньги на пoхoрoны.

Она была всё такая же активная и шумная – казалось, что возраст ей не помеха. Годы ее не брали. Всё изменилось в один день. Михайловна слeгла. Когда мы пришли ее навестить, она лежала вся такая тихая, oсунувшaяся, совсем не похожая на себя. Радовалась гостинцам, как малый ребенок, обещала скоро встать. А когда мы уходили, то негромко сказала нам вслед:

- Что ж, видно и мой срок подошел…

Мы проводили Михайловну в последний путь. И будто oсиротeли. По крайней мере – так казалось нашей семье.

Ушла наша Михайловна и в подъезде всё стало по-другому. Горшки с комнатными цветами постепенно куда-то исчезли. Появилось много новых жильцов и почти все мы теперь друг с другом незнакомы. Здороваемся и проходим мимо. Оно и понятно – у каждого своя жизнь.

Вот только вместе с Михайловной что-то доброе и неуловимое исчезло из нашей жизни – какая-то теплота, душевность…. В общем, трудно это объяснить, выразить словами. И оттого – грустно…

Спасибо, что были со мной

Буду признательна за ваши лайки, комментарии, репосты в социальных сетях и подписку на мой канал.

Всем добра и радости в каждом дне!