Найти в Дзене
Схола

Чего боится власть? Почему Путин подписал закон о запрете отождествления нацизма и сталинизма?

Роман "Жизнь и судьба" В. Гроссмана сегодня еще не успели запретить. А ведь в центре романа находится диалог между гестаповцем и убежденным коммунистом (из еще ленинских соратников). И там все подробно объясняется. Высказываются те самые крамольные мысли, которые сегодня запрещаются россиянам. И за которые можно получить до 3-х лет лишения свободы.

Антагонисты
Антагонисты

Вот что говорит гестаповец Лисс, обращаясь к старому большевику Мостовскому:

Мне хочется говорить с вами.... Когда мы смотрим в лицо друг другу, мы смотрим не только на ненавистное лицо, мы смотрим в зеркало. ... Вам кажется, вы ненавидите нас, но это кажется: вы ненавидите самих себя в нас.

Действие происходит в немецком концлагере. И штурмбанфюрер Лисс затрагивает тему заключенных:

Ваш террор убил миллионы людей, и только мы, немцы, во всем мире понимали: так надо! ... Кто в наших лагерях, если нет войны, если нет в них военнопленных? В наших лагерях, если нет войны, сидят враги партии, враги народа. Знакомые вам люди, они сидят и в ваших лагерях... ваши контингенты – это и наши контингенты.
Немецкий концлагерь Бухенвальд. Надпись на воротах "Jedem das Seine" ("Каждому свое"). В 1946-1950-е годы использовался МВД-МГБ СССР в качестве лагеря для интернированных. Был включен в систему ГУЛАГ ("Спецлагерь № 2").
Немецкий концлагерь Бухенвальд. Надпись на воротах "Jedem das Seine" ("Каждому свое"). В 1946-1950-е годы использовался МВД-МГБ СССР в качестве лагеря для интернированных. Был включен в систему ГУЛАГ ("Спецлагерь № 2").

Нацист Лисс предлагает коммунисту Мостовскому разговаривать как одному партийцу с другим:

Пропасти между нами нет! Ее выдумали. Мы форма единой сущности – партийного государства. ... Вы лично знали Ленина. Он создал партию нового типа. Он первый понял, что только партия и вождь выражают импульс нации, и прикончил Учредительное собрание. ... Учитель, вы всегда будете учить нас и всегда у нас учиться. Будем думать вместе.

Реакция на эти речи со стороны большевика Мостовского описывается так:

Но было нечто еще более гадкое, опасное, чем слова опытного эсэсовского провокатора. Было то, что иногда то робко, то зло шевелилось, скреблось в душе и мозгу Мостовского. Это были гадкие и грязные сомнения, которые Мостовской находил не в чужих словах, а в своей душе.
Сериал режиссера С. Урсуляка (2012 год). Вольная экранизация романа. Сцен в немецком концлагере здесь нет. Вся романная линия коммуниста Михаила Мостовского вырезана.
Сериал режиссера С. Урсуляка (2012 год). Вольная экранизация романа. Сцен в немецком концлагере здесь нет. Вся романная линия коммуниста Михаила Мостовского вырезана.

Как появился роман "Жизнь и судьба"? Каковы его значение и роль для русской литературы?

Василий Гроссман прошел всю войну и был ведущим советским военным корреспондентом. После войны он стал признанным писателем, живым классиком советской литературы. И перед ним была поставлена задача - написать грандиозное произведение под стать "Войне и миру" Л. Толстого. С прицелом на получение Нобелевской премии.

Гроссман написал дилогию про Сталинградскую битву, очевидцем которой он был. Первая часть "За правое дело" была опубликована в 1952 году. А вторая часть "Жизнь и судьба" попала под полный запрет в 1961 году. У писателя был произведен обыск, и все найденные экземпляры рукописи были изъяты сотрудниками КГБ. И поэтому первая публикация состоялась за границей в 1980 году. Спустя 16 лет после смерти автора.

Секретарь ЦК по идеологии М. Суслов лично беседовал с писателем В. Гроссманом. И объяснил автору, что его роман при советской власти никогда опубликован не будет. Но Суслов ошибся...
Секретарь ЦК по идеологии М. Суслов лично беседовал с писателем В. Гроссманом. И объяснил автору, что его роман при советской власти никогда опубликован не будет. Но Суслов ошибся...

А в Советском Союзе роман "Жизнь и судьба" был опубликован только в 1988 в журнале "Октябрь" (№ 1-4). И произвел ошеломляющий эффект на читающую публику. Подобно "Архипелагу ГУЛАГ" и в "В круге первом" А. Солженицына.

В чем было главное интеллектуальное открытие времен перестройки (1980-е годы)? Это возможность частной, индивидуальной жизни. Свобода которой выражается в достижении наибольшей независимости от государства. И читать такие книги, как "Жизнь и судьба" В. Гроссмана, значит, нужно усомниться в необходимости государства как такового.

Идея тоталитарного государства заключается в попытке любой власти установить максимально полный контроль над человеком. Делать это можно разным образом. Но самый простой и экономичный - это создание репрессирующих законов, не нарушить которые просто невозможно. И, значит, любой человек попадает под действие карающей государственной машины.

Вот как сейчас быть с романом "Жизнь и судьба"? Это классика русской литературы 20 века. Но изучение этой книги несовместимо со статьей 354.1 УК. И как тогда нам быть? Всем бояться и слушаться власти?

А ведь нас учили в Советском Союзе, что литература - это "художественное постижение истории". И порой литература дает лучшее понимание истории, чем собственно историко-научные исследования.

Мировой бестселлер 2006. Переведен на русский язык в 2011 году. Автор сознательно использовал диалог из книги В. Гроссмана. Прямое заимствование из романа "Жизнь и судьба". Но в зеркальном отражении. Речи здесь произносит пленный советский комиссар танкового полка.
Мировой бестселлер 2006. Переведен на русский язык в 2011 году. Автор сознательно использовал диалог из книги В. Гроссмана. Прямое заимствование из романа "Жизнь и судьба". Но в зеркальном отражении. Речи здесь произносит пленный советский комиссар танкового полка.

И для людей из советских поколений 1980-х годов было естественным считать. Что государство как таковое - это избыточный фактор по отношению к жизни людей. Чем меньше государства, тем лучше. Чем меньше всё регулирующих законов, тем лучше.

И жаль, что сейчас в России этого не понимают. "Сбесившийся принтер" - это точное определение Госдумы последних двух-трех созывов. Депутаты которых выдали нам множество избыточных и неправомерных законов, имеющих репрессивный характер.

Итак, тоталитаризм - это стремление любой власти достичь максимума контроля над человеком, получившее свое предельное выражение. В построении работающей репрессирующей Системы - "Левиафана".

Что противостоит тоталитаризму? И разрушает его, делает бессмысленными все ограничения, налагаемые государством?

Василий Гроссман дал в романе свой ответ:

Это частная доброта отдельного человека к отдельному человеку. ... эта доброта и есть человеческое в человеке...

И еще хочется добавить, что разумность. Разум все-таки должен победить...

Обсуждение проблем "российского законодательства" см. также в публикациях: