Найти в Дзене
Корни рода

От Русско-японской до Великой Отечественной: кавалер Георгиевского креста Петр Иванович Митрофанов

У прапрабабушки Анны Ивановны было 11 детей. Мальчишки рождались чаще, но трое из них не дожили до взрослого возраста, а еще двое — погибли совсем молодыми от тифа во время Первой мировой войны, будучи призванными на фронт. Пережили Первую мировую двое сыновей — старший Петр (его в семье звали Пека) и младший Георгий (его называли и Юрием). Петр Иванович Митрофанов родился 22 сентября 1884 года на станции Торбино Николаевской железной дороги и был крещен в церкви погоста Оксочи, так как собственной церкви в Торбино на тот момент еще не построили. На старшего сына в те времена падала большая ответственность. Он становился главной опорой и помощником родителей, продолжателем дела отца. Каждые два года рождались новые братишки и сестренки, так что рано пришлось Петру начинать взрослую жизнь и зарабатывать. Пока точных сведений у нас нет, но можно предположить, что он учился сначала в церковно-приходской школе, а затем в училище. К 1905 году в посемейном списке мещан Малой Вишеры Петр знач

У прапрабабушки Анны Ивановны было 11 детей. Мальчишки рождались чаще, но трое из них не дожили до взрослого возраста, а еще двое — погибли совсем молодыми от тифа во время Первой мировой войны, будучи призванными на фронт.

Пережили Первую мировую двое сыновей — старший Петр (его в семье звали Пека) и младший Георгий (его называли и Юрием).

Петр Иванович Митрофанов родился 22 сентября 1884 года на станции Торбино Николаевской железной дороги и был крещен в церкви погоста Оксочи, так как собственной церкви в Торбино на тот момент еще не построили.

На старшего сына в те времена падала большая ответственность. Он становился главной опорой и помощником родителей, продолжателем дела отца. Каждые два года рождались новые братишки и сестренки, так что рано пришлось Петру начинать взрослую жизнь и зарабатывать.

Запись о рождении Петра Ивановича из "Посемейного списка" мещан Малой Вишеры
Запись о рождении Петра Ивановича из "Посемейного списка" мещан Малой Вишеры

Пока точных сведений у нас нет, но можно предположить, что он учился сначала в церковно-приходской школе, а затем в училище. К 1905 году в посемейном списке мещан Малой Вишеры Петр значится в ополчении 2-го разряда.

Бабушка рассказывала, что Петр Иванович служил в Русской императорской армии как минимум несколько лет.

Скорее всего, после службы по призыву он был демобилизован, а когда началась Первая мировая война — снова призван.

Давайте посмотрим на очень интересный документ как раз этого периода — уведомление о приеме раненого или больного. Этот документ, хранящийся в Российском государственном военно-историческом архиве, я нашла в базе данных Памяти Героев Первой мировой войны.
Уведомление о приеме раненого или больного
Уведомление о приеме раненого или больного
Увеличенный фрагмент документа
Увеличенный фрагмент документа

В верхней части документа указаны фамилия, имя и отчество — Митрофанов Петр Иванович, семейное положение — холостой, возраст 35 лет (указан неверно, ему было 33 на тот момент), русский и православный, рядовой 74-го Сибирского стрелкового полка.

Увеличенный фрагмент документа
Увеличенный фрагмент документа

Дальше указано место рождения — деревня Торбино Пожарской волости Крестецкого уезда Новгородской губернии. Занятие перед войной — слесарь.

Тут надо заметить, что профессия слесаря до революции была весьма высокооплачиваемой и уважаемой. Это был, по сути, технический специалист.

Никита Сергеевич Хрущев в своих воспоминаниях пишет, что работал слесарем до 1917 года, его зарплата составляла 40-45 рублей, этих денег ему хватало, чтобы безбедно жить, снимать хорошую квартиру и содержать жену и детей.

Так что можно предположить, что и Петр Иванович весьма хорошо зарабатывал. Бабушка рассказывала, что он работал на железной дороге.

Дальше указана болезнь, из-за которой он оказался в госпитале, — двухстороннее воспаление среднего уха (отит).

Нетрудно догадаться, как Петр заболел — солдаты неделями находились в промерзших окопах и сырых землянках, не имея возможности порой даже переодеться в чистую и сухую одежду, не говоря уже о том, чтобы как следует согреться.

Отит дал серьезные осложнения — Георгиевский кавалер Петр Иванович оглох. Чтобы он мог расслышать речь, его собеседникам приходилось почти кричать.

Есть и второй документ, согласно которому в мае 1917 года Петр Иванович заболел цингой. Как известно, эта болезнь развивается при сильной нехватке в организме витамина С, то есть при плохом однообразном питании. Поэтому неудивительно, что цингой часто страдали солдаты.
Карточка на прибывших больных и раненых
Карточка на прибывших больных и раненых

Петр Иванович так и не женился никогда и всю свою жизнь провел в родительском доме, помогая отцу с матерью, сестрам и их детям.

Довелось ему пережить и Великую Отечественную войну. Он, уже пожилой, оставался единственным мужчиной в доме. Немцы до Торбино не дошли, но их самолеты часто бомбили станцию и стоявшие там поезда.

Взрывов снарядов Петр не слышал и помогал женщинам с детьми добраться до окопов, которые вырыли во дворе дома, чтобы прятаться во время налетов.

Да и вся тяжелая работа по дому была на нем — и воды из колодца принести, и дрова наколоть.

Как окончилась война, в сентябре 1945 года его племянница Калерия, моя бабушка, вышла замуж за танкиста Льва Федоровича Чулкова. Молодые уехали жить сначала в Боровичи, потом на родину Льва в Московскую область, но летом обязательно приезжали с детьми (моей мамой и тетей) в Торбино.
Петр Иванович Митрофанов во дворе родительского дома на станции Торбино. 1961 год
Петр Иванович Митрофанов во дворе родительского дома на станции Торбино. 1961 год

Петр Иванович прожил долгую жизнь, больше 80 лет. Моя мама помнит, как теплыми вечерами сидели на завалинке торбинского дома Лев Федорович с Петром Ивановичем, старый и молодой — оба бывалые фронтовики, и, покуривая папиросы, громко беседовали, делились фронтовыми историями.

Пусть таким он и останется в нашей памяти.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!

Всего доброго, до новых встреч!