У прапрабабушки Анны Ивановны было 11 детей. Мальчишки рождались чаще, но трое из них не дожили до взрослого возраста, а еще двое — погибли совсем молодыми от тифа во время Первой мировой войны, будучи призванными на фронт.
Пережили Первую мировую двое сыновей — старший Петр (его в семье звали Пека) и младший Георгий (его называли и Юрием).
Петр Иванович Митрофанов родился 22 сентября 1884 года на станции Торбино Николаевской железной дороги и был крещен в церкви погоста Оксочи, так как собственной церкви в Торбино на тот момент еще не построили.
На старшего сына в те времена падала большая ответственность. Он становился главной опорой и помощником родителей, продолжателем дела отца. Каждые два года рождались новые братишки и сестренки, так что рано пришлось Петру начинать взрослую жизнь и зарабатывать.
Пока точных сведений у нас нет, но можно предположить, что он учился сначала в церковно-приходской школе, а затем в училище. К 1905 году в посемейном списке мещан Малой Вишеры Петр значится в ополчении 2-го разряда.
Бабушка рассказывала, что Петр Иванович служил в Русской императорской армии как минимум несколько лет.
Скорее всего, после службы по призыву он был демобилизован, а когда началась Первая мировая война — снова призван.
Давайте посмотрим на очень интересный документ как раз этого периода — уведомление о приеме раненого или больного. Этот документ, хранящийся в Российском государственном военно-историческом архиве, я нашла в базе данных Памяти Героев Первой мировой войны.
В верхней части документа указаны фамилия, имя и отчество — Митрофанов Петр Иванович, семейное положение — холостой, возраст 35 лет (указан неверно, ему было 33 на тот момент), русский и православный, рядовой 74-го Сибирского стрелкового полка.
Дальше указано место рождения — деревня Торбино Пожарской волости Крестецкого уезда Новгородской губернии. Занятие перед войной — слесарь.
Тут надо заметить, что профессия слесаря до революции была весьма высокооплачиваемой и уважаемой. Это был, по сути, технический специалист.
Никита Сергеевич Хрущев в своих воспоминаниях пишет, что работал слесарем до 1917 года, его зарплата составляла 40-45 рублей, этих денег ему хватало, чтобы безбедно жить, снимать хорошую квартиру и содержать жену и детей.
Так что можно предположить, что и Петр Иванович весьма хорошо зарабатывал. Бабушка рассказывала, что он работал на железной дороге.
Дальше указана болезнь, из-за которой он оказался в госпитале, — двухстороннее воспаление среднего уха (отит).
Нетрудно догадаться, как Петр заболел — солдаты неделями находились в промерзших окопах и сырых землянках, не имея возможности порой даже переодеться в чистую и сухую одежду, не говоря уже о том, чтобы как следует согреться.
Отит дал серьезные осложнения — Георгиевский кавалер Петр Иванович оглох. Чтобы он мог расслышать речь, его собеседникам приходилось почти кричать.
Есть и второй документ, согласно которому в мае 1917 года Петр Иванович заболел цингой. Как известно, эта болезнь развивается при сильной нехватке в организме витамина С, то есть при плохом однообразном питании. Поэтому неудивительно, что цингой часто страдали солдаты.
Петр Иванович так и не женился никогда и всю свою жизнь провел в родительском доме, помогая отцу с матерью, сестрам и их детям.
Довелось ему пережить и Великую Отечественную войну. Он, уже пожилой, оставался единственным мужчиной в доме. Немцы до Торбино не дошли, но их самолеты часто бомбили станцию и стоявшие там поезда.
Взрывов снарядов Петр не слышал и помогал женщинам с детьми добраться до окопов, которые вырыли во дворе дома, чтобы прятаться во время налетов.
Да и вся тяжелая работа по дому была на нем — и воды из колодца принести, и дрова наколоть.
Как окончилась война, в сентябре 1945 года его племянница Калерия, моя бабушка, вышла замуж за танкиста Льва Федоровича Чулкова. Молодые уехали жить сначала в Боровичи, потом на родину Льва в Московскую область, но летом обязательно приезжали с детьми (моей мамой и тетей) в Торбино.
Петр Иванович прожил долгую жизнь, больше 80 лет. Моя мама помнит, как теплыми вечерами сидели на завалинке торбинского дома Лев Федорович с Петром Ивановичем, старый и молодой — оба бывалые фронтовики, и, покуривая папиросы, громко беседовали, делились фронтовыми историями.
Пусть таким он и останется в нашей памяти.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!
Всего доброго, до новых встреч!