... Чтобы осознали все: "Насилие над волею и мыслью ребёнка есть тяжкое преступление".
Мало ли окажется преступников?"
Ш. Амонашвили
Я первая выйду с чистосердечным признанием: было. И указания, и хорошо завуалированные попытки направить, подкорректировать. Но как только "поймала" себя, как только увидела, что можно иначе, что есть те, у кого получается иначе, тут же откликнулась. Сердцем, а потом и делом.
Сейчас не мыслю свою педагогическую деятельность (методическая работа, преподавание гибких навыков, сопровождение класса) без тьюторства, которое для меня про поиск в ребенке его интересов, его устремлений, его смыслов. Не навязывание, а совместный поиск. С искренним азартом.
Как методист я освобождаю пространство встречи с детьми для их творчества, "открываю" закрытые вопросы, "вытаскиваю" волнующие темы.
Как тренер soft skills я могу спросить ребят, какое задание они дали бы себе сами и как видят нашу следующую встречу. А иногда и вовсе уступаю своё тренерское место детям.
Как куратор класса я стимулирую мечты, берегу чувства, освобождаю учебное онлайн-пространство для детских проб и переживания их уникального опыта.
А ещё... Я забочусь о себе. О своём внутреннем любопытном ребенке. Я помню о том ресурсе, которым должен быть наполнен и он тоже. И постоянно напоминаю себе, что такой же внутренний ребёнок живёт в каждом учителе и каждом родителей детей моего класса. И все наши внутренние дети хотят заботы. Педагогика работает и после 18)
Педагогика - это наука? Искусство? Я не даю себе так думать, не даю себе воспринимать ребёнка как объект. При таком подходе есть вероятность, что он рано или поздно окажется в клетке. Пусть из самых добрых побуждений.
"Вот возьмём и напишем прямо на небе, чтобы осознали все: "Насилие над волею и мыслью ребёнка есть тяжкое преступление".
Я подпишусь.