«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.» (Еф. 12: 10-12).
Некоторые считают, что сила заключается в том, чтобы добиваться своего в жизни любыми способами, и не понимают христиан, не понимают в чём заключается подвиг христианский. Некоторые считают это слабостью, но на самом деле это совсем не так. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.» (1-е Кор. 1: 18). Но это плотское мудрование, а плоть, как известно смертна. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8: 6). И человек, даже, если и добьётся чего-то в жизни силой, то в конечном итоге, он с собой это не заберёт, а христианский подвиг возводит человека в Царство Небесное, к жизни вечной; «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Подвиг христианский требует мужества, терпения, силы духа, силы воли. Недаром христианина называют воином Христовым. С кем же христианин ведёт войну? Христианин ведёт борьбу не с другими людьми, он ведёт борьбу против своих собственных страстей и духов злобы поднебесной, которые разжигают эти страсти, навязывают человеку греховные помыслы, чтобы ввести его в грех и погубить душу. Борьба христианина заключается в преодолении этих страстей, в преодолении греха, в борьбе с греховными помыслами.
Духи злобы поднебесной ведут борьбу с родом человеческим, чтобы погубить как можно больше душ. Как известно, они злоупотребили своей свободной волей и отпали от Бога, последовав за мятежным ангелом Денницей (Люцифером): «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.» (Откр. 12: 3-4). Они сознательно выбрали путь зла, утвердились в нём, им суд уже написан: «о суде же, что князь мира сего осужден.» (Ин. 16: 11), покаяться они уже не могут в отличие от людей. Люди же могут покаяться и занять их место в Царстве Небесном со святыми Ангелами, откуда они (бесы) отпали, поэтому они и стремятся погубить вместе с собой как можно больше людей, ненавидят Бога и Его творение человека. Так как с Богом, они бороться не могут, то борются с человеком, созданным по Его образу и подобию, думая этим отомстить Богу и погубить души человеческие. Так вот, они ведут настоящую войну, зная психологические особенности человека, используя его слабые места, выстраивают стратегии, планы, чтобы погубить души человеческие, используя всё только, что можно против человека. Причём те люди, которые живут обычной мирской жизнью, потакая своим страстям, не чувствуют этой борьбы, потому что они служат этим духам злобы поднебесной и сатане, живя во грехах. Чувствуют борьбу те, кто желает и старается жить праведной, благочестивой жизнью, борется с грехом, хочет сподобиться Царства Небесного. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.» (2-е Тим. 3: 12). Много очень способов у них.
Да и ещё, к тому же христианину приходится бороться со своими собственными наклонностями, со своими страстями, потому что в плоти человеческой живёт грех. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.» (Рим. 7: 14-18). Каждый христианин призван к подвигу, преодолению своих страстей, к жертвенной любви, к победе над эгоизмом, себялюбием и другими страстями, живущими в сердцах человеческих. «Да, бой с самим собой — есть самый трудный бой. Победа из побед — Победа над собой». Фридрих фон Логау. Сатана, видя, что человек встал на путь покаяния, на путь благочестивой праведной жизни, может послать целую армию к нему. «Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.» (Псалом 10: 2). Но, как сказал Игумен Никон (Воробьёв): «Твердо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад ему не повредит.»
Вот такая непростая борьба предстоит христианину, таков христианский подвиг. Поэтому святых отцов называют подвижниками. Подвигоположником является Сам Господь Иисус Христос, показавший нам примером Своей жизни, как следует вести себя христианину, желающему наследовать Царствие Божие. Господь за эту победу обещает большую награду: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» (Откр. 21: 7). Сатана и Христу, как мы знаем, предлагал искушения, которые сводились к искушениям сделать камни хлебами, искушения от гордости, броситься вниз с крыла храма, и искушения богатства, славы человеческой, власти, - предлагал все царства мира. Господь Иисус Христос всё это отверг. (См. Мф. 4: 1-10). «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.» (Мф. 4: 11). Господь окончательно победил смерть и ад, когда принял крестную смерть, спустился в ад, вывел оттуда души, принявшие Евангелие, воскрес на третий день, открыл людям Царство Небесное. Как известно из Евангелия, Господь боролся с искушением в Гефсиманском саду: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.» (Лк. 22: 43-44). Но Христос победил, проявив послушание Отцу и любовь к людям, совершив подвиг любви, благодаря которому мы можем обрести жизнь вечную: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15: 33). Совершив этот подвиг, Господь победил мир, вознёсся в славе и сел одесную Отца, и Он является Судией живых и мёртвых: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (Фил. 2: 7-11). Христос призывает и нас к этому подвигу: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» (Ин. 16: 33). Вслед за Христом победили Апостолы, мученики, преподобные, праведные, наследовали Царство Небесное и прибывают в славе со Христом. Поэтому христианину следует мужественно переносить все искушения, скорби, зная, что он имеет надежду наследовать Царство Небесное и сподобиться вечной славы со Христом: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.» (2-е Тим. 2: 3).
Христианину не нужно бороться с людьми, злиться на людей, которые совершают против него грех, лучше злиться на демонов, которые ввели их в этот грех, и злиться на демонов, которые нас хотят склонить ко греху, к злобе, обиде и т.д. И не нужно давать им места, чтобы они командовали душой, чтобы быть орудием в их руках, а побеждать их. А людей нужно любить и молиться за них, как Господь Иисус Христос молился за распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк. 23: 34). А людям, обижающим делать добро, этим мы будем побеждать сатану и духов злобы поднебесной: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим. 12: 21). Кого действительно нужно ненавидеть, так это сатану, демонов и грех, нужно отталкивать все их нечистые помыслы, противоречащие Евангелию, которые склоняют человека ко греху: «Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми.» (Псалом 138: 21-22).
А оружием против врага является вот что: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6: 13-18). То есть слово Божие, молитва, память смертная, богомыслие, памятование о Страшном Суде, о воздаянии в вечности – всё это оружие против врага. Самый верный способ борьбы с бесами – это молитва, обращение к Богу за помощью. Сам человек не может один противостоять действию духов злобы поднебесной и собственных страстей, потому что духи злобы поднебесной намного сильнее его. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Я сам, убогий Серафим, на себе самом испытал эту борьбу с бесами и погиб бы совершенно, если бы Господь и Божия Матерь не помогли бы мне в том и не защитили бы меня от силы их. А сила их так велика, что и малейший из них ногтем своим может всю нашу землю в одно мгновенье, как мячик, повернуть и повернул бы, если бы в том не препятствовала им Всемогущая десница Божия…». Но как написано: «невозможное человекам возможно Богу.» (Лк. 18: 27). Чтение Псалтири, например, мощнейшее оружие против сатаны и бесов. «Я вышел навстречу иноплеменнику, и он проклял меня идолами своими. Но я, исторгнув у него меч, обезглавил его» (Псалом 151: 6-7). Практически в каждом псалме говорится о врагах, так вот, стоит под врагами, как раз-таки понимать духов злобы поднебесной. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка, в крове крилу Твоeю покрыеши мя. От лица нечестивых острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я и запни им, избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея…» (Псалом 16: 8-13). Надо бояться и мелких грехов, по-видимому, и даже просто в уме рассматривать греховные помыслы, потому что это всё может привести к более серьёзным смертным грехам. Враг, желая ввести душу в серьёзный грех, сперва побуждает совершать малые и незаметные. Поэтому Господь и говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). А если грех совершён, то нужно не отчаиваться, а приносить покаяние Богу и идти дальше.
Но Господь обращает для христианина всё к лучшему, всё ко благу, ко спасению души, в том числе и бесовские нападения. Многие подвижники таким образом, научились непрестанной молитве, защищаясь от нападений вражьих, от помыслов греховных, ища помощи у Бога. Также эти нападения вражьи учат подвижника смирению, упованию и надежде на Бога, а не на свои силы. Вот что значит: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). А иначе человек может впасть в гордость. «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нём плевелы»? Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их»? Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». (Мф. 13: 24-30). Подвижник, желая защититься от бесов, пребывает в молитве, обретает смирение, надежду на Бога. И таким образом, бесы, желая отдалить его от Бога и спасения, приближают. «Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им, обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им, обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им.» (Псалом 117: 10-12). Поэтому надо держаться за Христа и уповать на Него, держаться учения Христа и святых отцов Церкви. За упорную борьбу Бог может дать человеку бесстрастие ещё в этой жизни, мир и радость о Духе Святом, что есть «Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 21), а после перехода в иной мир - жизнь вечную во Христе.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.» (Откр. 3: 21).